За плечами ученика Лицея №4 «Многопрофильного», воспитанника Кванториума Ильи Щембелова большой опыт выступления на конференциях и форумах - как всероссийских, так и международных. В Китае он представлял разработку модели бионической кисти PHandR.
Подробнее о его изобретении можно прочитать в материале «МК в Пскове».

Молодой робототехник стал первым представителем Псковской области, который принял участие в таком мероприятии. Результат впечатлил — он занял второе место среди иностранных участников (конкурсантов из Китая оценивали отдельно), а также получил диплом от Уханьского технологического университета и приглашение к участию в международной онлайн-конференции ISIF.
— Расскажи, где проходило мероприятие, и как оно было организовано?
— Форум открылся в городе Ухань 20 августа и продлился неделю. У каждого участника был свой стенд, на котором размещались плакаты и постеры с текстом или статистической информацией, а также стол для демонстрации изобретения. К участникам подходили члены жюри или другие участники, чтобы обсудить результаты работы.

Всего соревновательных дней было два. В первый на протяжении 8 часов мы общались с экспертами и членами жюри. Во второй день (который назывался public day – общественный день) на площадку могли прийти не только участники и судьи, но и сопровождающие, и научные руководители. В этот день сессия длилась 4 часа, и, замечу, вопросы были гораздо интереснее.
— Какие вопросы тебе запомнились и показались наиболее интересными?
— Если говорить о вопросах судей — не могу сказать, что меня что-то впечатлило. В сравнении со многими другими форумами, в которых я участвовал, здесь вопросы были довольно скудные и скучные. Обычно судьи подходили, слушали информацию об изобретении, говорили: «Круто! Молодец!» - и уходили.
А вот сами участники на следующий день уже показывали гораздо более глубокую заинтересованность. Многие хотели понять, как это сделано, какие принципы лежат в основе и многое другое.

— Общение на форуме происходило на английском языке? Ты владеешь им достаточно хорошо, чтобы рассказать всё о своём изобретении?
— Да, с этим проблем не было. Однако пообщаться я мог разве что с такими же, как и я, иностранцами. С местными ребятами выходить на контакт довольно трудно, потому что они почти не говорят по-английски.
Они говорили на китайском, и постеры с информацией об изобретении оформляли тоже на китайском.
— Из тех, с кем удалось найти общий язык, чьи проекты особо впечатлили?
— Очень понравился проект моего соседа, он был то ли из Турции, то ли из Туниса. Изобретение позволяет провести количественный и качественный анализ воздуха, который выдыхает человек, и определить у него формирование рака легких на начальной стадии.

В случае с этим проектом немного разочаровало судейство — ему определили только второе место, хотя автор проводил клинические испытания, и они показали точность работы прибора 95%. Как по мне, он заслуживал первого места.
— Кто смог его обойти?
— Двое ребят из России заняли первое место. Оба из Екатеринбурга.
У первого был проект «Гравитрон». Он задействовал два ультразвуковых излучателя, между которыми могут балансировать легкие объекты. Здесь тоже всё очень относительно с точки зрения судейства, поскольку в российском сегменте интернета есть несколько сотен инструкций, как собрать такой прибор. Новизны в этом никакой нет.
Второй проект — тротуар, который при ходьбе по нему вырабатывает электричество. Это тоже уже довольно нашумевшая история, которую лично я уже много раз видел в интернете.

— Кто ещё представлял Россию?
— Всего нас было четверо — я из Пскова, два человека из Екатеринбурга и еще один парень. Не помню, откуда он был. Кстати, в чем заключался его проект, я за неделю общения так и не смог понять.
— Как проходил отбор в эту команду?
— Отбор проходил в рамках международного форума Step to the future, где мы выступали в онлайн-формате на английском языке. После экспертная комиссия выбрала лучшие работы, и нам на почту прислали письмо о приглашении в состав делегации. Дальше были уже организационные моменты.
— Поездка явно была недешёвой. Знаю, что иногда школы могут находить меценатов и спонсоров для оплаты поездок талантливых детей. Смогли ли найти в этот раз или пришлось собираться за свой счет?
— Школа в этом плане ничего не делала. Взаимодействие велось через Кванториум, который договаривался с комитетом по образованию Псковской области. Уже через комитет удалось получить полное финансирование поездки.

