К сожалению, переделывать
С наступлением тепла подрядчики выходят в город и в первую очередь принимаются за объекты, которые нужно переделать или подлатать после зимы в рамках гарантийных обязательств.
«Подрядчики будут много, где переделывать. Можно долго перечислять перечень улиц, которые подвергнутся гарантийному ремонту. К сожалению», - так в эфире радио ПЛН FM отозвался о начале дорожного сезона глава Пскова Борис Елкин.
Глава города уточнил, что сам часто ездит на автомобиле по городу, причем не только по парадным его улицам. Тщательный осмотр дорог позволяет прийти к выводу: идеально, «без вопросов», не работает ни один подрядчик.
«В этом году состояние дорог значительно лучше, чем в прошлом. Многие болевые точки мы сделали в прошлых годах. Где-то, как на площади Героев-десантников, нарушения носят массовый характер, где-то они единичны. Дает знать о себе качество нового асфальта, который мы начали использовать, но, конечно, еще есть, над чем работать», - добавил Борис Елкин.
Легендарные «переходы через ноль»
Говоря о причинах недолговечности наших дорог, и представители власти, и местные жители вслед за ними, из года в год повторяют одну и ту же мантру: «Во всём виноваты "переходы через ноль"». Кому-то может казаться, что это уже какая-то универсальная отмазка для нерадивых подрядчиков… Но такое явление на самом деле имеет место, сообщил корреспонденту «МК в Пскове» главный специалист отдела управления проектами ГКУ ЦОДД правительства Москвы Максим Пушкин.
«Большой разрушающий эффект приносят температурные перепады, так называемые "температурные качели", когда влага в порах асфальтобетонной смеси то замерзает, то оттаивает. При замерзании вода расширяется, и тем самым разрушает структуру асфальта», - рассказал Максим Пушкин.
И это еще не всё. На дорожное полотно оказывается динамическая нагрузка, свой негативный отпечаток накладывает шипованная резина автомобилей. Если водители «обувают» шиповку и едут по голому асфальту, без льда и снежного наката, то каждый шип работает как маленький молоточек, пояснил эксперт.
Также на долговечность покрытия влияет качество применяемой асфальтобетонной смеси и технология ее укладки. Не последнее место занимает наличие скрытых дефектов основания дороги (пучинистость грунта и наличие пустот).
Несколько иной точки зрения на проблему придерживается врио председателя комитета по транспорту и дорожному хозяйству Станислав Стармолотов. В ходе брифинга в общественном пресс-центре ПЛН он сообщил: перепады температуры разрушают старые дороги, а не отремонтированные.
«Это те дороги, где десятилетиями латают дыры. Они строились на местных материалах – известковом щебне и прочем. Мне кажется, у нас в обществе идет некое передергивание этой темы. Подчеркну: разваливается то хозяйство, которое досталось нам с тех времен, когда дорогами почти не занимались», - рассказал он.
При этом с начала реализации дорожного нацпроекта (а это год 2019-2020) руководство региона и вышестоящие инстанции – тот же Росавтодор – регулярно контролируют качество строительства, ремонта и содержания дорог. Среди недочетов, которые выявляются – недоработки подрядчиков или вопросы к качеству асфальтовой смеси. Серьезных проблем нет, подчеркнул Станислав Стармолотов.
Вопросы к содержанию
Причину образования ям на дорогах надо искать не на этапе их строительства, а на стадии содержания, уверен активист движения «Убитые дороги Пскова» Николай Мельков.
«В плохой сохранности покрытия в большинстве случаев виноваты дорожники. Мы видим, что ямы и проблемы на дорогах появляются из года в год в одних и тех же местах, и эти места из года в год не обслуживаются должным образом. Это вопрос финансирования, наличия специалистов и прочего. Необходимо содержать дороги в соответствии с требованиями», - поделился своим мнением с корреспондентом «МК в Пскове» Николай Мельков.
Примером «того, как делать не надо» он назвал улицу Инженерную, которую недавно отремонтировали (и гарантийный срок еще не вышел), а на ней уже заметны большие дефекты.
По замечанию эксперта, порой «старые» улицы могут хорошо чувствовать себя десятилетиями, тогда как свежеотремонтированные способны прожить только до конца гарантийного срока.
«Есть хороший пример: полноценный ремонт улицы Инженерной и проспекта Энтузиастов в последний раз проходил в начале нулевых, если не в девяностых. По сути эти две улицы почти 25 лет без живут ремонта живут. Инженерную уже отремонтировали, в этом году ремонт ожидает проспект Энтузиастов – это будет последняя улица-долгожитель в городе», - высказал свое мнение Николай Мельков.
Техника и технологии
Вопрос грамотного содержания дорог в Псковской области стоит достаточно остро. Некоторые муниципалитеты только сейчас начали обзаводиться техникой для обслуживания региональных и местных дорог. В этом году новая партия также поступит в те муниципалитеты, которые оставили заявку на приобретение машин.
При этом, конечно, человеческого ресурса и техники все еще не вполне достаточно, рассказал журналистам в ходе брифинга руководитель дорожного комитета Станислав Стармолотов.
Равняясь на столицы, узнаем, как содержат дороги в Москве. Понятно, что Псковской области с ее финансами далеко до главного города страны, но, всё ж, всегда интересно, как подходят к решению тех же проблем в больших городах.
В Москве, по наблюдению федерального эксперта Максима Пушкина, дорожным дефектам не дают разрастаться, и их устраняют сразу, зимой. При этом зимой заводы не производят горячий асфальт – его не получится применить с соблюдением технологии процесса. В такие моменты используют литой асфальт – это смесь битума и минерального порошка, разогретого до температуры 200-250 градусов. На место литой асфальт доставляется в специализированной машине, где он и разогревается до нужной температуры. Благодаря своей высокой эластичности литой асфальт сохраняет прочность и упругость, применяется при минусовых температурах и не требует утрамбовки катком или виброплитой.
В Пскове же такое ноу-хау, как литой асфальт применяли лишь при ремонте Ольгинского моста. Обычно проблему решают струйно-инъекционным методом ремонта.
«В Москве еще мэром Юрием Лужковым запрещен ремонт струйно-инъекционным методом из-за большого негатива со стороны населения и ограниченной области применения (им можно закрывать только небольшие ямки). И в то время, когда рабочие занимаются латают небольшие ямы, из-за динамической нагрузки от каждой проезжающей по участку с дефектом машины, ямы только разрастаются», - добавил Максим Пушкин.
Более того, на улицах Москвы можно увидеть передвижную лабораторию, которая сканирует дороги на предмет дефектов основания и наличие трещин в разных слоях асфальта. При желании и должном финансировании подобную лабораторию можно привезти на пару дней и в Псков, уверен эксперт.
Вопрос содержания дорог всегда был одним из самых болезненных (наряду со снабжением здравоохранения и образования), и остается им до сих пор. Многое удается сделать в рамках нацпроектов, но, конечно, всегда есть, к чему стремиться. Сейчас псковские дороги восстановят, лето и осень они переживут, а что будет следующей зимой – покажет время.