Чтобы узнать ответ на эти вопросы, корреспондент «МК в Пскове» провёл опрос среди учащихся 9-10 классов и спросил у них, какие предметы они бы исключили из школьной программы.
Среди опрошенных (48 человек) больше всего школьников (21 человек) отметили, что с радостью убрали бы из школьной программы финансовую грамотность. Напомним, что этот предмет стал обязательным для российских школ, начиная с 1 сентября 2022 года. И если в каких-то школах финансовую грамотность развивают в рамках других дисциплин, то в других для неё ввели дополнительный урок.
Безусловно, знания по финансовой грамотности являются важными для подрастающего поколения, ведь они помогают школьникам развивать навык обращения с деньгами с самого детства. Ещё до вступления во взрослую жизнь школьники смогут научиться планировать свой бюджет, делать разумные покупки и правильно инвестировать денежные средства. Однако у учащихся, и так загруженных профильными предметами, редко находятся силы для того, чтобы слушать дополнительные лекции по финансированию.
Наряду с финансовой грамотностью, опрошенные назвали следующие предметы, которые они желают убрать из школьной программы: вероятность и статистика, правоведение, «Разговоры о важном», индивидуальные проекты, родной язык, стилистику, риторику и основы духовно-нравственной культуры России. 12 человек отметили, что убрали бы все предметы, которые не входят в аттестат. Кроме того, несколько школьников хотели бы сократить учебные часы по физкультуре.
Важно, что опрос прошли именно школьники 9 и 10 класса. Это не начальная и даже не средняя школа. Старшеклассники находятся на пороге взрослой жизни и активно готовятся к важным экзаменам. У девятиклассников это ОГЭ и итоговое собеседование, у десятиклассников – подготовка к итоговому сочинению и сдаче ЕГЭ, которые ждут их уже в следующем году. Впереди маячит поступление и выбор учебного заведения. Большое количество домашней работы, загруженность на уроках, моральное давление приводит к тому, что многие старшеклассники получают эмоциональное выгорание и лишаются мотивации делать хоть что-то. Учителя отмечают, что к седьмому-восьмому уроку школьники выглядят полностью выжатыми и редко проявляют хоть какую-либо активность. Некоторые учащиеся засыпают прямо на уроках.
Учителя, принявшие участие в опросе, также рассказали, что многие предметы школьной программы не являются необходимыми. В первую очередь они отметили основы духовно-нравственной культуры России и статистику. Один из педагогов считает, что даже профильные предметы нуждаются в серьёзной доработке. «Было бы лучше, если бы на той же информатике школьников учили пользоваться приложениями и программами, рассказали бы о безопасности в соцсетях, а не загружали написанием программ и использованием языка программирования. Любой предмет может быть полезным, если его усовершенствовать», - рассказал учитель в беседе с корреспондентом «МК в Пскове».
Отметим, что для растущего организма крайне важно находиться на открытом воздухе хотя бы час, ведь это помогает укрепить сердечно-сосудистую систему, снизить уровень стресса и тревожности, а также способствует выработке эндорфинов. А как школьникам найти время на прогулку, когда после школы нужно выучить несколько параграфов, написать сочинение, подготовиться к контрольной работе, прочитать несколько глав романа, да ещё и найти время для подготовки к ЕГЭ и созданию индивидуального проекта? Это не говоря уже о том, что каждому подростку хочется провести время с друзьями, уделить внимание хобби и попросту выспаться.
Очень часто сильная усталость приводит к сниженному настроению, раздражительности, тревожности и стрессу. Всё это негативно сказывается на подростках, которые и так испытывают постоянные перепады настроения и эмоциональные качели.
Не надо забывать и о загруженности учителей, которые должны подготовиться к семи-восьми урокам, проверить порядка трёхсот тетрадей, а также заняться подготовкой школьников к экзаменам и олимпиадам. Это также способствует снижению интереса к своей деятельности и возникновению постоянной апатии. А ведь нехватка учителей является одной из самых важнейших проблем, как Псковской области, так и всей России.
Никто не говорит, что школьников нужно полностью избавить от домашней работы и позволить гулять с утра до вечера, но им определённо необходимо время на то, чтобы отдохнуть и расслабиться. С этим безумным темпом жизни, который появляется из-за загруженности в школе, даже отличники и хорошисты могут снизить свою успеваемость и потерять мотивацию к учёбе.
Сильная загруженность в школах - это актуальная проблема, которая затрагивает как учащихся, так и учителей. Подобная загруженность может серьёзно сказаться на психологическом состоянии учащихся. Для того, чтобы этого избежать, нужно создать здоровый баланс между учебной нагрузкой и временем для отдыха. Например, уменьшить объём информации или убрать из школьной программы не особо важные для старшеклассников предметы, которые не являются профильными.