- Не так давно вы в качестве соорганизатора приняли участие в отборочном туре для псковских музыкантов семейного фестиваля "Рок-ОполЧЕние". Расскажите, каким образом вы попали на псковский фестиваль?
- Мы с нашими дорогими друзьями из группы «ЧЕ», которые являлись организаторами фестиваля «Рок-ОполЧЕние», в 2020 году решили объединиться, чтобы сделать фестиваль более мощным, чем он был раньше. Прежде в нём принимали участие только тверские группы, так как фестиваль проходил в Тверской области. Кроме того, там были одна или две группы из Петербурга. И мы были единственным коллективом из Москвы. В этом году мы решили стать соорганизаторами фестиваля, и тверские партнёры приняли нас в свои ряды. Мы захотели, чтобы у нас были коллаборации с другими фестивалями. И вот ребята из группы «ЧЕ» познакомились с Андреем Семёновым, организатором фестиваля «Добрый рок», и решили дружить фестивалями. Так получилось, что в этом году они проходят в одни и те же даты — с 5 по 7 июля. Поэтому среди прочих отборочных туров в Москве, Петербурге и Твери, мы сделали отборочный в Пскове. И в тот же день, в то же время в Твери проходил отборочный тур на «Добрый рок». Конечно, нам захотелось познакомиться и с Андреем Семёновым, нашим организатором, и выступить перед вашей аудиторией, показать ей свою музыку. В ином случае сложно приехать в другой город, когда тебя там никто не знает. Теперь мы узнали, что в Пскове тоже есть рок-музыка и увидели это своими глазами.
- Как вы можете оценить выступившие группы, есть ли талантливые ребята?
- В Пскове был интересный отбор, потому что помимо нас, выступили всего две команды. То есть мы выступили как гости, а в фестивале приняли участие группы «Портал» и «Октябрьский проспект». Группа «Портал» приехала из Великих Лук. Группа «Октябрьский проспект» уже имеет свою историю. И мне очень понравились их песни, понравилось, как поёт вокалист. Это стиль музыки, который мне очень по душе. Но данная команда не прошла дальше. Как ни странно, за них проголосовало меньше зрителей. То ли группа «Портал» привезла фанатов с собой, то ли у них просто больше поклонников, но по голосованию зрителей прошли на фестиваль именно они. Также голосование было среди жюри. Скажем так, группа «Портал» - это не совсем тот стиль музыки, который я слушаю и который мне нравится. Но это не значит, что они плохи. Ребята постарались, сделали гримм. Видно, что им нравится такой стиль — что-то между хард-роком и панк-роком. Лично я такую музыку не слушаю, но буду рад увидеть ребят на фестивале «Рок-ОполЧЕние». Мы даём возможность поучаствовать в фестивале музыкантам различных жанров. Ведь разным людям нравится разная музыка. Но могу сказать, что на меня большее впечатление произвела именно команда из Пскова - «Октябрьский проспект».
- Во время своего выступления в качестве специального гостя вы получили желаемый отклик у публики?
- У нас получилась интересная история. Конечно же, нас мало кто знает в городе, и все пришли поддерживать свои группы. Наше выступление проходило между выступлением группы «Портал» и оглашением результатов. Поэтому все ждали именно результаты. Во время выступления я задал вопрос публике, спросил у них, кто пришёл болеть за своих, а кто - просто послушать музыку. И именно тем, кто пришёл просто послушать музыку, наша группа очень понравилась. Незаинтересованные люди проявили интерес к нашем творчеству. В принципе, я в этом не сомневался, но этот факт в очередной раз подчеркнул, что мы движемся в правильном направлении. Также один из участников группы «Октябрьский проспект» сказал, что ему очень понравилось, как мы играли. Организатор Андрей Семёнов похвалил нас и призвал подать заявку на «Добрый рок». Я считаю, что это выступление было удачным.
- Как вам Псков, вы впервые здесь побывали? Удалось ли погулять по городу?
- Да, мы побывали здесь впервые. Времени было немного, но мы прогулялись по улицам и очень подробно осмотрели Псковский Кремль, поднялись на смотровую площадку, прогулялись вдоль крепостной стены. Вообще это приятный, уютный город. Видно, что очень старый. Ещё нам очень повезло с погодой.
- Расскажите о начале своего творческого пути. Вы занимались музыкой с детства или это увлечение пришло к вам позже?
