В июне 2022 года «МК в Пскове» рассказывал историю 91-летней узницы фашистских концлагерей Галины Нестеровны Осмаковой, которая в ожидании расселения 12 лет жила в аварийном бараке на улице Матросова, 31, в Новосокольниках. После нашей публикации проблема сдвинулась с мёртвой точки – было принято решение предоставить пенсионерке новое благоустроенное жильё. И вроде бы в этом деле можно было бы поставить точку…
Но оказалось, проблемы улицы Матросова в Новосокольниках куда более глубокие. В сентябре в редакцию «МК в Пскове» написала ещё одна жительница города, мама двоих детей, Светлана Филиппова. Её семье принадлежит квартира всё на той же улице Матросова, но уже в доме №38. Постройка старая. Задумана была, по словам местных жителей, как общежитие для железнодорожников. Возведена ещё в 1938 году, эксплуатируется до сих пор.
Блохи заели
Квартиру на втором этаже дома №38 по улице Матросова семья Светланы Филипповой купила в 2011 году. Тогда этот вариант казался самым подходящим. То, насколько опрометчивым был этот поступок, стало понятно лишь со временем.
Сначала всё шло хорошо. Для того, чтобы комфортно жить с детьми, пусть и в старом доме, молодая семья сделала косметический ремонт. «Сделали по возможности… Потолки-то всё равно сыпались – перекрытия у них уже сгнили. Но мы всё-таки пытались условия создать – белили, клеили. Сначала было нормально. Дочка старшая там подрастала», - вспоминает собеседница.
Омрачали жизнь грызуны и… блохи. По словам Светланы Филипповой, они были везде. Вытравить их не удавалось ни современными средствами, ни народными методами. «Дочку нашу старшую, когда была маленькой, не могли нормально водить в садик, потому что она постоянно была покусана этими блохами», - с содроганием сообщает жительница районного центра.
Спустя время заявили о себе и другие проблемы дома довоенной постройки. Семья Светланы Филипповой обнаружила, что у здания отсутствует фундамент, нижние венцы дома сгнили, а потолки и полы находятся в аварийном состоянии. Подняли документы – оказалось, на 2005 год износ дома составлял 78%.
«В доме два этажа. На каждом по две квартиры, подъезда у нас тоже два. В нашем подъезде сейчас уже никто не живёт, в соседнем – до сих пор точно живут две семьи. Воды нет. Канализации тоже. Туалет у нас – выгребная яма, она не чистится. Проводка старая, обвисшая. Крыша во время дождя постоянно протекала. Когда ветер – слышно было, как он в печке свищет, и как кирпичики откалываются и падают с трубы», - делится собеседница.
По словам Светланы Филипповой, они с супругом боялись, что на детей (к тому времени в семье родился сын) ночью может рухнуть кусок потолка. Решили не рисковать. Взяли миллион рублей в ипотеку, собрались, закрыли квартиру в старом доме на ключ и переехали в купленный частный дом.
«Управляйка» отказалась
Переезд в частный дом в жизни семьи Филипповых случился пять лет назад. Для Светланы, её супруга и их двоих детей с этого времени начался новый этап. Но забыть старый не удалось до сих пор. Квартира в доме на Матросова, 38, всё ещё находится в собственности супруга Светланы. Вместе с мужем жительница Новосокольников периодически приезжает проверить ветшающее здание. Раз за разом пейзаж, открывающийся перед глазами, выглядит всё более удручающим.
«В сентябре мы туда с супругом приехали проверить. Обнаружили, что вокруг дома ничего не скошено, всё разрушается. К тому же бездомные забрались в нашу квартиру на втором этаже. Уже и печку разобрали, и плиту сняли в кухне, и в детской комнате забрали вещи, и колосники печные прихватили. Наверное, сдали в пункт приёма металла», - предполагает собеседница.
А затем добавляет, что после того, как дом признали аварийным и сняли с баланса ЖКХ, его состояние стало стремительно ухудшаться. По словам Светланы Филипповой, «управляйка» отказалась от их дома два года назад. Тогда-то жильцам деревянного здания было предложено самими найти себе управление, которое взяло бы на себя обслуживание. Желающих не нашлось. «Да и что там обслуживать, если он в аварийном состоянии?» - вздыхает жительница Новосокольников.
«Наш, бедненький, стоит»
Светлана и её семья не дождались переселения из аварийного дома и переехали в другое жильё самостоятельно. По словам собеседницы, предпринять столь же решительные действия позволили себе не все соседи. Некоторые из них до сих пор живут в старом разрушающемся доме.
