Пьяный велосипедсит, автохам, бесправный водитель
Псковская область славится на всю Россию высокой обеспеченностью населения автомобилями. Для сравнения, в недавнем 2016 году на 646 тысяч населения приходилась 371 тысяча автомобилей. Не мудрено, что при такой плотности (и при наличии крупных федеральных трасс в регионе) аварии разного масштаба и с разными потерями происходят буквально ежедневно.
Вспомним наиболее громкие случаи последнего месяца.
Так, в самом начале октября на большом перекрестке улиц Звездной и Труда собралось столпотворение машин. Водители не поделили сигнал светофора, а досталось пожилой пассажирке иномарки — ей диагностировали подозрение на перелом поясничного отдела.

Другое резонансное происшествие было на Ольгинском мосту (кстати, здесь довольно часто собираются аварии, особенно — в час-пик). Здесь в аварию попали водители сразу пяти автомобилей, причем один из них и вовсе опрокинулся на бок. Сам же зачинщик ДТП будто не обратил на это внимания и скрылся с места аварии. Теперь его разыскивает полиция.

И не только за этим неуловимым нарушителем наблюдалось хамское поведение. Например, 2 октября стало известно о «гражданском автомобиле под управлением человека в форме», который не пропустил ехавший по главной дороге автобус №2. Водитель автобуса успел среагировать и экстренно затормозить — столкновения удалось избежать, но вот «пару ласковых» от автохама с погонами он получил.

Но не стоит думать, что подобные анонимные нарушения могут легко сойти с рук обнаглевшим водителям. Не так давно нерадивого водителя оштрафовали за тройное ДТП в областном центре. Слава богу, пострадавших в той аварии не было, а потому с виновника спросили только 1500 рублей… Но здесь важен сам факт наказания!
Бывают и вовсе необъяснимые происшествия на дороге. Например, как в одном садовом товариществе под Псковом, где водитель не ожидала увидеть встречную машину, и во избежание столкновения вместе с автомобилем сиганула в реку. Или как практически в центре Пскова всего за одну ночь одна яма на перекрестке отправила в нокаут автосервис сразу три машины.

Бывают страшные ситуации, когда от водителя уже мало что зависит (как в Великолукском районе, где у автовладельца случился инсульт прямо за рулем).
Осложняют ситуацию на дороге другие участники движения — мотоциклисты (которые могут вырастать как из под земли перед водителями прямо на парковках), дети на самокатах, которые не любят спешиваться перед переходом дороги. И, конечно, велосипедисты.

Кстати, любители этого экологичного и полезного для здоровья вида транспорта далеко не всегда могут быть примером для подражания. Вот на перекрестке в центре Пскова пьяный велосипедист решил рвануть под колеса автомобилей на запрещающий сигнал светофора. Как итог — вместо своего пункта назначения отправился в больницу.
И всегда особенно жалко, когда в аварии страдают невиновные — пассажиры или животные. Непонятно, о чем думала женщина без водительских прав, когда садилась за руль и везла несовершеннолетнего ребенка на пассажирском (в результате аварии травмы получили они обе). Безусловно жаль лося, который попал под колеса большегруза и, видимо, не дошел до своей семьи темным вечером в середине сентября. Но здесь уже ничего не поделаешь.

Обозрев все аварии сентября, невольно задаешься вопросом — а всё ли у нас в порядке? Откуда столько ДТП? Что становится их причинами? Своя точка зрения на это есть у городского ГИБДД.
Самый опасный день недели
Если брать статистику только по количеству ДТП, то в сентябре рост числа был не ярко выражен относительно летних месяцев. Как сообщила в беседе с корреспондентом «МК в Пскове» инспектор по пропаганде ОГИБДД УМВД России по городу Пскову Юлия Федорова, в июне на территории Пскова произошло 18 ДТП с пострадавшими («железо» или европротоколы в статистику ГИБДД не входят), в июле — также 18, в августе — 22, а в сентябре — 23.

При этом, аварии имели разную тяжесть последствий. Например, самые тяжкие были у аварий в июне — тогда 21 человек получил травмы. В июле ситуация была уже немного лучше (если так можно выразиться) — в авариях получили травмы 22 человека. В августе вновь зафиксировано ухудшение — 38 пострадавших и один погибший.
В минувшем месяце травмы в ДТП получили 26 человек, погибших нет. При этом, в сентябре прошлого года произошло 12 аварий, в них два человека погибли, а 17 получили травмы. Сказать однозначно, что хуже — почти в два раза подскочившее количество аварий и пострадавших или гибель людей в них — не представляется возможным.

