24 декабря – день, насыщенный народными традициями и поверьями, связанными с православным празднованием памяти нескольких святых, и прежде всего, преподобного Никона Радонежского, отчего этот день и получил название Никонов день.
В этот день, когда зима вступает в свои права, наши предки особо остро ощущали противостояние добра и зла, света и тьмы. Не случайно именно 24 декабря сосредотачивались многие обряды, призванные защитить дом и семью от нечистой силы, которая, согласно поверьям, активизировалась в бушующие метели и снежные вихри.
Образ снежного вихря в народной мифологии — не просто метеорологическое явление. Это олицетворение демонической силы, стремящейся проникнуть в человеческое жилище, чтобы найти там убежище от зимней стужи. Наши предки верили, что в вихре скрывается злой дух, и предпринимали различные меры предосторожности, чтобы не пустить его в дом.
Одним из самых распространенных способов защиты был топор, положенный острием вверх у порога. Острая сталь, по представлениям древних славян, обладала защитными свойствами, отпугивая нечисть. Кроме того, зажженная лампадка в доме символизировала свет, противостоящий тьме, а молитвы святому Никону призваны были укрепить эту защиту, очистить жилище от негативной энергии и наполнить его благодатью.
Примечательно, что зимние вихри не всегда воспринимались исключительно как предвестники зла. Существовали поверья, что их можно использовать для различных целей, включая лечение болезней и даже любовную магию. Например, заговор от лихорадки, описанный в старинных рукописях, предполагал вынос золы из печи на перекресток и обращение к ветру с просьбой унести болезнь. Этот ритуал имел символическое значение: зола, как остаток сгоревшего топлива, ассоциировалась с болезнью, которую следовало унести прочь из дома. Ритуальные действия, такие как бросание монет через левое плечо, усиливали магическую составляющую обряда, помогая "оплатить" ветру его услуги.
Еще более интересен ритуал "присушки", то есть любовного приворота, использовавший силу ночного дыма из печи. Юноша, произнося заговорные слова, обращался к восходящему дыму, как к посреднику, способному донести его чувства к возлюбленной. Дым, в данном случае, символизировал невидимые силы, способные влиять на мысли и чувства человека. Важно отметить, что такие обряды были распространены не повсеместно, и их эффективность во многом зависела от веры в их силу.
Что касается запретов, существовавших в Никонов день, то среди них особо выделялись ограничения на рубку елей и ношение старой одежды. Запрет на рубку елей, вероятно, связан с почитанием этого дерева, символизирующего вечную жизнь и силу природы. Рубка ели в этот день могла восприниматься как проявление неуважения к священным силам природы и привлечение негатива. Что касается старой одежды, то её ношение могло трактоваться как привлечение в дом старых проблем и неурядиц. Предполагалось, что чистая и опрятная одежда создает благоприятную атмосферу и способствует привлечению позитивных событий.