- Я занялся музыкой, наверное, лет с двенадцати, когда по дороге в Крым с родителями услышал в машине группу The Beatles. Меня настолько заинтересовала музыка, что я подумал, что хочу научиться играть на гитаре. В принципе, это довольно типичная история для музыкантов, но в моём случае всё произошло именно так. И по возвращении из той поездки я попросил отца показать мне несколько аккордов. Долгое время у меня ничего не получалось. Но когда мне купили гитару, после долгих упражнений у меня уже начало получаться. Я стал писать свои песни, а потом увлёкся звукозаписью дома. В течение учебного года я записывал песни на домашнем компьютере и дарил своим друзьям диски и кассеты. Вот так началось моё увлечение.
- А какая именно песня The Beatles звучала в машине ваших родителей в тот день?
- Это был сборник, что-то из первой половины их творчества, с 1963 по 1965 годы, то есть первые альбомов пять. Это была пиратская кассета без обложки. Когда я уже начал покупать альбомы The Beatles, то понял, что песни там были с разных альбомов, в каком-то случайном порядке.
- Помимо The Beatles, кто-то из зарубежных или отечественных рок-групп или музыкантов вдохновлял вас на протяжении всего творческого пути?
- Да, это не только The Beatles. Понятно, что это великая группа и понятен их огромный вклад, но у них не так много песен. Они просуществовали меньше десяти лет. Поэтому всё это я очень быстро послушал и усвоил. Ну сколько можно переслушивать одно и то же? Поэтому я начал обращать внимание на разные рок-н-ролльные группы тех лет: британские, американские, и так или иначе смотреть, что делают наши российские группы. Честно говоря, я даже не знаю, кого можно сюда отнести. Мне всегда нравилась группа «Машина времени» [лидер группы Андрей Макаревич внесен в реестр иностранных агентов - прим.ред.].
- А были моменты, когда вы хотели бросить музыкальную сферу или вы знали, что будете заниматься музыкой всегда?
- Когда я был моложе и только начинал этим заниматься, мне хотелось развиваться в музыке, несмотря ни на что. Потом я понял, что у всего есть свой какой-то тупик. Ты можешь достичь определённого уровня, а дальше уже никак, потому что индустрия не допускает к себе. Тем, кто сверху, совсем не нужна конкуренция. Но до того, чтобы бросить, не доходило. Всегда случалось какое-нибудь событие, которое позволяло продолжать заниматься музыкой дальше. То песню взяли на радио, то на фестиваль пригласили, то состоялся какой-нибудь удачный концерт. И тогда ты понимаешь, что делаешь это не только для себя. Кому-то это тоже интересно. Это очень подстёгивает меня как автора и исполнителя. А когда группе исполнилось уже десять лет, то я понял, что обратного пути нет. Вне зависимости от того, слушают нас или нет, я уже не могу перестать этим заниматься, потому что слишком давно в музыке. Поэтому о том, чтобы бросить, речь не шла.
«Под гитару у костра знаменитым не станешь»
- Когда у вас появилась идея создать свою группу и что сподвигло вас на это?
- Где-то году в 2006 мои друзья, которым я дарил свои диски и записи, сказали мне: «Вот ты молодец, пишешь песни, записываешь их, но ты один. Как ты собираешься становиться известным? Ты же об этом мечтаешь. Тебе же нужна группа. Ты должен заниматься этим не один. Под гитару у костра ты знаменитым не станешь». Я понял, что они правы. Я начал искать людей вокруг себя, которые готовы быть со мной. А я в то время был неопытным, неизвестным, играл плохо, пел тоже плохо. Искать единомышленников оказалось не так просто, мне потребовалось несколько лет. Я пробовался в несколько уже готовых групп, но меня брать не хотели, потому что у меня нет опыта. И я понял, что в целом я обладаю лидерскими качествами и должен создать свой проект сам. Таким образом, к концу 2009 года я собрал вокруг себя необходимое количество людей. Это как минимум четыре человека — бас-гитарист, клавишница и барабанщица - интересно, что в первом составе группы у нас были две девушки— и соло гитарист. А потом еще присоединился басист. Сам я играл на ритм-гитаре. И вот так мы выступали целый год. А потом обстоятельства поменялись. В очень редких случаях тот состав, который сформировался в группе изначально, остаётся на долгое время. Это потому, что все в музыке развиваются с разной скоростью, у каждого разные музыкальным способности. Кому-то в принципе приходит в голову, что музыка это не его. Поэтому, когда обретаешь опыт, начинают меняться музыканты и группа приобретает очертания.
- Вы сказали, что раньше пели плохо. Получается, вы развивались и совершенствовались, чтобы начать петь хорошо?
