Россия начинается здесь
«Россия начинается здесь» - эта фраза не случайно украшает набережную реки Великой в Пскове. И это больше, чем просто красивые слова, уверяют экскурсоводы. Дело в том, что собор построили в Пскове в X веке по велению княгини Ольги. Распорядилась о строительстве она еще за 30 лет до крещения Руси. Поэтому вполне справедливо утверждать, что православная Россия начинается именно здесь.
Разумеется, первый деревянный собор до наших дней не сохранился, и тот, что высится над всеми многоэтажками города сегодня — уже четвертый по счету. Ему предшествовали деревянные и каменные, одноглавые и многоглавые... Нынешний пятикупольный 78-метровый храм построили в 1699 году.
Что потом только не пришлось ему пережить – и войны первой половины прошлого века, и существование в качестве антирелигиозного музея, и подвешенный к куполу маятник Фуко внутри собора... Богослужения здесь возобновились уже после Великой Отечественной войны, и с тех пор больше не останавливались.
Сага о контрфорсах
Не все знают, что изначально, 300 с лишним лет назад, собор выглядел немного иначе. По бокам у него не было контрфорсов (скатов), и форму он имел обычную, кубическую. Однако почти сразу, еще в XVIII веке наши предки выяснили, что стоящий на крутом берегу Великой собор буквально сползает в реку.
Тогда, чтобы удержать его, архитекторы пристроили к зданию с южной стороны опорный контрфорс, а для симметрии добавили остальные и по другим сторонам. Спустя столетия, когда собор осел, некоторые контрфорсы стали не только не поддерживать строение, но утяжелять его и почти висеть на нем.
Год назад, когда о планах на реконструкцию Троицкого собора стало только-только известно, вопрос о дальнейшей судьбе контрфорсов стоял очень остро. Обсуждая эту проблему с губернатором Псковской области Михаилом Ведерниковым, митрополит Псковский и Порховский Тихон подчеркнул: вопрос нужно будет решать с привлечением горожан и экспертов.
С одной стороны, было бы логично убрать мешающий архитектурный элемент. С другой – в памяти уже минимум 12 поколений псковичей и гостей города собор имел контрфорсы. Без них он рискует просто потерять облик.
«Контрфорсы составили законченный образ здания, который остался в сознании людей. На начальных этапах исследований были сомнения в том, что они оказывают негативное влияние на здание – мы поднимали этот вопрос и на научно-методическом совете. И мы все-таки решили включить их в работу, чтобы они работали правильно и выполняли удерживающую функцию», – рассказал корреспонденту «МК в Пскове» о планах по реставрации главный инженер АНО «Возрождение» Алексей Гамзин.
В общем, всем неравнодушным к виду Троицкого собора после реконструкции волноваться не стоит: он останется таким же, каким и был прежде.
«Могу точно сказать, что он [Троицкий Собор – ред.] будет выглядеть лучше, чем сейчас. Все решения, которые предлагались, проходили и историко-культурный совет, и научную экспертизу. Принципиально собор свой внешний вид не изменит», – успокоил Алексей Гамзин.
Фундамент в гармошку
Но главная беда собора – даже не в разрывающих его контрфорсах, а в совсем ненадежном фундаменте. Как пояснил специалист АНО «Возрождение», сейчас храм стоит частично на естественном основании (на земле), а частично – на старом фундаменте.
Нужно понимать, что при старой кладке старые кирпичи и камни могут попросту лечь «гармошкой» и сильно повредить самому собору и его устойчивости.
«Из-за того, что основания разные, у нас со временем происходили различные движения, осадка. Возможно, они происходят и сейчас. Соответственно, чтобы снять негативное воздействие, будут производиться работы по повышению естественных фундаментов. Они будут откапываться, чтобы строители могли сделать цельно-монолитное основание с помощью специальных смесей и растворов. Оно будет жесткое и позволит сократить негативные процессы, которые происходят», – пояснил Алексей Гамзин.
