– Что вдохновило вас стать режиссёром?
– Всё идёт с детства. Эта сфера манила меня, когда я смотрел в детстве на экран и видел героев 90-х. Мне хотелось быть похожим на своих кумиров – например, на Брюса Ли. Когда встал выбор, куда поступать, сомнений уже не было, как и терзаний, куда идти. После школы я сразу поехал учиться в Казань из своего города Набережные Челны. Раньше этот город носил название Брежнев.
– Какие темы вам наиболее близки и почему?
– Бывает так, что ты долго о чём-то думаешь, что-то тебя тревожит, и вдруг попадается материал, связанный с этой ситуацией. Например, спектакль «Лютый» Казахского театра. Премьера спектакля состоялась более двух лет назад. Тут случилась примерно такая же ситуация – что-то долго меня тревожило, а потом мне предложили это поставить. Мы смогли найти точки соприкосновения. Сюжет рассказывает о герое, который находится в поисках чего-то домашнего, какого-то тепла. Но у него не получается это найти, вечно есть какая-то неприкаянность. Это герой без земли, без почвы под ногами.
Бывает, что у меня уже есть тема, но нет материала, чтобы раскрыть эту тему. У нас есть авторский спектакль, который мы сочинили вместе с актёрами на основе вербатима. Он рассказывает о жизни татарских деревенских жителей. На основе интервью со старожилами деревни мы сделали спектакль. Это уходящее поколение военных лет, которых уже практически не осталась. Мы создавали эту постановку в несколько заходов: две недели, потом ещё две недели, потом был перерыв почти в полгода, потом мы снова работали три недели. Это очень искренний, один из самых личных спектаклей. При работе с ним у нас была только тема, но практически не было материала. В результате мы сами полностью придумали спектакль и все слова.
– На ваш взгляд, какая самая сильная из ваших работ?
– Сложно выбрать что-то одно. Хорошо, что не я занимался итоговым отбором на фестиваль. Я бы захотел показать всё. Но спектакли, которые вошли в «Кулов-фест», неслучайны. Все пять очень значимы для меня.
– С какими трудностями вы сталкиваетесь во время создания постановок?
– Здесь нет ничего простого. Во-первых, это работа с людьми, которая всегда очень энергозатратна. Театр – это скопление амбициозных, творческих и эгоистичных людей. В хорошем смысле этого слова. Каждый здесь пытается поймать свою звезду. Все эти амбиции нужно объединить в один поток мысли. Работать приходится не только с артистами, но и с цехами, постановочной командой, хореографами, художниками, вокалистами. Все они должны работать на общую идею, словно механизм часов. Но, помимо трудностей, это ещё и очень подпитывает. Признаюсь, что я люблю людей и верю в них.
– Я читала, что также вы работали актёром в театре. Сейчас вы продолжаете заниматься этой деятельностью?
– Нет, сейчас я занимаюсь только режиссурой. Актёрское ремесло плавно перешло в режиссуру. Однако актёрство очень помогает мне в работе. Где-то необходимо показать, что именно я хочу видеть в игре артиста. Для меня актёрство просто стало частью профессии режиссёра.
– Что, по вашему мнению, является главным качеством для хорошего режиссёра?
– Хороший режиссёр должен обладать образным мышлением, организаторскими способностями и уметь коммуницировать с людьми. Но самое главное – он должен иметь твердую почву под ногами, знать, чего он хочет. Это что-то на уровне интуиции. И, конечно же, он должен знать своё ремесло.
– Кто или что вдохновляет вас при создании своих работ?
– В раннем детстве – всё, связанное с драками. Такое было время. Все мы ходили на бокс и каратэ. Сначала вдохновляли такие герои, как Брюс Ли и Ван Дамм. Потом появился фильм «Брат» и Данила Багров, которого сыграл выдающийся актёр Сергей Бодров. Он тоже был для нас кумиром. Мы бегали по рынкам и искали похожие свитера, чтобы быть такими же крутыми и всех побеждать. Это чисто мальчишеская тема. Я рос на простых фильмах, в которых добро борется со злом и всегда побеждает.
– Какие у вас планы на будущее? Есть ли в работе какие-то новые спектакли?
– Я режиссёр Санкт-Петербургского театра юных зрителей им. А.А. Багрянцева. В конце февраля мы с этим театром выпускаем спектакль по мотивам фильма «Что случилось с Бэби Джейн?» Роберта Олдрича. Это голливудская классика, и сейчас я занимаюсь инсценизацией этого фильма на сцене. Параллельно я начинаю работу с псковским театром. Это будет спектакль по мотивам пьесы «Каинова печать» Леонида Андреева. Премьера планируется в Пскове на конец апреля. Таким образом, «Кулов-фест» знакомит псковичей с моим творческим почерком.
– Как вы пришли к тому, чтобы приехать в Псков со своим фестивалем?
– Это было очень неожиданно, когда мне предложили создать фестиваль моих спектаклей. И я подумал, что это большое счастье – собрать их всех вместе. Собрать коллективы, с которыми я не раз работал и остался в хороших отношениях. Так что для меня это предложение стало большим подарком судьбы.
– Что бы вы посоветовали людям, которые только начинают свой путь в этой сфере деятельности?
– Всё постигается практикой и опытом. Я до сих осваиваю это дело и пытаюсь набраться достаточно опыта, до сих пор учусь. Я в профессии уже десять лет, но это только начало. Некоторые вещи я начал познавать только сейчас. Режиссура – это забег на длительную дистанцию. Это не пять, не десять и не пятнадцать лет. Посмотрим, что будет лет через тридцать. Мы меняемся, зритель меняется. Руку всё время нужно держать на пульсе и доказывать свой профессионализм.
– В ходе работы вы много путешествуете по разным городам. Как вам такой ритм жизни?
– Я уже выработал этот ритм и теперь не умею по-другому. Только в этом году я был в Кемеровской области, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Казани, Казахстане, Башкортостане. И это далеко не всё.
– Как вам Псков и псковский театр?
– Театр прекрасный. Глядя на него, можно сказать, что именно таким должен быть настоящий театр – с такими балконами, арками, сценой. Во-вторых, хочется отметить, что все помогают в проведении фестиваля. Я давно хотел побывать в Пскове. И теперь мне это удалось. К тому же я приехал сюда с семьёй. Я снова приеду сюда зимой, когда мы запустим проект.
Как мы видим, профессия режиссёра требует сочетания художественного таланта, технических знаний и коммуникационных навыков. Нам остаётся только пожелать Тимуру творческих успехов и с нетерпением ждать премьеры «Каиновой печати» на сцене псковского театра.