Неопознанный дорожный объект: Как псковские самокаты привнесли абсурд на псковские улицы

Количество электросамокатов в России растет в геометрической прогрессии. Псков тоже не стал исключением. С наступлением лета по городским улицам на бешеной скорости начали разъезжать любители этого вида транспорта, сшибая прохожих. При этом сотрудники ГИБДД часто затрудняются определить виновников аварии, ссылаясь на отсутствие законодательства. 

Пришедшая с Запада культура кикшеринга до сих пор не адаптировалась под российские реалии и не улеглась в нормы закона. Правильно ли считать несущегося со скоростью 25 километров в час самокатчика пешеходом? Стоит ли заставить водителей самокатов получать водительские права? Ответы на эти вопросы искал корреспондент «МК в Пскове».

Неопознанный дорожный объект: Как псковские самокаты привнесли абсурд на псковские улицы
Фото здесь и далее: Вадим Боченков

Электросамокаты появились сперва в крупных городах России, а затем разъехались по провинциям. Вот и в Пскове уже третий год можно наблюдать целые табуны припаркованных в людных местах «железных коней» (как их любовно называют некоторые автоинспекторы).

Прокатиться на одном из них не составит труда – достаточно просто прийти в пункт проката (что в Финском парке) или скачать специальное приложение, отсканировать QR-код на транспорте, оттолкнуть ногой и зажать кнопку «газ» на руле. Казалось бы, что может пойти не так?

Электросамокаты из столиц распространились и в провинцию

Да, в принципе, пойти не так может абсолютно всё, когда за дело берутся непрофессионалы. А взять в аренду самокат могут самые даже самые неопытные и незащищенные слои населения – дети, подростки, пьяные люди. Все они дружными потоками отправляются путешествовать по тротуарам, пешеходным дорожкам и проезжим частям Пскова, ездят на огромной скорости по тротуарам и проезжей части, некоторые даже вдвоем взбираются на самокат.

Кстати, где же оно – место самокатчика? Какими дорожками прокладывать ему свой путь из точки А в точку Б? Продираться сквозь толпу пешеходов или занимать место на проезжей части среди автомобилей? Вопрос неоднозначный и дискуссионный.

«Реактивный пешеход»

Сейчас в России по правилам дорожного движения водителя самоката считают пешеходом, пояснила в беседе с корреспондентом «МК в Пскове» инспектор по пропаганде отдела ГИБДД УМВД России по городу Пскову Юлия Федорова.

«Конечно, мы все понимаем, что это глупо – пешеход, двигающийся со скоростью за 20 километров в час. Тем не менее, этот вопрос должен решаться не на городском и даже не на областном, а на федеральном уровне. А "оттуда" пока никаких распоряжений нет, пока это никак не регламентируется», – добавила она.

Самокатчик - водитель или пешеход?

И, надо сказать, такое появление «реактивных пешеходов» в Пскове уже успело принести свои плоды в виде ДТП с пострадавшими. Так, в 2020 году в ГИБДД зафиксировали один такой случай, а в 2022 – два, не говоря уже об авариях, обернувшихся техническими повреждениями для автомобилей.

Две большие разницы

Однако не каждый самокат может гордо именоваться пешеходом. Некоторые, все же, причисляют к транспорту.

Здесь играет роль мощность двигателя самоката, которая, понятное дело, напрямую влияет на значение максимальной скорости, которую он может развить. Однако, как отмечает и сотрудник ГИБДД Юлия Федорова, и велосипедист (а по совместительству – веломеханик) со стажем Алексей Захаренков, контролировать этот показатель достаточно сложно.

«Четко указанных характеристик на корпусе самоката не увидишь. Между тем, некоторые самокаты по мощности двигателя не могут развить скорость движения более 20 километров в час. ДТП с ними не завершится летальным исходом (кроме, конечно, случая столкновения с автомобилем). Если же самокат может ехать быстрее, то это, скорее, мопед», – пояснил Алексей Захаренков.

