Мы даже спустились в старинный склеп под этим храмом, выбрались из него и теперь я готова рассказать вам не только о наших приключения, но и о том, почему некоторые псковичи становятся баптистами, правда ли, что их на это подбили американцы, и как так получилось, что храм, в котором они ведут богослужения, был когда-то кладбищенской лютеранской часовней.
В холодный октябрьский день пресвитер Юрий Алексеев и дьякон Андрей Иванов радушно встретили замерзающих студентов у входа в свой храм и сразу же пригласили послушать церковные песнопения, как будто они специально готовили свой хор к нашему приходу.
Я надеялась услышать отдалённо похожее на православное храмовое пение, но оказалось, что баптисты поют славу Господу совсем иначе. Нестройный, но очень милый хор исполнил несколько авторских молитвенных стихов под аккомпанемент на гитаре бывшего охранника колледжа искусств Сергея Абрамова.
Осматривая убранство храма, мы узнали его историю. Оказалось, что раньше это была лютеранская кладбищенская часовня, слева от которой находилось немецкое кладбище времен Первой Мировой войны.
Но сейчас это территория баптистов, ведь, по словам наших собеседников, в Пскове на сегодня насчитывается не больше 20 лютеран, которые теперь ведут свои богослужения в католическом храме. От некогда обширного «немецкого» кладбища (там было погребено около 270 человек) почти ничего не осталось, поскольку оно было уничтожено после Великой Отечественной войны.
К лютеранской часовне нынешние владельцы церкви в 90-е годы пристроили новые помещения, в том числе зал, в котором и ведутся богослужения.
Молитвенный зал псковских баптистов производит потрясающее впечатление: деревянный потолок повторяет по своим очертаниям крыло ангела.
Большую часть зала занимают скамьи, спускающиеся к кафедре, позади которой стоит крест без привычного представителям других христианских конфессий распятия и висят неубранные украшения с праздника Жатвы, который отмечали в храме накануне.
Глядя на всё это, мы ожидали, что между православными и баптистскими общинами окажется очень много различий, но беседа с пресвитером и дьяконом убедила нас в том, что у православных с баптистами, наоборот, много общего.
Оказалось, что псковские баптисты отмечают Рождество и Пасху по православному календарю, женщины в храме занимают такое же положение, как и в православном храме, хотя в истории баптисткой конфессии существовали и дьяконессы.
На наш вопрос, а может ли женщина активно участвовать в богослужении, нам со всей убеждённостью ответили, что в Пскове в баптистских церквях женщины участвуют в богослужениях только на правах молящихся. А вот в управлении воскресной школой и хором женщины занимают активные позиции. То есть, старшие сёстры могут направлять «молодых жён» и воспитывать детей, но не могут произносить наставления с кафедры.
На вопрос, как псковичи становятся баптистами, дьякон Андрей Иванов ответил, что его с раннего детства интересовала тема Бога, но по-настоящему он уверовал только тогда, когда в 90-е годы побывал на встрече с американскими проповедниками. Эта встреча, по его словам, открыла ему другую, неформальную Церковь, обряды в которой сильно отличались от «театрализованных» православных обрядов.
Что же касается пресвитера псковских Евангельских христиан-баптистов Юрия Алексеева, то у него мама баптистка и поэтому вся его жизнь с детства проходит в орбите этой церкви.
Наши собеседники также заверили нас в том, что они никак не связаны с американскими баптистами и не получают из Америки никакой материальной помощи. Да и западного «лоска» в этой церкви мы не увидели.
На вопрос, как складывается общение псковских баптистов с православными, нам ответили, что очень гармонично. Баптисты сказали, что очень дружили с трагически погибшим протоиереем Павлом (Адельгеймом).
Однако если почитать комментарии под видео в группе баптисткой общины «ВКонтакте», то становится ясно, что межконфессиональный диалог у православных с баптистами не очень-то ладится.
Баптисты упрекают православных в том, что те живут «не по-христиански», а православные жители Пскова обзывают баптистов «сектантами» и «лицемерами».
Хотя во время нашей беседы мы ничего деструктивного или опасного от псковских баптистов не услышали. А даже наоборот, узнали, что они делают много хорошего.
Члены общины псковских Евангельских христиан-баптистов из храма на улице Кузнецкой, как оказалось, сотрудничают со службой помощи «Белый цветок» при храме Василия на Горке: собирают вещи для нуждающихся, опекают местные интернаты.
Один из членов этой общины, Никита, поделился с нами личной историей о духовном перевороте, который произошел с ним после того, как интернат, в котором он воспитывался, начали посещать молодые люди из баптистского волонтёрского движения «Надежда для сирот».
Сам Никита по трагическому стечению обстоятельств оказался в интернате вместе с братьями в подростковом возрасте. По его словам, там ему пришлось так трудно, что он даже не мог рассчитывать на братскую поддержку: каждый ребёнок в этом учреждении был сам за себя, один против всех. И только когда в этот интернат стали приезжать молодые баптисты, Никита наконец-то нашёл себе друзей.
«Те встречи, рассказы о любви, о Боге, а, главное, их желание помочь навсегда оставили в моей душе отпечаток», – так сейчас Никита вспоминает тогдашние приезды верующих молодых баптистов к нему в интернат. Поэтому уже в зрелом возрасте он крестился и сам начал помогать детям, оказавшимся в такой же трудной жизненной ситуации.
Как считает пресвитер храма на Кузнецкой Юрий Алексеев, выезжать в интернаты, работать с детьми и должны в первую очередь те люди, которые сами прошли через подобный опыт, и понимают, как правильно себя вести с сиротами и как выстраивать с ними правильные отношения.
…А что там в склепе у баптистов, спросите вы? Теперь всего лишь хозяйственный склад.
Надежду Гарчу, студентка ПсковГУ, ученица Школы межэтнической журналистики в Пскове