Инспекторы ГИБДД отмечают, что сложности у водителей часто вызывает проезд перекрестков — споры разгораются из-за сигнала светофора и того, кому он предназначался. Свое влияние оказывает поведение велосипедистов и людей на СИМах (самокатах, моноколесах и прочей современной технике) — они далеко не всегда знают и соблюдают правила дорожного движения. И, к сожалению, в темное время суток редкий пешеход может похвастаться наличием светоотражателей на одежде. Все это повышает аварийность псковских дорог.
«Самый аварийный день недели, по статистике за прошедшие 9 месяцев, это среда. В среду произошло наибольшее количество ДТП — 26. Если говорить о времени суток — приблизительно с 18.00 до 21.00. В это время зафиксировано 27 аварий с начала года», - привела статистику по областному центру Юлия Федорова.
Череда случайностей?
Активист движения «Убитые дороги Пскова» Николай Мельков считает, что рост количества ДТП не обусловлен какими-либо очевидными зависимостями. Порой это бывает «череда случайных событий».
«Но, конечно, на это влияет и качество дорог, отсутствие разметки, поломка светофоров... Кроме того, уровень знания правил участниками движения не самый высокий. Многие получили права и почти сразу забыли их. Многие проскакивают на запрещающий сигнал светофора и пытаются как-то это оправдать», - поделился наблюдениями Николай Мельков.

Кстати, горожане неоднократно замечали, что неработающие светофоры могут оставаться без внимания ответственных служб часами. А иногда они ломаются на оживленных многополосных перекрестках, сбивая с толку и водителей и пешеходов.
Свое мнение о причинах частой поломки светофоров высказал глава Пскова Борис Елкин. «Системной проблемы я здесь не вижу, мне кажется, сильно раздувают эту историю», - заметил он и связал возникающие проблемы с «подковерными играми конкурентов», то есть, организаций, которые занимаются установкой и содержанием аппаратуры.

Еще одной проблемой активист «Убитых дорог» назвал отсутствие качественного разбора ДТП. «Разбор происходит по формальной стороне: "ехал быстро, не было разметки" и тд. А вопросов, почему водитель ехал с этой скоростью и почему не было разметки, никто не задает!» - указал он.
Надо менять систему
Для того, чтобы ДТП было меньше, стоит заниматься организацией безопасности, причем делать это надо на федеральном уровне, уверен Николай Мельков.
«Как у нас любит ГИБДД? Сбили пешехода — надо ликвидировать переход. Но эта логика не работает относительно дорог — после ДТП дорогу же не ликвидируют. Сама организация движения должна быть такова, чтобы шанс аварии был минимален. Для этого есть специальные методики, но почему-то в России их не хотят применять, идут от противного. У нас все методики рассчитаны на лояльность к автомобилистам и угнетение пешеходов», - прокомментировал он.
Еще одной проблемой, на которую указал Николай Мельков, стал рост количества новых машин в условиях, когда новых дорог больше не становится. Повышенная плотность транспортных средств увеличивает вероятность возникновения «череды случайностей» и попадания в аварию.

При этом, проблему аварийности средств индивидуальной мобильности активист считает несколько надуманной.
«В том году в России в авариях с СИМами погибло 19 человек, а в ДТП с участием машин — 15 тысяч, из них несколько тысяч детей. Дело, скорее, в том, что прогресс идет быстрее, чем у нас появляется инфраструктура для него. Вот и цивилизованных велодорожек тоже пока нет, хотя велосипед знаком людям уже давно. Кроме того, мало кто из водителей воспринимает велосипеды как транспорт», - заключил он.
В заключение хочется напомнить водителям и пешеходам, что дорога — это всегда территория повышенной опасности. Правила дорожного движения созданы НЕ для того, чтобы их нарушать (каким бы анархистом в душе вы не были). На тормозную систему надейся, а сам не плошай — не отвлекайтесь от управления транспортом, спешивайтесь с велосипеда или СИМа при переходе проезжей части и, конечно, украшайте себя светоотражателями!