Он вспомнил недавние времена (которые, кстати, закончились буквально в 2013 году), когда в городе было буквально «засилие» мопедов. Свой выбор на этом транспорте останавливали любители скорости, оказавшиеся «вне закона» – в основном, подростки и «лишенцы» [водители, лишенные прав - прим.ред.]. Летом, когда все они устремлялись на городские улицы, количество ДТП возрастало просто в геометрической прогрессии.

Часто за руль электросамоката становятся неопытные водители

Поэтому обязать водителей мощных самокатов, способных развивать скорость до 50 километров в час (поверьте, есть и такие) получать водительские права Алексей Захаренков считает вполне себе логичной мерой. По аналогии с водителями скутеров и мопедов.

... И другие проблемы

Электросамокаты шлейфом потянули за собой целый ворох проблем интересных вопросов.

Одним из них стало превышение допустимой скорости движения, с которой не может бороться даже ГИБДД – доступных радаров для этого нет. «На глаз ведь этого тоже не определишь! Вот и что делать с такими нарушителями?» – риторически вопрошает Юлия Федорова.

Но здесь, справедливости ради, отметим, что большинство электросамокатов, которые можно арендовать в Пскове, оборудованы специальными ограничителями скорости, которые не позволяют водителю разогнаться слишком быстро.

Вторая проблема – конечно же, аварийность. Если происходит авария с участием автомобиля, и последний получает технические повреждения, то автолюбителю приходится требовать возмещение ущерба с водителя самоката как с гражданского лица. В общем, процедура время- и энергозатратная.

Можно ли избежать таких неприятных инцидентов? И Юлия Федорова, и Алексей Захаренков отмечают: важно спешиваться при переходе проезжей части.

Взять электротранспорт напрокат можно в псковских парках

«Велосипедистов ведь тоже заставляют спешиваться, хотя в правилах прописано: снизить скорость движения до скорости пешехода. Примерно 5 километров в час. Водителю необходимо время, чтобы после зимы привыкнуть к появлению велосипедистов и самокатчиков на проезжей части», – напомнил Алексей Захаренков.

Куда ты, дорожка, меня завела?

Электросамокаты все плотнее входят в нашу жизнь. Теперь это уже не роскошь игрушка, а вполне себе средство передвижение. Так, по словам Алексея Захаренкова, его жена уже оценила неоспоримые преимущества этого вида транспорта – отсутствие пробок и возможность не задумываться о ремонте дорог.

Статус пешехода позволяет водителям самокатов передвигаться по тротуарам, однако выбирать для этого все же необходимо велодорожку (при ее наличии, разумеется).

Электросамокаты - легкий и экологичный вид транспорта

«Наличие этой дрожки позволяет избегать конфликтов между пешеходами и самокатчиками. В Пскове ребята из "Убитых дорог" [сообщество автомобилистов "Убитые дороги Пскова" – ред.] над ними бились долго и плотно. Сейчас дорожки появились, но, конечно, в любой инфраструктуре любого города всегда есть, над чем поработать», – оценил велосипедист Алексей Захаренков.

Гибрид двухколесного с двуногим

В общем, ГИБДД на федеральном уровне предстоит решить острейшую задачу – выяснить, кто же такой этот СИМ [средство индивидуальной мобильности – ред.]. Такое объединение водителя и пешехода с точки зрения организации движения сотрудник госавтоинспекции Юлия Федорова назвала «прорехой в законе» и, кажется, вполне оправдано.

Для любителей передвигаться на колесах в Пскове оборудовали велодорожки

На самом деле, электросамокатчиков можно только искренне пожалеть. Вот, вроде бы, и пытаются люди от души пользоваться экологически чистым транспортом, а все вокруг постоянно оказывается против. На тротуарах по велосипедным дорожкам зачастую безмятежно прогуливаются пешеходы (и дай бог, чтобы не мамы с детьми), а водители не готовы видеть их на проезжей части. Вроде бы, электросамокат – отличный транспорт нового поколения, а вроде бы – и кратчайший путь под колеса авто.

Что ж, понаблюдаем, разрешится ли эта мощная дорожная дилемма и появится ли место в законе для водителей такого транспорта. А пока разделим надежду Алексея Захаренкова на то, что Псков в этом сезоне минует столкновение невнимательных и неопытных самокатчиков с неготовыми к их появлению водителями.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру