Спасательные круги для псковских автомобилистов
Обилие перекрестков с круговым движением в Пскове стало веянием последних лет. До этого жили себе псковичи с кругом на площади Победы да площади Героев-Десантников, не тужили. А теперь — на тебе, и на перекрестке Индустриальная-Инженерная, и Леона Поземского-Труда, и Кузнецкая-Карла Маркса, и Новоселов-Звездная, и Шестака-Доставалова. Голова кругом от этих кругов, уж простите за каламбур.
Однако, по наблюдениям активиста движения «Убитые дороги Пскова» Николая Мелькова, с точки зрения организации безопасности движения, любой круг в разы безопаснее обычного перекрестка.
«Даже на небольшом перекрестке, где встречаются две двухполосные дороги, мы получаем около 36-40 точек пересечения. Это точки, где можно попасть в ДТП. С увеличением количества полос их будет становиться больше. На круге же таких точек будет в 5 раз меньше», - привел статистику Николай Мельков.
Понятно, что полностью избавиться от аварий невозможно — это утопия. От водителей, желающих «проскочить» или «протиснуться» вперед основного потока и вопреки ПДД, мы никуда не денемся. Но если авария все же произойдет, то последствия от нее будут гораздо легче. Тогда как на перекрестке происходят в основном лобовые, перпендикулярные или угловые встречи, на круге все они отсутствуют как класс. Здесь столкновение происходит всегда по касательной (передаю привет школьникам, которые говорят, что геометрия им никогда в жизни не пригодится).
«Соответственно, гораздо ниже будет и тяжесть последствий. Выражаясь языком автоинспекции, это, скорее всего, будет «железо», а не человеческие жертвы. Поэтому кольцевое движение, даже сделанное не совсем правильно, безопаснее, чем перекресток», - подытожил Николай Мельков.
Движение по турбине
К круговому движению местные водители уже более-менее привыкли и поняли, как с ним обходиться. Вдруг — неожиданное известие. В Пскове могут появиться участки с турбокольцевым движением. При первом взгляде такая схема движения может напугать своей навороченностью, но на практике она позволит сделать оживленные круговые перекрестки безопаснее.
В этом уверен автор концепции организации турбокольцевого движения в Пскове, главный специалист отдела управления проектами ГКУ ЦОДД правительства Москвы Максим Пушкин.
«Турбокруги называются так потому, что у них завинчиваются потоки. Они позволяют избежать перестроения на самих кругах. То есть, все перестроения автомобилей будут происходить перед заездом на круг — автомобилист занимает свою полосу движения и дальше, на круге, уже двигается по разметке, которая канализирует поток, а после выезжает с нужной стороны», - объяснил Максим Пушкин в беседе с корреспондентом «МК в Пскове».
Сейчас конфликтные точки на участках с круговым движением возникают из-за прерывистой разметки, которая позволяет перестраиваться в любом месте. Конечно, по правилам, те, кто въезжает на круг, должны уступать дорогу тем, кто уже движется на нем. Но правила соблюдаются не всеми и не всегда, а вот аварии становятся следствием таких вольностей довольно часто. А вот турбокруг предполагает сплошную разметку движения по полосам — здесь маневрировать, как душе угодно, уже будет нельзя.
«Получается, что при въезде на круг водитель занимает свою полосу и уже двигается по ней, съезжая с крайней правой полосы (об этом говорят ПДД). Те, кто движется слева, не смогут поджать тех, кто едет по большому радиусу — как у нас сейчас часто бывает на площади Победы. Если мы посмотрим на этот участок через камеру [камеры «Псковлайн», установленные в различных участках города — ред.], то увидим: те, кто съезжает на улицу Кузнецкую около поликлиники, часто делают это с внутреннего радиуса малого круга, тем самым подрезая тех, кто едет по большому кругу к вечному огню, либо на улицу Советскую», - привел пример эксперт.
Не свернуть бы не на ту дорожку...
В жестких условиях сплошной разметки возникает страх свернуть не туда. Как не потеряться в лабиринтах разметки, и что делать, если уверенно мчишься вперед и понимаешь, что не туда?
