— Начальная цена контракта на реконструкцию «Октября» составляла 321 миллион 230 тысяч рублей. Удалось ли уложиться в эту сумму?
— В рамках этой стоимости мы вводим здание в эксплуатацию, как и планировали. В процессе проектирования выяснилось, что для исполнения технического задания заказчика нужно обустроить дополнительные площади под выставочные пространства и кинозал. Мы понимали, что нам нужно будет увеличить площадь здания.
Таким образом, в рамках изначально доведенных лимитов по контракту строительную готовность здания мы обеспечили. А что касается наполнения оборудованием здания — на это запрашиваются дополнительные лимиты, и отношения к нашему контракту они не имеют.
— Как удалось увеличить площадь уже готового здания? Почему заказчик изначально запрашивал бо́льшие площади, чем имелись в наличии?
— По техзаданию площадь кинотеатра составляет около 1800 квадратных метров. При этом, конечный пользователь, заказывая определенный набор помещений для контракта, не знал заранее, какой должна быть площадь по проектной документации, по нормативу. То есть, нам предоставили перечень пространств, которые заказчик хотел бы видеть в кинотеатре в рамках имеющихся 1800 квадратов.
Среди пространств были и коворкинг-студии, и переговорные, и различные кабинеты, и выставочные пространства, и смотровая площадка, и зоны библиотеки… Но те площади, которые изначально имелись в наличии, не позволяли все это совместить. Поэтому потребовалось перепроектирование здания, стало понятно, что необходим еще один этаж. Переустройство позволило увеличить используемую площадь до 3200 квадратных метров, вот на них всё уже логично помещается.
Большая часть денег, которые были доведены в рамках контракта, ушла на переустройство каркаса здания, укрепление фундамента (основание укрепили фактически до материка), усиление стен как внутри, так и снаружи. По сути, внутри укрепленных стен мы построили новое, трехэтажное здание.
Благодаря перепланировке у нас появился цокольный этаж, где будет располагаться персонал библиотеки и книгохранилище на 80 000 экземпляров. Здесь же появится туалет для общего посещения — в центре города есть спрос на такие объекты. Причем, в задней части здания будет обеспечен подход как к мужскому и женскому санузлу, так и к санитарной комнате для маломобильных граждан.
Первый этаж будет полноценно использоваться под помещения историко-краеведческой библиотеки имени И. И. Василева, также здесь будут коворкинг-студия, пространства для проведения совещаний и мультимедиа-мероприятий, детская игровая комната, детский туалет и туалет для посещения библиотеки. Здесь же будет располагаться буфет и туристический центр.
На втором этаже, как и было задумано по техзаданию, расположится крупная выставочная зона, зона галереи и конференц-зал, а также второй буфет с видом на Троицкий собор. Всё, что планировал уместить заказчик, всё удалось.
— Губернатор Псковской области Михаил Ведерников в ходе осмотра сообщал о намерении изыскать 250 млн рублей для завершения реконструкции объекта. На что именно планируется направить эти деньги? Что требуется приобрести на них?
— Ситуация с оборудованием волатильна, она постоянно меняется. Нужно приобрести бинокуляры дополненной реальности, которые будут направлены в сторону Троицкого собора — они будут установлены на смотровой площадке, где уже вставлены панорамные окна.
Кроме того, только на всё мультимедийное оборудование, технику для проведения видеоконференций и трансформируемого кинозала (в том числе — большой экран), оборудование для студии звукозаписи требуется около 90 миллионов рублей. И это всё планируется закупить в рамках дополнительного финансирования.
— Ранее сообщалось о том, что в здании обустроят лифт для маломобильных граждан. Планируется ли его установка? Есть ли средства на обеспечение доступной среды?
— Конечно. Мы не введем в эксплуатацию здание, в котором не будет доступа ко всем зонам людей с ограниченными возможностями здоровья. Кстати, прямо сейчас мы устанавливаем лифт, который будет доставлять пассажиров (в том числе — маломобильных граждан) на цокольный этаж, в гардероб, на первый этаж — в библиотеку, и на второй этаж — по отдельности в зону выставки и кинозал.
— Из-за чего возникли проблемы с поставкой оборудования? Это связано с глобальными изменениями в экономической ситуации?
— С глобальными проблемами в рамках нашего контракта мы не сталкивались. Системы кондиционирования, отопления и вентиляции были закуплены еще до введения санкций. Но вот, например, когда мы покупали лифт, то планировали брать экземпляр американского производства, и когда поставщик ушел, его пришлось заменить на российского. Но это не стало проблемой, мы разрешили эту ситуацию.
Что касается мультимедийного оборудования — мы перестраиваемся на поставщиков из Китая. Незаменимого оборудования нет. Все плазменные панели, бесшовные проекции и прочее, всё есть, есть аналоги.
— Сейчас ограждение у кинотеатра начали убирать. Это значит, что рабочие приступили к внутренней отделке помещений? Какие именно виды работ сегодня проводятся, помимо устройства лифта?
— Сегодня ведутся электромонтажные работы (большая часть из них уже выполнена). Осталось развесить светильники, все силовые кабели уже опрокинуты. Выполняются работы по слаботочным системам (по первому и цокольному этажу они уже выполнены). На втором этаже сейчас завершаются «доделки» по инженерии.
Помимо этого, активно ведутся отделочные работы. Отделка пола плиткой уже выполнена, стены ошпаклеваны и покрашены, поставлены перегородки, которые разграничивают зону библиотеки на коворкинг, игровую и прочие. Установлена большая часть туалетов в санузлах.
Основной упор сейчас делается на работы на втором этаже. И дополнительные деньги, о которых уже говорилось, кроме покупки мультимедийного оборудования, пойдут на отделку второго этажа и на благоустройство. Привести в порядок планируется весь земельный участок — от Кремля и до Рижского проспекта (изначально по проекту благоустройство включало в себя только обеспечение подхода к зданию — этот пункт сейчас уже выполнен).
— При археологических изысканиях в подвале обнаружили выступ древней церкви, ее планировали законсервировать. Всё ли в порядке с церковью? Все ли работы удалось провести?
— Археологи провели все необходимые изыскания, и их работы мы оплатили. На данный момент церковь засыпали по технологии, определенной археологами. Но в рамках проекта полного благоустройства, после выделения дополнительных средств, здесь может появиться археологическое окно. Стеклянный пол (если удастся его обустроить) позволит посетителям рассмотреть древнюю постройку.
— Когда планируется завершить отделочные работы? И когда здание введут в эксплуатацию вместе с установленным оборудованием?
— Стройготовность здания, если у нас не возникнет никаких проблем с оплатой работ со стороны заказчика, мы обеспечим в сентябре этого года. Тогда мы будем готовы передавать объект заказчику — работ осталось не так много.
А если говорить про наши дополнительные (пока еще только в рамках проекта) истории с оборудованием, то здесь все зависит от финансирования. Ситуация с оборудованием и его стоимостью меняется каждый день. С тех пор, как мы проходили экспертизу на закупку дополнительного оборудования в конце 2022 года, ушли многие поставщики, изменились цены… Приходится ориентироваться по ситуации.
На то, чтобы поставить и смонтировать оборудование у нас, я полагаю, уйдет полгода или месяцев восемь после получения финансирования по этой части.
Точно могу вас уверить: здание будет введено в эксплуатацию, оно будет функционировать, и в «долгострой» посреди города точно не превратится!