- Плохо и хорошо — понятия слишком простые для этого. Я считаю, что музыкальный слух либо есть, либо нет. А вот голосовые связки — это мышцы, которые нужно укреплять, тренировать, развивать. Когда у меня уже была группа, я решил обратиться к преподавателю по электро-гитаре и занимался с ним несколько лет. Он мне передавал свой опыт, потому что электро-гитара — это другая техника игры. Потом ещё пять лет я занимался вокалом. Я понял, что вокал это, оказывается, нелегко. Там есть куча всяких технических элементов. И я сразу начал понимать — кто петь умеет, а кто самоучка, кто какими приёмами владеет.
- А что вам нравится больше: играть соло или руководить группой?
- Понимаете, это два разных ответвления. Я могу и то, и другое. Если ты один с гитарой, у тебя получается меньше громкости, меньше драйва за счёт того, что инструментов меньше. Ты один контролируешь свою игру, сам воспроизводишь музыку. При этом у тебя более тёплое общение с залом — это как квартирник. В целом я люблю пообщаться с залом, люблю пошутить. Когда ты один, ты можешь хорошо слышать свой голос, никто его не перебивает, не заглушает. Ты по-разному поёшь, когда ты один с гитарой, и когда ты с коллективом.
В то же время, когда ты с группой, при условии, что есть всё необходимое оборудование и оно хорошо настроено, возникает другая энергетика. В этом случае люди стоят у сцены, а не сидят. Соответственно ты выкладываешься, как на теннисном корте или на футбольном матче, потому что это всплеск адреналина у публики. Это как электро-гитара и акустическая гитара — обе гитары, но играют по-разному. Сольный концерт с акустической гитарой — это что-то ближе к бардовской музыке, это общение с людьми. А электрический концерт — это что-то, близкое к выступлению на стадионе. Это, конечно, громко связано, но в любом случае там больше адреналина, эмоций.
- Вы упомянули хорошее оборудование. А приходилось ли вам играть на плохом оборудовании?
- Каждому музыканту периодически приходится играть на недостаточно качественном оборудовании. Не у каждого заведения есть всё необходимое. Когда группа только начинает своё существование, они могут выступать где угодно и с тем оборудованием, что есть. Грубо говоря, берут из дома старый магнитофон, в него втыкают гитару, берут усилитель и гитара кое-как звучит. Всё это уличная романтика, и это тоже классно. Но это история не про звук, а про эмоции. Когда группа обретает уже какой-то вес, она может уточнить у организации всё про оборудование. Не так давно мы работаем со звукорежиссёром, который знает все наши песни и знает, когда нужно сделать погромче, а когда потише, как настроить сцену.
- Вы сами пишете песни. Скажите, для того, чтобы сесть и что-то написать, вам требуется сделать над собой усилие или вдохновение приходит само собой?
- Безусловно, мне приходится делать над собой усилие практически всегда. Если ждать вдохновения, то можно никогда ничего не написать. Когда мы только начинаем заниматься музыкой, мы обычно молоды, амбициозны и наслушаны. Вот наслушанность — это как хорошо, так и плохо. Если ты мало всего слышал, тебе кажется, что ты можешь сделать что-то новое. А когда ты слышал много, то понимаешь, что всё уже давным-давно написано и разница не в последовательности аккордов, а в каких-то аранжировочных моментах. В том, как ты эти аккорды обыграешь разными инструментами. На помощь приходит весь опыт, и сочинить песни становится всё сложнее.
Современная музыкальная индустрия такова, что требуется выпускать песни едва ли не каждые два месяца, иначе алгоритмы социальных сетей просто не будут показывать тебя слушателям. Грубо говоря, тебя забудут. Поэтому я делаю над собой усилия, чтобы что-то написать. Но в редких случаях это бывает и по вдохновению. То есть процентов десять песен написаны по вдохновению и девяносто — под усилием.
- Вы поёте в жанре ретро-софт-рока. Расскажите, что это за направление и какую музыку оно включает?
- Название «ретро-софт-рок» я придумал самостоятельно, чтобы описать ту музыку, которую играет группа Porto Moris. Из названия понятно, что это лёгкий рок с уклоном в ретро и мягким звучанием. Также отмечу осмысленность текстов. Да, наша музыка — это осмысленные тексты и приятные мелодии. Мы не пытаемся придумать что-то новое. Наоборот, мы пытаемся играть в лучших традициях прошлого. По возможности мы пытаемся придавать текстам современный оттенок.
- Как вы думаете, что делает ваши тексты особенными?
- Мы стараемся по возможности избегать глагольных рифм. Стараемся, чтобы в песне была рассказана какая-то история. Не просто «я тебя люблю, ты меня — нет, давай поженимся», а что-то в более красивых формулировках.