В общем, извините за каламбур, работы здесь планируются действительно фундаментальные.
Незакрывающийся храм
Впереди у Троицкого собора непростой период – некоторое время ему предстоит стоять полностью закрытым лесами, спрятанным от глаз туристов и прихожан. Однако полностью прекращать богослужения здесь не планируется. Из официального ответа регионального комитета по ОКН на запрос «МК в Пскове» следует: вопрос о доступе в верхний или нижний храм для прихожан еще рассмотрят.
«Мы как заказчик работ ставили задачу предусмотреть функционирование собора в период проведения работ. У нас стоит задача в проекте реставрации предусмотреть очередность или этапность для того, чтобы можно было пользоваться одним или другим в процессе реставрации», – подтвердил главный инженер АНО «Возрождение».
В видении Алексея Гамзина, работы предстоит вести от фундамента к куполам. В этом случае во время работ внизу, прихожане смогут посещать верхний храм, а спустя время, возможно, они смогут пройти в нижний.
В любом случае, в приоритете у реставраторов всегда оставалось и будет оставаться безопасность жителей и гостей города. «Если будет угроза жизни и здоровью для паломников и туристов — тогда придется чем-то пожертвовать, и посещением его в том числе. Но саму территорию Кремля закрывать не будем», – подчеркнул Алексей Гамзин.
Растрескавшиеся иконы
Особо болезненным для Троицкого собора еще в конце прошлого года был вопрос реставрации икон. Митрополит Псковский и Порховский Тихон в конце прошлого года уделил особое внимание именно этому вопросу. Владыка показал губернатору глубокие трещины на иконах в главном храме региона.
Как поясняют специалисты, в таком состоянии иконы находятся из-за нарушения температурно-влажностного режима – в соборе слишком резко дали отопление, и иконы высохли. Есть проблемы и с иконостасом, который часто приходит в негодность осенью, когда начинают опадать листья, рассказал главный инженер АНО «Возрождение».
В целом реставраторы планируют проводить работы на тех объектах, на которые распространяется охрана. Поэтому проектировщик взял в работу иконостас, однако о судьбе других икон, которые не находятся под охраной комитета по ОКН, пока нельзя.
Сейчас, по информации профильного комитета, заказчик работ готовит техническое задание на выполнение проектной документации.
Работа осложнятся тем, что Троицкий собор всегда выделялся богатым и необычайно высоким иконостасом в целых 7 ярусов. И именно по этой причине быстро отреставрировать его вряд ли получится.
«Проекты реставрации говорят о том, что на месте отреставрировать иконостас не получится, его придется разбирать. Кроме того, в реставрации есть много методик, и нужно выбрать правильную. Сама разработка проекта займет порядка двух лет, не включая работу над самими иконами. В этом вопросе я пока не хочу забегать вперед, отреставрируем собор, а затем решим вопрос с иконостасом», – заключил Алексей Гамзин.
Кажется, за судьбу ни одного реставрационного объекта псковичи еще не были так спокойны. Даже удивительно, что в этом вопросе все идет более (или менее) гладко.
Документация на проведение работ с положительным заключением госэкспертизы уже получена. Подрядчика определят по результатам конкурса (и обязательно проверят у него наличие лицензии на реставрацию памятников культуры).
Даже повышение цен, неожиданно ударившее по всем строительным сметам этого года, не страшно, ведь для этого в АНО «Возрождение» специалисты заложили коэффициент корректировки стоимости работ.
Конечно, смотреть на возвышающийся в центре города конструктор из строительных лесов и пленки пару лет псковичам будет непривычно, и у туристов вряд ли вызовет бурю восторга, но все ж, раз в 300 лет можно и потерпеть. Главное, чтобы это стало действительно эффективной мерой. «Реставрация — не панацея. Мы приводим здание к рабочему виду. Дальше его надо поддерживать в таком виде, иначе за несколько лет превратится обратно», – напомнили в АНО «Возрождение».