По последнему слову техники
Этим летом в Пскове развернулись поистине грандиозные работы. Масштабная модернизация затронула две из трех самых крупных котельных города – предприятие №20 и районную котельную. Также долгожданный ремонт проводят в котельных и насосных залах предприятия на улице Конной, от которой (помимо стоящих рядом жилых домов) питается известная баня.
Котельную на улице Конной с окончанием отопительного сезона полностью закрыли, до осени она работать не будет – эти месяцы позволят провести весь комплекс работ. Отразилось ли закрытие котельной на жизни жителей микрорайона? Вовсе нет. Они этого даже не почувствовали благодаря тому, что теплосети заранее закольцевали с другой котельной, что на улице Народной. Сейчас она обеспечивает горячей водой и своих потребителей, и обитателей другой близлежащей части города. На следующий год котельные поменяются местами. Это было очень непросто, но профессионализм работников дает о себе знать.
На сегодняшний день под проездом от улицы Конной к улице Розы Люксембург уже смонтировали теплотрассу. Кстати, часть работ успели провести на улице Розы Люксембург, пока дорожные рабочие еще не уложили асфальт. Часто состыковать свои работы с планами городских властей по ремонту дорог и дворов «Псковским теплосетям» бывает трудно, но в этот раз справились успешно.
Проходя мимо котельной, внимательный горожанин заметит ржавые обрезки труб рядом с разрытым котлованом – это и есть следы модернизации. Новые качественные трубы уже проложены и закольцованы. Важно, что диаметр новых труб заметно больше предыдущего – 426 миллиметров вместо 325. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность подавать горячую воду большему количеству потребителей.
Ну а чтобы поток шел с необходимым напором, в ближайшее время здесь установят еще и новые сетевые насосы.
Еще одно ноу-хау котельной на улице Конной – электронная запорная арматура. Раньше для того, чтобы перекрыть подачу воды в трубы, нужно было долго крутить вентили, теперь же это можно делать буквально одним пальцем.
«Хочется ценить труд своих сотрудников, в том числе – слесарей, которые работают с запорной арматурой. Да, подобные установки не поставишь в каждой камере, многое упирается в финансы… Но сегодня без обновления никак», – рассказали на предприятии.
Работая над обновлением оборудования, здесь не забывают об основных болевых точках – старые теплосети требуют ремонта дважды в год из-за воды, дождей и использования химикатов зимой. Когда еще заняться этим, если не летом?
Тысяча и одна труба
Следующей точкой в нашем маршруте стала котельная №20, где можно увидеть настоящий «конструктор Лего» для сварщиков. Здесь варят паровой котел, который переоборудовали в водогрейный. Сейчас на нем потребовалось полностью заменить всю трубную систему.
К котлу подсоединяется 1000 трубок. Прежде, чем собрать такой, необходимо всё тщательно подготовить, прочистить трубки и обработать. Затем один сварщик начинает работать над сборкой оборудования снаружи, а другой – прямо изнутри.
Работники предприятия поясняют: трудиться над таким котлом приходится по полугода. Это долго, и это основной минус подобного оборудования. Однако есть и плюсы: если одна трубка выйдет из строя, ее можно заткнуть, изолировать и использовать котел дальше. В водогрейном котле, состоящем из модулей, одна вышедшая из строя трубка ведет к полной остановке работы всего агрегата.
За котлами здесь следят особенно тщательно – воду перед тем, как нагревать и подавать в батареи домов, обязательно дистиллируют. Это важно, ведь примеси могут вызывать образование накипи, которая будет прогорать и выводить из строя огромные агрегаты.
Как никогда в вопросе содержания котлов важна профилактика. Раз в год специалисты проводят химическую и механическую очистку котлов. Во время химической в котел заливают кислоту и кипятят на протяжении нескольких суток. На каждом этапе местная лаборатория берет анализы и контролирует качество работы. Механическая очистка выполняется керхером: каждую трубку вручную моют изнутри под давлением.
Теплотрасса над головой
В заключение отправляемся на Районную котельную – здесь над проезжей частью готовятся протянуть новые, красивые и современные трубы.
Они также будут большего диаметра по сравнению со своими предшественниками – 700 мм вместо 600. Для того, чтобы безболезненно провести ремонт, основную нагрузку перевели на соседнюю котельную. Для этого даже пришлось сделать переключение и изменить ток горячей воды.
Без этого никак, ведь к районной котельной подключается все больше и больше домов. Улица Рокоссовского уже давно перестала считаться городской окраиной, и теперь даже новые районы, расположенные в деревне Борисовичи под Псковом, тоже необходимо обеспечить теплом.
На старых трубах стоят мощные заглушки, рядом специалисты прямо на высоте варят новые. При устройстве новой теплотрассы используют современные технологии, чтобы при нагреве и увеличении в размере труба могла безопасно двигаться. А швы и стыки закрывают муфтой (а не просто закрепляют подручными материалами, как в советское время).
Кстати, с 70-х годов прошлого века теплотрасса неплохо сохранилась. Хотя трубы уже отработали свой ресурс, трасса до сих пор работала и выдерживала нагрузку.
Поддержание работы тепловых сетей – это ежедневный кропотливый труд. Помимо проведения масштабных ремонтов и модернизации оборудования, специалистам постоянно приходится устранять протечки, решать проблемы с устаревшим оборудованием и внимательно следить за работой несущих тепло людям гигантов. В «Псковских теплосетях» трудится больше 1000 человек, и все они заботятся о нашем с вами благополучии не только во время отопительного сезона, но и после его завершения.
К работе предприятия стоит отнестись с пониманием и не ворчать, что сегодня «зеленые человечки» вновь начали раскапывать какой-то участок города. Это все необходимо для поддержания жизни теплотрассы, и за это мы скажем им спасибо с приходом холодов.