13 октября, день Григория Летописца (или Григория Соломенного), в народном календаре – это пограничный день между уходящей осенью и приближающейся зимой.
Название "Григорьев день" связано, скорее всего, не с одним конкретным святым Григорием, а с целым рядом почитаемых в этот период церковью святых с именем Григорий. Возможно, такое название сложилось из-за совпадения дня с церковным праздником одного из Григориев, либо отражает народные представления о святом, как о покровителе осенних работ и подготовки к зиме. Слово "соломенный" в названии, вероятно, указывает на то, что к этому времени уже заканчивались полевые работы, и солома играла важную роль в крестьянском хозяйстве – её использовали для кровли, утеплителя, подстилки скоту и т.д.
Народные приметы, связанные с этим днём, отражают наблюдения предков за природными явлениями и их взаимосвязью с будущей погодой и урожаем. Наблюдение за животными играло ключевую роль. Поведение белок, например, служило важным предвестником. Чистая, вылинявшая белка предсказывала хорошую осень и мягкую зиму. Смена шубки у белки к этому времени говорила о том, что зима будет не слишком суровой. Поведение ежей также имело значение: если еж устраивает своё зимнее логово на краю леса, это считалось признаком тёплой зимы, в то время как гнездо глубоко в лесу предвещало суровую зиму. Обращали внимание и на журавлей: их отлёт предвещал раннюю и холодную зиму. Первый выпавший сухой снег считался предвестником хорошего лета следующего года. Наблюдения за состоянием леса тоже помогали строить прогнозы: богатый урожай орехов при отсутствии грибов сулил снежную и суровую зиму. Это объяснялось тем, что обильный урожай орехов требовал больше энергии от деревьев и кустов, что потенциально оставляло меньше сил на грибы и развитие травянистых растений. Не менее важны были наблюдения за атмосферными явлениями. Выпадение снега 13 октября не предвещало скорого наступления зимы, скорее, наоборот, указывало на её затяжное наступление. Поведение птиц служило источником информации: пение снегиря предвещало раннюю зиму. Состояние луны также имело значение. Тусклая, мутная луна предвещала непогоду, а яркая и чистая – ясную погоду. Даже при варке проса предки находили предсказания погоды: обильное выделение паров при помешивании предвещало непогоду. Это связано с тем, что влажность воздуха влияет на интенсивность парообразования. Наконец, тусклое горение лучины также считалось признаком приближающейся непогоды.
Эти наблюдения, собранные за столетия, представляют собой уникальную систему народной метеорологии, основанную на глубоком понимании природных циклов. Помимо метеорологических примет, существовали и другие, связанные с хозяйственной деятельностью.
Сжигание лаптей в этот день символизировало проводы осени и "пропуск" зимы. Это ритуальное действие, вероятно, имело очистительный характер и было связано с цикличностью жизни и обновления. Отказ от ремонта и любых починок 13 октября также имел глубокий символический смысл. Предки верили, что любые ремонтные работы, начатые в этот день, затянутся надолго, принесут ссоры и недовольство в семью. Это суеверие, вероятно, отражало опасение начать важные дела в преддверии сложного зимнего периода, когда все силы и ресурсы должны быть сосредоточены на подготовке к холодам. Зато подготовка к ремонту, покупка материалов, не возбранялась. Этот день считался подходящим для планирования и подготовки, но не для начала активных действий. Интересно отметить, что подобные поверья и приметы существовали и в других культурах. Например, у славянских народов существовали аналогичные приметы, связанные с поведением животных и природными явлениями, но со своими нюансами. Так же и в культурах, не имевших прямого контакта, можно обнаружить схожие обряды и суеверия, связанные с зимним солнцестоянием и началом зимнего периода. Это свидетельствует о глубинной связи между человеком и природой, о стремлении понять и предсказать её капризы.
13 октября, день Григория Соломенного, – это не просто дата в календаре, но целый комплекс народных верований и примет, отражающих многовековой опыт наблюдения за природой и стремление предков к гармонии с окружающим миром.