Некоторым псковичам кажется, что в нынешних условиях есть куда более важные вопросы, которыми следовало бы заняться местным властям, – это и угроза «мусорного коллапса», и ремонт дорог, и миллион других вопросов, вплоть до СВО и мировой политики. Мол, не до коней сейчас – пусть и дальше паслись бы в парках.
Однако пока катание на конях востребовано у горожан, и пока эти благородные животные оставляют следы пребывания в парках и скверах, они остаются неотъемлемой частью города. А значит, возникающие проблемы надо решать. Именно для поиска решения проблем и пути вывода коневладельцев в законное поле (для тех, кто не знал, до сих пор они «работают» в псковском парке нелегально) псковичи собрались на публичные слушания.
Прояснить раз и навсегда
Первой слово взяла начальник контрольного управления администрации Пскова Наталья Симонова. Она объяснила, что в Правила благоустройства города необходимо внести изменения. Конкретно в тот раздел, где говорится об использовании лошадей на территории областного центра.
Контрольное управление предложило запретить оказывать на всей территории Пскова услуги по катанию на лошадях вне специально отведенных для этого мест и в целом запретить пребывание этих животных в парках, скверах, на пешеходных зонах, площадях, на территориях памятников архитектуры и искусства, мемориальных комплексов. И хотя запрет на катание в этих зонах города уже существует, новые формулировки сделают закон более прозрачным и исключат двойное толкование, уверены в администрации.
Поводом для изменений стали жалобы псковичей на то, что коневладельцы постоянно находятся в Детском и Финском парках, а также в Сквере искусств на Четырех углах и сделали катания средством заработка.
При этом не надо думать, что городская администрация настроена только на запреты. В разных районах города есть специально отведенные места для катания на конях – сквер на улице Западной и сквер между улицей Труда и Сиреневым бульваром. Вот там любительницы верховой езды и могли бы расположиться на законных основаниях. Но нет.
Помимо того, что кони находятся в центральных парках города на птичьих правах (извините за каламбур), их владелицы не зарегистрированы как бизнесмены. Это значит, что они занимаются нелегальным предпринимательством, подчеркнула Наталья Симонова.
Налоги в бюджет города не поступают, за детей в случае травмы ответственности никто не несет, но каждые выходные в каждом парке вам дружелюбно предложат покататься на коняшке.
Газоны под угрозой
Коневладелец, на счету которой аж 15 лошадей, Ольга Бойчук взяла ответное слово и сразу заявила: кони востребованы у псковичей, но для этих животных не созданы условия. Вот если бы дорожку с мягким покрытием в Детском парке отдали под катание на лошадях – было бы совсем другое дело.
Наталья Симонова напомнила, что о выделении специальных дорожек жителям ипподрома речи не идет в принципе: катание на лошадях в Детском парке будет запрещено после принятия редакции закона. На этом Ольга Бойчук выдвинула ультиматум: в таком случае лошади будут вынуждены выйти на тротуары Пскова и нарушать правила дорожного движения (по которым на лошади можно передвигаться только по мягкому покрытию).
Да и вообще, идеальным мягким покрытием для коня является газон, заявила Ольга Бойчук.
Во всем виноваты родители
Сюрпризом для собравшихся, особенно – для коневладельцев стало присутствие на слушаниях следователя по особо важным делам следственного отдела по городу Пскову СУ СК РФ по Псковской области Надежды Юхневич. Она напомнила, что вела уголовное дело, возбужденное после падения ребенка с лошади в Детском парке, – сейчас оно направлено в суд. Ранее коневладельцы также привлекались к уголовной ответственности, но дело было прекращено в суде, добавила Надежда Юхневич.
Следователь обратила внимание собравшихся на то, что у конных «бизнесменов» нет защитных шлемов и экипировки, которые необходимы при предоставлении услуг. Кроме того, лошади стоят на небезопасном расстоянии друг от друга, вблизи храма с колоколами и около проезжей части.
«Лошадь может испугаться боя колоколов или спецмашины с сиренами. Они катают детей по дорожкам с твердым покрытием – если ребенок упадет, он может получить травму головы. Отек мозга, кома, смерть – кто за это будет отвечать? Ответственность ни за кем не закреплена!» - выступила представитель СУСК.
Хозяйки непарнокопытных в один голос заявили: ответственность за посаженного на лошадь ребенка лежит только на родителях, разрешивших это развлечение. А на реплики юристов о законе прав потребителей (по которому ответственность за предоставленную услугу возлагается только на ее продавца) ответ был прост: официально зарегистрированного бизнеса здесь не ведется, а значит и закон о защите прав потребителей неприменим.
«Упасть можно не только с лошади, но и с автобуса, и со скамейки», – высказала свою точку зрения неравнодушная псковичка и заметила, что в других городах, вроде Санкт-Петербурга или Суздаля, катание на лошадях разрешено чуть ли не в центре города.