Одна из тех, кто остался – пенсионерка с сыном-инвалидом. «Они живут на втором этаже, спускаться им трудно. А ведь нужно ещё дрова носить, чтобы топить печку! Ей предлагали временно переехать в другое жильё, но она отказалась. Сказала, что боится. Так и живёт там», - отмечает Светлана Филиппова.
К слову, им с семьёй временное жильё не предлагали. Ведь дом в ипотеку уже куплен, а значит, есть, где жить. Такое положение вещей заставило жительницу Новосокольников переживать – неужели теперь, раз они купили собственный дом, им не дадут квартиру при расселении ветхого довоенного дома?
«Дом признан аварийным. Он довоенный. По нашей улице Матросова уже снесли дома три. Все бараки, рассчитанные на много семей. Наш, бедненький, стоит. Если будут расселять, хотелось бы знать, дадут ли нам жилье. Мы ипотеку ведь взяли от безысходности. Сумма большая. Муж один работает. Детей двое, 12 и 6 лет. Расходы большие. Знать бы хоть, можно ли рассчитывать», - вздыхает собеседница.
Пролетели
Чтобы расставить все точки над «i» корреспондент «МК в Пскове» обратился в администрацию городского поселения «Новосокольники». Там подтвердили: дом на улице Матросова, 38, действительно, признан аварийным. Только вот когда его будут расселять – вопрос открытый.
«По нашим сведениям, дом №38 на улице Матросова признавался аварийным после 2017 года. А сейчас в программу, которая утверждена администрацией Псковской области, вошли дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года. Они не попали в эту программу, но попадут позднее. Я знаю, что уже формируют следующую программу. Туда, предполагаем, войдут дома, признанные аварийным в 2017 году и далее», - объяснила в беседе с корреспондентом главный специалист администрации городского поселения «Новосокольники» Ольга Богданова.
Она отметила, что до 2025 года, пока не завершится эта программа расселение ветхого и аварийного жилья, переселение собственникам квартир на Матросова, 38, в Новосокольниках ждать не стоит. Тем не менее, о жильцах разрушающегося дома не забывают. Ольга Богданова подтвердила, что соседкам Светланы Филипповой [матери семейства, о котором мы рассказывали выше – прим. ред.] предлагали до переезда в своё жильё из аварийного здания временно пожить в другом месте.
«У нас в манёвренном фонде нет обособленных жилых помещений, есть места в общежитии. Им предлагали, но я так поняла, что они пока оказались», - сообщила главный специалист администрации городского поселения «Новосокольники».
В администрации города не скрывают - аварийных домов в Новосокольниках много. Но своих денег на расселение у муниципалитета нет. Вот и приходится стараться, чтобы ветхие дома попали в областную программу. Несколько лет назад, например, Новосокольникам повезло. Дома для «партии» переселенцев из аварийного жилья строились в соответствии с программой. «Сейчас у нас уже четвёртый этап расселяется», - подчеркнула Ольга Богданова.
Тех, кто как героиня нашей статьи Светлана Филиппова, не смог жить в аварийном многоквартирном доме и купил другое жильё, главный специалист администрации городского поселения «Новосокольники» успокоила. По действующим сейчас правилам они могут иметь в собственности и другое жильё, но если владеют квартирой в аварийном доме, то при официальном расселении получат замену.
«Человек может покупать квартиры хоть в Москве. Если у него осталось право собственности, допустим, на Матросова, 38, то он в надежде может ждать, когда его включат в программу. Он собственник. И когда попадёт дом под расселение, получит взамен не меньшее количество занимаемых метров. Такие правила на сегодняшний день прописаны в программе. Не могу сказать, что будет потом. К сожалению, не мы принимаем эти программы», - подытожила Ольга Богданова.
Проблема ветхого жилья стоит остро не только в Новосокольниках. В Плюссе, например, летом обрушились балконы аварийного дома. Почему же ситуацию не исправляют? Почему люди в разных уголках Псковской области продолжают жить в ужасающих условиях? Ответ прост, в бюджетах районов и городских поселений для масштабных переселений недостаточно денег. Вот и остаётся надеяться только на помощь свыше из области. Она, к слову, поступает дозированно. Так что приходится выбирать, кого расселить в первую очередь, а кого можно и попозже.
«Дом на Матросова, 38, не в таком состоянии, что у него уже крыша рушится. Доски там ещё крепкие. Его поддерживала управляющая компания до определённого момента», - рассказали в администрации городского поселения «Новосокольники».
Может быть. Но дом с обрушившимися балконами в Плюссе до поры тоже выглядел весьма прилично.