Но, стоит отметить, CASTIC выставляет плату таким образом, что всё, что происходит на территории Китая, оплачивает приглашающая сторона. А вот как мы туда доберемся и как получим визы — уже наши проблемы.
— Стало ли трудностью получение визы и оформление документов?
— Трудности возникли с тем, что в пандемию посольство было закрыто. Потом, конечно, оно открылось, и удалось подать документы. Но конкретно дети не занимались этим вопросом. Мы просто оформили все нужные доверенности и почтой отправили в Москву, где уже руководители делегации оформляли визы. Документы на руки им удалось получить за 10-15 дней до нашего отъезда.
— Что посмотрели в Китае? Что больше всего запомнилось?
— У нас было 3 экскурсии. Первая — по историческим башням, которые находятся в центре Уханя. Гуляли около Башни Желтого Журавля. Они все, конечно, новодел, поскольку строились из дерева и часто горели, а после приходилось реконструировать, но вообще центр города выглядит очень интересно. Особенно красив красный мост Цинчуань, и, конечно, небоскребы.

Еще мы съездили в уханьский исторический музей — это очень большое помещение, в нем много выставочных экспонатов. Всё это очень похоже на эстонский центр AHHAA, в котором много экспонатов для демонстрации законов физики. По сути, это масштабные лабораторные работы по физике. В китайском музее своя особенность — изобретения расположены по времени их открытия, от древнего мира к современности. Также показана интеграция всех их в нашу повседневность.
— Каков для тебя топ-3 удивлений от форума и от страны в целом?
— Первое – это использование технологий. Например, нам выдали бейджи, по которым участников идентифицировали волонтеры и организаторы. И это был не просто кусок пластика или бумаги. В них были зашиты RFID-метки, на которых записана информация о нас. Волонтеры могли подойти и с помощью телефона «считать» с бейджа необходимую информацию. Кроме того, во многих местах действовала система распознавания лиц. В том числе — на входе в выставочную зону.
Второе – это насколько сильно китайцы любят русских. Со мной за это время сфотографировались раз 200. Европейская внешность — это просто апогей красоты, как для мужчин, так и для женщин в Китае. Я за всю свою жизнь столько раз не слышал фразу «Вы такой красивый и так хорошо выглядите!», сколько услышал за эту неделю.
Третьим стало удивление и одновременно легкое разочарование в качестве проектов участников из Китая. Я ожидал чего-то невероятного, ведь внешне они выглядят масштабно и интересно. Но, когда подходишь узнавать что-то, понимаешь, что они могут вовсе не иметь практической выгоды (либо работать в узком круге ситуаций).
— Считаешь, что проекты китайских ребят были оторваны от жизни?
— Да, какие-то оторваны от жизни. Какие-то выглядят довольно посредственным решением практической задачи.
Например, одним из проектов был робот-танк. Суть ситуации в том, что в китайских школах (которые работают по принципу общежития) есть проблема частого возникновения конфликтов между детьми, которые доходят до драк. Изобретатели решили собрать робота, который будет выглядеть, как танк, и ездить по школе. С помощью системы он должен распознавать драку и останавливать ее.
Этот танк имеет высоту около метра и пневматические ракеты, которые стреляют, как бластеры Nerf. Есть и «поливалка» с водой. И при этом, всё сделано из картона. Вот здесь и кроется противоречие — с одной стороны, внутри дорогое оборудование (та же камера технического зрения за 150 тысяч), а снаружи — дешевое картонное оформление.