Надежда Юхневич особо подчеркнула, что коневладельцы нарушают безопасность горожан еще и своей конкуренцией. СМИ до сих пор помнят легендарную драку хлыстами в Детском парке между не поделившими зоны влияния «лошадницами».
Не в коня корм
Особой темой стало содержание коней. Участники слушаний рассказали, что ни разу не видели ведро с водой на стоянке лошадей и хоть какой-нибудь корм. В ответ на это Ольга Бойчук посоветовала всем сомневающимся пойти… в церковь. Мол, в храме Василия на горке могут не только подтвердить, что коней поят, но и показать то самое ведро.
Почему тема кормления лошадей так взволновала общественность? Да потому, что сбор денег за катание коневладельцы оформили как «благотворительную акцию». Дескать, пожертвования полностью добровольные, и все деньги идут на корм лошадям (содержать которых невероятно дорого), рассказала Ольга Бойчук.
Депутат Псковской городской Думы Юрий Бурлин призвал женщин не подменять понятия благотворительности и бизнеса. Нужно уже найти силы оформить ИП, заключить договор с городской администрацией и работать официально, предложил он.
На это Ольга Бойчук объяснила, что регистрироваться как предприниматели коневладельцы не хотят, поскольку катать людей в Детском парке нельзя, и ведение бизнеса на этой площадке было бы нарушением закона. А вот сейчас, пока статуса ИП нет, официальным нарушением их «работа» не считается.
Интересно, что говоря о пожертвованиях и благотворительных сборах, хозяйки лошадей оперировали терминами «прибыль» и «выручка». Мол, не надо думать, что они так уж сильно навариваются на своих конных прогулках, чистых денег им остается мало. Такой вот парадокс.
Коллега Ольги Бойчук рассказала, что получала статус индивидуального предпринимателя и пыталась выйти на контакт с администрацией в 2013 году. Аккурат после падения ребенка с коня. Тогда, 11 лет назад, это дело заглохло, и больше к руководству города владелица лошадей не обращалась.
Предложение заместителя главы администрации Пскова Андрея Ульянова поднять этот вопрос сегодня, в нынешних реалиях и при нынешнем руководстве ответного энтузиазма не вызвало.
Купание красного коня
Новая волна народного возмущения была направлена на то, что недавно (после запуска сухого фонтана) лошади перекочевали на новую локацию – в Сквер искусств.
«У нас в городе построили новый парк, сделали фонтан – такие поблизости есть только в Петергофе – а вы купаете в нем своих коней! Лошади писают и какают на новую плитку в парке! Это зашквар!» – возмутился юрист и отец четверых детей Алексей Богданов.
Ольга Бойчук решила отрицать факт купания коней в городском фонтане. Когда выяснилось, что представитель управления городского хозяйства, которая также была на слушаниях, видела это своими глазами, Ольга Бойчук неожиданно заявила: «Это были не наши лошади!»
Но не только лошадиный душ стал претензией управления городского хозяйства к нелегальным бизнесменам. Лошадиный помет постоянно либо оказывается в урнах, либо вовсе лежит на газонах, а моча не отмывается от плитки. Кроме того, нужно постоянно мыть дорожки и обслюнявленные, погрызенные животными скамейки – всё это производится за счет городского бюджета, из кармана налогоплательщиков.
Вот и выходит, что пскович платит дважды. Первый раз – отрывая долю налога от своей зарплаты, второй – когда сажает ребенка на лошадь и отдает за это круглую сумму.
Закончилось время хапанья
По итогам слушаний коневладелицы передали перечень предложений по улучшению их работы в неразрешенном месте, а также копию документа с подписями 244 псковичей, которые хотели бы видеть лошадей в Детском парке. Цифра внушительная, но на фоне того, что в Пскове проживает 187 тысяч человек – слабая. Тем не менее, обращение администрация областного центра рассмотрит в установленный срок и предоставит ответ.
Остальные участники сошлись во мнении о том, что желающим заняться конным бизнесом пора бы перейти из формата мнимой благотворительности в правовое поле, зарегистрировать ИП, занять разрешенные площадки и дать рекламу о своих услугах. Это единственно возможный путь для адекватного диалога с местными властями.
«Сегодня у нас собрались те, кто борется за закон, и те, кто хочет его обойти. Девушки, закончилось время хапанья и рванья. Соблюдайте законодательство, и вам все двери будут открыты!» – обратился к хозяйкам лошадей председатель Псковской городской Думы Александр Гончаренко и признался, что регулярные разборки на эту тему уже «замордовали» и депутатов, и сотрудников администрации.
По итогам, проект решения «О внесении изменений в Правила благоустройства санитарного содержания и озеленения города Пскова» рекомендовали внести на рассмотрение в Псковскую городскую Думу.
Точка в спорах между почитателями конных прогулок и любителями чистоты в городе пока не поставлена.