В день 78-й годовщины освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчиков некогда заброшенный и доживавший свой век стадион «Электрон» неожиданно преобразился. На интерактивных площадках жители и гости города могли на себе ощутить атмосферу военных лет.
Здесь в ожидании кульминации дня – реконструкции битвы с фашистами – псковичи и гости города могли узнать, о чем нельзя было писать в письмах в годы войны, что отправляли в фанерных ящичках, и чем в это время занимались дети. Такая 80-летняя история развернулась под боком недостроенного парка «Россия – моя история».
Неподалеку, левее, снаряжались и готовились к предстоящей битве солдаты СС. Советские партизаны также проводили последние приготовления, заряжали пулеметы и винтовки холостыми патронами и одергивали форму, только с другой стороны поля, в кустах. На нереальность происходящего намекало только то, что люди по оба конца поля говорили по-русски.
Под надвигавшимися жирными дождевыми тучами псковичи стремились посмотреть и потрогать как можно больше – важно было успеть до разразившегося вскоре ливня. Под приглушенные выстрелы где-то на фоне (на которые уже никто не обращал внимания и даже не вздрагивал) люди с любопытством толклись от палатки к палатке.
Площадка «военное детство», кажется, привлекала детей только лишь названием. Девочка вяло нажимает на «катапульту», и легкий конус с другого ее конца плавно подлетает на пару сантиметров. «И всё?» – звучит закономерный вопрос. Волонтер в ответ принимается растолковывать правила игры подробнее. Мальчик рядом пытается попасть кольцом на веревочке на деревянный конус. Его сосед задумался над кубиками. Малышка в уголке разбирается с настольной игрой. Лица у окунувшихся в «военное детство» ребят выглядят не слишком одухотворенно.
Рядом – за столом с фотоаппаратами и стереоскопами – гораздо более воодушевленные взрослые. «Вау, ты же помнишь это? Это следующий уровень после калейдоскопа! Будто в кинотеатре, и объем передается!» - восхищаются вспомнившие свои детские годы девушки. Волонтер гордо сообщает, что это «настоящие 3D-очки» и протягивает еще один небольшой пластиковый аппарат со вставленными в него пленочными кадрами.
Самой оживленной и многочисленной оказалась площадка полевой с полевой почтой. Кто-то хотел отправить открытку, кто-то – сложить письмо-треугольник, а кто-то – получить экземпляр передовицы со «свежими» новостями с фронта. Рядом, на стене, плакат предостерегал от ошибок в написании писем. Нет, не грамматических, а стратегических: запрещалось указывать любые засекреченные сведения о численности и положении войск. На всякий случай. Не болтай. Враг не дремлет.
К сожалению, быстро «свернуться» импровизированным почтальонам пришлось во время дождя.
Рядом раскинулась палатка медсанбата, где со знанием дела молодой «врач» рассказывал, какими зажимами что можно зажимать, какими щипцами как держать вату и даже что делать, чтобы «кишечник не вываливался и можно было шить». В палатке стоял резкий больничный дух каких-то лекарств и спирта – антураж, как и полагается.
Слегка удивила полевая стадионная кухня. Почему-то ожидалась традиционная гречневая каша с тушенкой да чай. Но то ли запасы гречи оказались истощимыми, то ли с тушенкой в стране напряженка… А только к чаю милые девушки подавали шашлык, картофель фри, хот-доги и (неизвестно, как затесались в эту компанию) блины. Такая вот международная трапеза получилась.
Между тем, приближался «час икс».
Публика уже начала стягиваться к ограждению по периметру футбольного поля и этак любовно, по-псковски, прикрикивать на оказавшихся внутри военных и журналистов, которые мешали смотреть на еще не начавшееся действо. А что вы хотели? Военные заняли позиции в оцеплении, ведь все должно быть, в первую очередь, безопасно, а уже во вторую - хорошо видно.
После дождя парит и душно. «А ведь именно такая погода и могла стоять тогда, в дни освобождения всей Псковской области», - напомнил ведущий.
В глубине поля, подальше от собравшихся, незамысловато начинает идти жизнь оккупированной деревни. Люди сушат сено, развешивают постиранное белье и колют дрова. Дети воодушевленно «фехтуют» палками. Да, среди деревенских – только женщины с детьми и один старик.