Комментарий наставника Ильи Игоря Лубягина:
«Этому есть свое логическое объяснение. В Китае дополнительное образование не так сильно развито, как в России. В России много различных кружков и секций для развития детей. А в Китае все делается в рамках школьной программы, и у них нет столько времени, чтобы ежедневно работать над проектами (как это могут делать ребята в Кванториуме). Чаще всего они занимаются робототехникой на уроках технологии, вот и получается такой «колхоз». Качеству они, конечно, уделяют не так много внимания.
— Илья, ты дорабатывал свое изобретение перед отъездом на мероприятие?
— Да, буквально за неделю до отъезда я пересобрал сенсорную часть, потому что она пришла в негодность после большого количества других конференций и форумов. На это обновление мне потребовалась неделя.
— Насколько часто приходится менять составляющие?
— Все довольно вариативно. Например, за год эксплуатации руки я только раз поменял привод, но это мелочь. А если уже говорить про сенсорную часть, то датчики приходится обновлять достаточно часто. И во время поездки на форум датчики новой версии были экспериментом, но ни разу не подвели меня.
— Откуда берете комплектующие? Ведь европейские поставки сегодня сильно ограничены.
— Из Европы мы и раньше почти никогда не покупали комплектующие. Особенно — для таких самоделов, поскольку в Европе всё очень дорого. Здесь Китай — наше всё, заказываем на популярных маркет-плейсах. Здесь можно найти всё, что угодно по привлекательным ценам. Какие-то ресурсы можно брать с Кванториума, но это государственная организация, поэтому она ограничена российскими официально зарегистрированными магазинами. Цены между российским и китайским магазином могут отличаться кратно, в 10 раз.

Комментарий наставника Ильи Игоря Лубягина:
В прошлом году мы с Ильей выиграли премию губернатора, и все деньги потратили на закупку комплектующих.
— Что можно сказать о качестве китайского оборудования?
— Оно такое же, как качество товаров в российских магазинах, а подождать две-три недели доставки — это не критично.
Китай часто ассоциируется с низким качеством, но нужно помнить, что весь рынок Китая можно поделить на три сегмента — дешевый, средний и дорогой. Дешевый — это что-то «подвальной сборки», и именно этот сегмент у россиян ассоциируется с основным потоком из Китая. Мы же берем из среднего, либо из дорогого. Надо просто уметь искать.
— У тебя впереди выпускной 11 класс. Чем будешь заниматься? Будут ли новые изобретения, или посвятишь время подготовке к ЕГЭ?
— Я сконцентрируюсь на подготовке к экзаменам. Из соревновательной и проектной деятельности на этот срок выпаду. Но своей рукой я занимаюсь уже два года, и скорее всего, буду закрывать этот проект. Я от него уже немного устал. Везде, где я мог поучаствовать с ним, уже показал себя и чего-то добился. Наверное, займусь новым проектом уже для себя – в голове есть много идей, которые хочется реализовать.
Часто мои проекты направлены на замещение того, что есть в интернете, но с добавлением каких-то функций. Например, этим летом я решил разработать умный велокомпьютер. Это устройство, которое позволяет отслеживать время велозаездов по различным параметрам — скорость, перепад высот, навигация… Но я хочу интегрировать в него гораздо больше возможностей — ответ на сообщения и звонки. И при этом сделать устройство дешевле, чем те, что есть на рынке сегодня.
Я так же, как и раньше, планирую поступать в Казань, и начинаю задумываться над Казанским федеральным университетом. Время подумать еще есть. А с тем, какие экзамены нужно сдавать, я уже определился.
— И несерьёзный вопрос в завершение беседы – стоит ли нам ожидать восстания машин?
— Нет, роботы сегодня не могут начать делать что-то самостоятельно и развиваться. Вот когда появится совершенный искусственный интеллект — тогда уже может быть… Но когда это произойдет — пока неизвестно.
Кстати, многие путают искусственный интеллект и нейросеть. В отличие от последней, искусственный интеллект может имитировать работу мозга человека, а не просто оперировать найденной в интернете информацией.
Нам остается только пожелать Илье Щембелову успехов в построении профессионального пути и порадоваться тому, что в Псковской области есть талантливые ребята. И, самое главное, есть замечательные места для получения дополнительного образования с опытными и глубоко знающими свой предмет педагогами-наставниками. Роботизированное будущее псковского региона в надежных руках!