Косплей — это искусство перевоплощения. Это способ выразить себя, стать частью любимой вселенной и найти единомышленников. Где можно встретить псковских косплееров, и как это движение развивалось в городе — разберёмся в материале от «МК в Пскове».
Что такое косплей?
Если кратко, косплей — это подражание поп-культурным персонажам путем облачения в их образ. Герой может быть взят из фильмов, аниме, видеоигр, комиксов, книг и любых других медиа.
На косплей-фестах сразу становится понятно, что сейчас популярнее всего в массовой культуре. В период взлета игры «Cyberpunk 2077» фесты заполонили образы на главного героя, а этой осенью, когда выходил заключительный сезон мультсериала «Аркейн», косплееры наряжались в Джинкс, Вай и других персонажей картины.
Есть в косплее и категория «ориджинал» — когда костюм придуман самостоятельно. Но образ все равно будет отсылать к популярным вселенным или сеттингам.
Косплей — это не просто игра в наряды. Важно не только воссоздать внешний облик героя, но и понять его характер, манеры поведения, даже его мировоззрение. Косплеер стремится стать частью той истории, которую рассказывает персонаж.
Сатурналии, ряженье, а теперь и Comic Con — люди всегда хотели быть кем-то другим
Идея перевоплощения не нова: ещё в древности люди использовали маски и костюмы в обрядах, играх, ритуалах и праздниках.
В Древнем Египте жрецы надевали маски богов, чтобы проводить мистерии. В античной Греции театр масок отражал архетипические образы, а в Риме на сатурналиях господа и рабы полностью менялись ролями, создавая иллюзию социальной свободы.
В России маскарады стали популярны при Петре I, который ввёл их в 1721 году по случаю мира со Швецией. Петровские маскарады длились семь дней и позволяли представителям различных слоёв общества свободно общаться.
При Елизавете Петровне маскарады назывались «метаморфозами». Женщины надевали мужские костюмы — камзолы и панталоны, а мужчины облачались в платья с корсетами.
В Псковской области, кстати, было популярно «ряженье» — славянская традиция обрядового переодевания. Эта практика была неотъемлемой частью многих народных праздников и обрядов, особенно во время Святок, Масленицы, Троицы и Ивана Купалы.

Ряженые изображали животных, мифологических существ, представителей других народов, а также социальные типажи. Для перевоплощения использовали самодельные маски, солому, платки, сажу и краски. Крестьяне надевали одежду, не соответствующую их статусу и возрасту, носили с собой предметы, характерные для их персонажей: карты и гитара для цыган, сума и посох для нищего, ухват для черта, метла для ведьмы.
Во время праздника ряженые могли позволить себе поведение, недопустимое в обычное время, что помогало выпустить накопившееся напряжение.

Хотя многие ассоциируют появление косплея с Японией, его истоки уходят в США. В 1939 году на Всемирной научно-фантастической конвенции писатель Форрест Аккерман появился в футуристическом костюме, что стало первым известным случаем косплея.
В Японии косплей приобрёл особую популярность в конце 1970-х — начале 1980-х годов. В 1983 году в журнале «My Anime» появилась рубрика «Hero Costume Operation», где читателям объясняли, как создавать костюмы и позировать в образе персонажей.
Слово «косплей» было введено японским журналистом в 1983 году после его посещения конвенции в Лос-Анджелесе. Он адаптировал английское выражение «costume play» в японскую речь как «косупурэ».
В Россию косплей пришел только в начале 20-го века: в 1999 году в журнале «Великий Dракон» была опубликована статья, посвящённая косплею, в 2001 году создали тематический русскоязычный сайт, а в 2002 году в Воронеже прошёл первый косплей-фест.
Псков старался не отставать от трендов: в нулевых (примерно с 2008 года) появился ПАФ — неформальное сообщество «Псковских Аниме Фанатов». Они проводили собственные конкурсы косплея. Иногда просто на интерес и без наград, а позже — организаторы либо искали спонсоров, либо скидывались со своих денег, чтобы поощрить победителей.

Встретить первых псковских косплееров можно было каждые выходные либо возле «гномиков», напротив нынешней «Французской булочки» на Ленина, либо в Летнем саду. Часто ПАФовцы захаживали в «Tir Club» и появлялись на хэллоуинских вечеринках (а иногда и организовывали сами).
В группе ВКонтакте первых псковских косплееров можно насладиться антуражем перевоплощений в то время.

Где в Пскове оживают персонажи?
Каждый год осенью в «Простории» проходит киберспортивный фестиваль «Спортсмены будущего». В программу входит и конкурс косплея, по наградам и организации самый масштабный в Пскове на сегодняшний день.

Организаторы конкурса приглашают судей из других городов. Нередко на конкурс приезжают и иногородние участники. К участию в киберфестивале косплееры готовятся заранее, даже если идут вне конкурса, просто провести время в компании единомышленников.
В среднем на киберфестиваль приходят около 30-40 косплееров, часть из них борется за победу. Если хотите познакомиться с косплеем воочию и увидеть самое большое разнообразие костюмов - стоит заглянуть на следующий киберфест.

Аналогичный киберспортивный фестиваль проходит и в Великих Луках. Последний раз — в декабре 2024 года, в спортивном комплексе «Стрелец».

Косплей-сообщество Пскова также проводило собственный фестиваль «Sakura Fest». Он проходил летом 2023 года в креативном пространстве «Лофт». Пока неизвестно, будет ли фестиваль повторяться.

Для тех, кому не терпится познакомиться с искусством косплея, стоит заглянуть в «Просторию» на фандом-ярмарку. Они проводятся несколько раз в год.
На фандом-ярмарке нет конкурсов с наградами, но среди псковских косплееров есть традиция все равно приходить туда в костюмах. На ярмарке косплееры сами организовывают себе досуг: играют на гитаре, танцуют флешмобы, знакомятся, общаются, записывают совместные видео. Некоторые проводят импровизированные мастер-классы, предлагая вместе порисовать или поделать что-то руками.

Анонсы ближайших ярмарок периодически выкладывают в группе ВКонтакте «Косплей Псков».
Также конкурсы косплея проводит клуб настольных и настольно-ролевых игр «Пикник». Но в костюме можно приходить на любую встречу или мероприятие клуба.

Заключение
И хоть Псков не назовешь эпицентром косплей-сообщества, он удивительно органично вписывается в эту атмосферу: на улицах города можно встретить людей, которые в поисках своего пути примеряют разные роли.
И может быть, не только косплееру каждый день приходится быть рыцарем, шутом или героем мемов. В какой-то момент каждый из нас надевает новый образ: смиренного служащего, бойца системы, философа — несмотря на то, что на деле ты просто человек, пытающийся справиться с повседневностью.
В этом и заключается магия косплея: он учит нас примерять новые роли, не забывая, что за ними всегда стоим мы сами.
Валерия Андреева