Кстати, все они – не профессиональные актеры, а обычные люди. Стать участником массовки организаторы приглашали всех желающих и, надо сказать, эти желающие справились со своей задачей на «твердую пятерку». Деревенская одежда и обувь, строгое отсутствие гаджетов – ничто не выдавало в них современных людей (этого и добивались организаторы).
Деревню посетили «наши» партизаны в надежде добыть немного еды. Некоторые из них – бывшие местные жители, поэтому деревенские особенно рады им. Некоторые даже крепко обнимаются. Отряд уходит, но двое из них решают задержаться в деревне и еще немного поговорить с давно не видевшими их близкими.
В это время с другого конца «деревни» в нее наведываются нацисты. «Вон те гады! На мотоцикле! А наши не замечают? Да нет, видят, видят. Вон, один за сеном спрятался», - с интересом следит за происходящим публика. В завязавшейся перестрелке один партизан погибает, другого, привязанного к мотоциклу, увозят СС-овцы. Отъезду предшествует циничная «фотосессия» с пленным (как поясняет ведущий, немцы очень любили фотографировать подобные сцены, особенно – на первых этапах войны).
Зрители поражены гибелью одного из «наших», но еще больше переживают за судьбу деревни. «Они знают, что их ждет!» - обсуждают зрители явно грядущий приезд захватчиков. Явно с карательными целями (ведь любую помощь партизанам в годы войны враг жестоко пытался пресечь).
Не заставивший себя долго ждать отряд нацистов прибывает. С ними в машине – полицаи и даже одна «фрау». Все они удостаиваются отдельных, вовсе не дружелюбных комментариев со стороны зрителей.
Фрицы пуляют в воздух и загоняют местных жителей в сарай. Женщины хватаются за голову, закрывают уши от громких выстрелов руками и кричат. Дети высовываются из окон и зовут на помощь.
«Может, спасется еще? Маленький мой…»
«Они со всеми так! У нас вот деревня – и та была сожжена. А в Белоруссии – так вообще» - обмениваются мнениями зрители.
На заднем фоне начинает пылать чья-то изба.
В это время в деревню врывается партизанский отряд, обеспокоенный тем, что их задержавшиеся товарищи так и не вернулись. Они рассыпаются в цепь и окружают хутор. Карательный отряд разбит и уничтожен, часть нацистов скрылась в лесу на мотоциклетах. Кстати, досталось и полицаям («Дайте по шляпе ему прикладом!» - подсказал бойцам ведущий). Главного предателя отряд партизан расстрелял на глазах у зрителей.
Становится ясно, что это не последний бой, а потому партизаны усиляются за счет мирных жителей, которые принимают специальную «присягу партизана» и вооружаются трофейным оружием убитого врага.
«А что же они избу не потушат-то?»
«Так им некогда!» - судьба ярко пылающей и пускающей столб густого дыма в небо избы начинает волновать все больше псковичи.
Вскоре на поле выезжает численно превышающий «наших» отряд нацистов. Они движутся на мотоциклетах, броневике и – главное – в машине с мирными жителями.
«А те женщины что? Тоже полицаи?»
«Нет же! Они живым щитом для этих будут…», - поясняют друг другу происходящее зрители.
Начинается битва. СС-овцы лежа и прячась за техникой, палят по партизанам. Один из наших, что занял огневую точку на сарае с пулеметом «Максим», пытается открыть огонь по врагу – автомат заклинило. Зрители начинают волноваться за исход сражения. Во временно образовавшейся между обстрелами тишине слышится свист. Удар. Взрыв.
«Партизанам удалось подорвать броневик! Ура! Враги валятся один за одним» - комментирует ведущий.
«Что-то не похоже. Вон, снова побежали!» - возражает ему зал.
Переломным моментом боя стал момент, который партизаны смогли улучить, чтобы зайти в тыл врага и (порой даже врукопашную) добить его. Враг разбит и разбросан, мотоциклеты остановлены. На фоне полыхают уже три избы.
«Партизаны уничтожили всех немцев. Бой окончен!» - констатирует ведущий.
В завершение все собравшиеся почтили память павших за освобождение Пскова солдат.
Реконструкция боев времен Великой Отечественной войны становится неотъемлемой частью празднования всех знаменательных дат последнего времени. Каждое событие собирает сотни желающих посмотреть на воссозданный бой и в очередной раз убедиться в том, какой нелегкой ценой далась нашим предкам победа в самой кровопролитной войне за всю историю. Думается, таким и должно быть патриотическое воспитание подрастающего поколения.