Некая Светлана возмутилась в группе «Псков Сегодня» «гинекологическим» уродством» гипсовой Венеры, которую на днях установили возле дома художников на набережной рядом с Варлаамовской башней.
Что такое «гинекологическое уродство» с точки зрения Светланы – боюсь даже предположить. Потому что столь покоробившая её чувство прекрасного гипсовая скульптура представляет из себя вполне натуралистичное изображение женщины на поздних сроках беременности.
Называется она «Антигравитация», но с таким же успехом могла бы называться «Мать Сыра Земля» и символизировать лучшие патриотические порывы (точнее, потуги) жён Отечества с застывшим на губах криком «Гойда!»
Набухшие груди, отёк нижних конечностей… – всё при ней. Эта женщина выглядит приквелом к скульптурной композиции «Мать и дитя» в Ботаническом саду.
Но один существенный изъян бдительные псковские арбитры изящного у Венеры с Советской набережной всё-таки подметили: а именно, что ей не хватает рук.
«Зачем такое выставлять?! Ещё и без рук», - написала одна дама в комментариях к Светланиному посту про «гинекологическое уродство» и сопроводила свою реплику тремя эмодзи «рука-лицо».
Говорю ж: перфоманс удался. Уверена, что автор гипсовой псковской Венеры и надеяться не смел, что его творение начнёт продуцировать мемы.
Но потом ему фортануло ещё больше. Потому что к этому хеппенингу вдруг подключились городские власти и пообещали немедленно демонтировать «самовольно установленный» арт-объект.
После чего желающих увидеть это «гинекологическое уродство» сильно прибавилось, автор скульптуры Тимофей Силич для пущего эпатажа демонстративно её забинтовал, случай с псковской Венерой, получив огласку, стал претендовать на хрестоматийность, а сама она встала в один ряд с наиболее скандалёзными произведениями мирового искусства в жанре ню.
Потому что, когда дело касается женской обнажёнки, на истинных ценителей не угодишь. Им всегда за что-то стыдно и хочется настучать куда следует.
«Я тщетно пытаюсь понять, в чём же смысл этой непристойной загадки», - например, писал один из таких критиков вот про эту «голую уличную девку», которая, как он выразился, «бесстыдно расположилась» на траве, наподобие псковской Венеры. А у самой целлюлит и брюшко.
Между прочим, когда эту картину Эдуарда Мане выставили в Парижском салоне, тогдашние любители изящного так вознегодовали, что специально приходили на неё поплевать, а некоторые вдобавок пытались проткнуть её зонтиком.
Впрочем, голые девушки с безукоризненными формами и безупречной партийной репутацией иногда возмущают почтеннейшую публику ничуть не меньше. «Мы наблюдаем спекуляцию вульгарной эротической образностью», - клеймила вот эту изящнейшую статую газета «Вечерняя Москва».
В результате чего ставшую притчей во языцех советскую «Девушку с веслом» сбагрили в провинцию, где она и сгинула.
А вы думали, почему сохранившиеся до наших дней античные афродиты все как одна такие безрукие? В своё время, чтобы уберечь от свирепых питерских моралистов раздобытую в Италии с таким трудом статую античной богини, Пётр Первый даже вынужден был приставить к ней часового.
Но жители Северной столицы ещё долго называли её никакой не «Венерой Таврической», а «белой дьяволицей» и «блудницей вавилонской».
Так что ханжество – это те самые скрепы. И глубоко укоренившаяся традиция. Хотя если копнуть поглубже, то идеалом красоты для наших совсем-совсем древних предков были женщины вот с такими формами.
Зовите Светлану, не знаю, какими медицинскими терминами это произведение искусства лучше описать.
В истории же с псковской гипсовой Венерой самое интересное – это её интересное положение. И я не про беременность.
Дом художников, возле которого её установили, находится на высоком берегу реки Великой, откуда открывается красивейший вид – и на Варлаамовскую башню, и на Псковский кром. Это одна из лучших смотровых площадок города. И там прямо сейчас, всего в каких-нибудь тридцати метрах от гипсовой ПсковАртовской Венеры, на самом краю обрыва, натуральная помойка.
Не просто набросано мусора, как у нас везде, а нагажено будь здоров, буквально по колено. Приходишь – и причудливые вербальные конструкции, похлеще, чем «гинекологическое уродство», вырываются сами собой. Причём многоэтажные.
Но самые эстетически чувствительные псковичи почему-то не ропщут. Им только художники мешают наслаждаться красотами родного города.
Так что гипсовую «Антигравитацию» с набережной, вероятнее всего, уберут, а вот грязь – навряд ли. Иначе я первая посоветую художнику Тимофею Силичу приделать своей псковской Венере руки и вставить в них швабру)