- Во многих ваших песнях затрагиваются острые социальные темы. Так, совсем недавно, вышла социальная песня «А как ты хотел?», которая ставит своей целью замотивировать учеников и студентов на получение качественного образования. Почему решили поднять именно эту тему? Таким образом вы пытаетесь заставить людей задуматься об актуальных проблемах современного общества?
- Когда-то у меня был начальник, который на все мои вопросы и недовольства говорил один и тот же риторический вопрос: «А что ты хотел?» Я знал, что это главная фраза для того, чтобы написать песню. Когда я начал её писать, мне в голову пришла мысль о человеке, который каждый важный момент жизни слышал эту фразу. Сначала его не берут в институт, потом он начинает скитаться в поисках работы, и никто не может точно ответить, почему его куда-то не взяли, почему обманули. Ему говорят: «А как ты хотел?» И в конце, после долгих лет он говорит своему сыну: «Учись, сынок. А как ты хотел?» Я считаю, что это философская песня. Каждый может увидеть в ней что-то о своей жизни.
- Кроме песни «А как ты хотел?» у вас есть другие песни, с которыми связаны интересные истории?
- Песен довольно много и у каждой есть какая-то минимальная, но история. Например, в 2023 году у нас вышла песня «Добрые песни». У меня был долгий творческий застой. Наверное, месяцев пять я ничего не писал. Вокруг была какая-то атмосфера, не располагающая к написанию песен. Это был 2022-начало 2023 года. В тот момент я понял, что все песни современного русского рока посвящены каким-то гневным темам, описывают страдания и переживания. А хотелось бы слышать что-то доброе. Мне в голову пришла строчка из тех песен, которые написаны по вдохновению. «Добрые песни не пишутся, если полной грудью не дышится». Я имел в виду, что человек не знает, что будет завтра, какие события его ждут. Вот песня «Запрещённая сеть» тоже вышла в 2023 году. Она написана за 15 минут. Это классический рок-н-ролл о тех людях, которые не могут жить без соцсетей и каждый свой момент транслируют где-нибудь в сторис. Естественно, что вещи, которые мы видим в жизни провоцируют нас на творчество. Иначе, о чём бы мы писали?
- Какие у вас дальнейшие планы? Может быть, новые концерты или выпуск новой музыки?
- Сейчас мы работает над записью новой песни «Писать стихи легко». Она интересна тем, что по части текста это будет одна история без повторяющихся куплетов и припевов. То есть, это рассказ от начала и до конца. В песне присутствует романтика, философия — всё, как мы любим. Думаю, где-то в конце июня будет релиз. И естественно, сейчас у нас упор на организацию фестиваля «Рок-ОполЧЕние». Сейчас самое время приглашать на него людей.
- Какие главные трудности у музыкантов в наше время? Вы можете назвать какие-то основные минусы индустрии, которые тормозят развитие?
- У всех трудность одна — это необходимость донести своё творчество до большого количества людей. Если раньше рок-песни были интересны людям, то сейчас все устали от соцсетей, радио никто не слушает. Честно говоря, не совсем понятно, как донести свою музыку до публики. Целевая аудитория нашей группы — это люди старше тридцати пяти лет. Они выросли без соцсетей, телевизор уже не смотрят, радио слушают редко. Поэтому у нашей группы возникают большие вопросы: где найти этих людей? Я думаю, что у всех остальных примерно такая же история. Когда ты молодой студент, вокруг тебя так или иначе находятся твои однокурсники, одногруппники, ровесники. Они гораздо более лёгкие на подъём и обязательно придут на концерт. Но одно дело прийти и послушать концерт друзей, другое — прийти ради хорошей музыки. Конечно, ты поддержишь друзей несколько раз, но смысл группы в том, чтобы незнакомые люди покупали билеты и слушали твою музыку, потому что она им нравится. Вот это самое сложное. Уйти от публики, которая состоит из друзей, и прийти к публике, которая состоит из незнакомых людей.
- Напоследок, можете дать несколько советов начинающим музыкантам?
- Артист интересен не своей музыкой. Всё уже давным-давно записано. Музыка была до вас и будет после вас. Артист интересен своей концепцией: как он одет, как он ведёт себя на сцене, как он поёт и как играет. Всё вместе это должно выглядеть гармонично. Мало кого интересует, что он там поёт и играет. Это мы видим в рок-музыке, поп-музыке — все в принципе делают одно и то же. Рецепты одинаковые, а вот концепция разная. Нужен свой авторский слог и неповторимый стиль. Я всем советую над этим подумать.