Предотвратить неприятную дорожную ситуацию проще, чем пытаться разрешить ее уже в процессе. Поэтому водителям необходимо следить за указаниями знаков и стрелок на асфальте. По ГОСТу все условные обозначения должны размещаться заранее, за 30 метров и дублироваться за 20 метров до круга — этого пути достаточно, чтобы перестроиться на нужный ряд.
«Разметка и дорожные знаки трижды предупреждают водителя, дают ему понять, где он движется, и какой маневр ему необходимо совершить», - подчеркнул Максим Пушкин.
Важно знать: на таком круге можно съезжать с полосы, которую ты занял. Водители имеют право съезжать с двух полос (малого кольца и большого). Преимущество такого движения заключается в том, что съезжая в две полосы, пропускная способность возрастает, и круг быстрее освобождается.
В целом, проектировщики новой разметки не видят проблем в нововведении — водители привыкают к разметке в течение нескольких недель.
«У нас есть опыт с изменением разметки на Дамбе. Там появился первый островок безопасности, из-за чего произошло смещение полос для основного хода, а также появилась дополнительная полоса для поворота направо, на улицу Максима Горького. Я наблюдал ситуацию. После нанесения разметки водители сначала ездили по привычке, и по островку проезжали. Но им хватило буквально пары недель, чтобы набраться опыта и понять, куда смещение идет. И если сейчас открыть камеры и посмотреть — увидим, что водители ездят по разметке, а не по своему желанию. И с турбокольцами, конечно, первое время люди могут путаться, пытаться перестраиваться и маневрировать через эту разметку, но со временем они поймут, увидят эффективность и пользу», - подчеркнул Максим Пушкин.
Того же мнения активист движения «Убитые дороги Пскова» Николай Мельков. Новая разметка первое время всегда вызывает диссонанс у привыкших к ежедневному маршруту дом — работа — дом водителей. Однако если это приводит к улучшению дорожной ситуации, водители привыкают быстрее.
Делать как лучше или оставить как хорошо?
Проект, созданный Максимом Пушкиным, предполагает нанесение такой разметки в Пскове в двух местах — на площади Победы и на площади Геров-Десантников. Дело не только в том, что это оживленные участки города. Большую роль здесь играет и ширина полос движения (от 5,5 до 4,5 метров) — она достаточна для того, чтобы на турбокруге мог свободно разъехаться и грузовой, и общественный транспорт.
При этом, например, круг на перекрестке улиц Индустриальной и Инженерной (который особенно не любят псковские водители) слишком узок для организации такого движения. Здесь его проектировать никто и не стал.
«Трубокруг можно организовать не на любом перекрестке, - рассказал Николай Мельков. – Для этого нам нужно анализировать движение на участке. Иногда турбокольцо может ухудшать движение на участке, пропускную способность круга».
Другой пример — круговое движение неподалеку от областного ГИБДД, где водители едут с улицы Труда на Инженерную и обратно. Здесь нововведения могут привести только к ухудшению ситуации, добавил Николай Мельков.
Когда ожидать нового кольцевания?
И под конец — главный вопрос. Когда же псковичам ожидать введения новой разметки. Сейчас (как мы видим) изменения пока не начали прорисовываться на дороге.
Автор проекта Максим Пушкин рассказал, что оба проекта (и площадь Победы, и площадь Героев-Десантников) выносились на обсуждение на межведомственной комиссии по безопасности дорожного движения при администрации областного центра.
По его словам, руководство города относится к идее положительно и поддерживает ее. А вот городское отделение ГИБДД настроено скептически.
«Понятно, что они переживают за водителей — им за это отвечать. Но, например, ГИБДД Москвы вполне «дружит» с такими идеями и поддерживает их», - передал позицию госавтоинспекции Максим Пушкин.
Корреспондент «МК в Пскове» связался с начальником ОГИБДД УМВД России по городу Пскову Владимиром Папортом. Он отказался прокомментировать позицию ведомства по этому вопросу, сославшись на занятость.
Теперь проект ожидает следующий этап рассмотрения — региональный. Каким будет решение областной межведомственной комиссии и как будет меняться жизнь псковских автомобилистов, мы с вами увидим уже в ближайшие месяцы.