Начать понедельник с флага и гимна решили в школах 49 регионов России. Пока что это было в рамках Дня поднятия флага России, но с сентября по инициативе помощника президента России Владимира Мединского, такие практики могут стать еженедельными во всех школах России.
В Псковской области мероприятие ко Дню поднятия флага решили провести в псковской школе №24 имени Л. И. Малякова. На этом, собственно, все. Другие школы областного центра и всего региона таких распоряжений не получали. Акция была инициирована министром просвещения Сергеем Кравцовым, но поддержана как-то не повсеместно.
Вот и начальник управления образования города Великие Луки Татьяна Лозницкая в беседе с корреспондентом «МК в Пскове» отметила, что в южной столице региона таких мероприятий в школах не планируется, по крайней мере в обозримом будущем, до сентября. Но в сентябре, если уж школы всей страны будут начинать неделю так, то и Великие Луки не окажутся исключением. Тем не менее, начало уже положено: дети оторвались от уроков, гимн заиграл, флаг поднялся над первой псковской школой.
Кстати, в одном из своих выступлений Сергей Кравцов обещал не оставить школьников «один на один с информационной войной, развязанной против нашей страны». Дело-то благое, конечно, но и родителей с учителями оставлять без подробной информации о том, что за мероприятия и с какой частотой будут проводить для их детей в школах — наверное, неправильно.
Не знавшие про одноразовость патриотической акции родители, среагировали неоднозначно. Ситуация, в которой детям могут начать включать гимн на еженедельных линейках уже сейчас, не дожидаясь сентября, так еще и накануне экзаменов, по сути разделила родительские мнения на три группы - «за», «против» и «за, но...».
Так, Ольга, мама третьеклассницы из школы №19, поддержала идею и подчеркнула, что в детях сегодня необходимо воспитывать патриотизм.
«Сейчас проблемы с этим. Пусть с самого детства воспитываются и воспринимают. Гимн не отвлечет от обучения. На это можно уделить 10 минут первого урока или вообще первым по счету сделать занятие по патриотическому воспитанию. Часто делать это не нужно, но раз в неделю — нормально», - высказалась она.
Также положительно такую инициативу оценила Мария, мама восьмиклассницы из школы №5.
«Как родитель, я считаю, что если мы живем в этом государстве, надо соблюдать его законы. Не нормально, если люди негативят на гимн страны, где они живут, еще хуже, если это делают они в присутствии детей. Гимн - это хорошо и правильно, он не может нагрузить ребенка или тем более от чего-то отвлечь. Начинать день с него так же нормально, как носить с собой сменку», - сказала Мария.
А вот Евгения, мама второклассника из Псковского педагогического комплекса, к идее отнеслась неоднозначно.
«Не вижу ничего плохого в этом, ведь он и так был частью школьной программы. Но вот петь каждый день - это слишком. Мне кажется, что от этого гимн потеряет свое торжественное звучание. Достаточно просто того, что дети его знают. Такое "передергивание" и обязаловка сыграют лишь на то, что дети к нему будут относиться как к песенке "В лесу родилась елочка"», - поделилась мнением Евгения и подчеркнула, что инициатива может стать хорошим мероприятием, если сделать поднятие флага формой поощрения и предлагать делать это лучшим ученикам классов.
«Патриотизм - это гордость своей Родиной, достижениями земляков, а не механическое поднятие флага и от зубов отскакивающие слова гимна», - заключила она.
Против подобных музыкальных мероприятий в начале недели выступила Александра, мама семиклассницы из школы №2.
«Я не имею ничего против воспитания у детей любви к Родине. Дети должны любить свою страну и гордиться культурой и историей своей страны. Главное, чтобы было, чем гордиться… Но я против отождествления Родины и власти, политического строя. Я против введения гимна в данный момент в школе именно потому, что не уверена, что это не превратится в пропаганду и насаждение любви к определенной партии или личности. Дети должны понимать, что флаг и гимн не принадлежат какой-то политической силе, что это флаг и гимн России — их Родины», — подчеркнула Александра.
Отдельный вопрос — отношение школьников к «обязаловке», в которую иногда скатываются школьные мероприятия. Молодые умы нередко только из-за этого явления начинают негативно относиться к даже таким безобидным мероприятиям, как дежурный осенний субботник.
«Я прекрасно помню свое советское детство. Помню, как переживала, когда сделала ошибку в слове "Ленин" в первом классе. Но чем старше я становилась, тем отчетливее у меня росло неприятие и отторжение к разного рода "обязаловкам": никому не нужной политинформации, обязательной зарядке по утрам, заседаниям совета дружины. Ребенка не обманешь и насильно ничего в него не заложишь. Тем более в наше время, когда у детей есть доступ к куче источников информации. Надо мир вокруг делать таким, чтобы ребенку было чем гордиться и за что любить свою страну, а не заставлять его любить ее», - высказала свое мнение на этот счет Александра и добавила, что вряд ли смогла бы растолковать дочери пользу от еженедельного прослушивания гимна.
Чтобы расширить срез и поближе познакомиться с общественным мнением, «МК в Пскове» провел опрос на эту тему в группе социальной сети «ВКонтакте».
В опросе принял участие 491 человек. Почти треть респондентов твердо поддержали такую инициативу, а еще 16% участников опроса указали, что главное в этом деле — не частить, и устраивать такие мероприятия раз в неделю, а не раз в день было бы идеально. В противовес им 4% голосов ушли в поддержку идеи петь гимн каждый день. Видимо, для поднятия боевого духа перед какой-нибудь контрольной по английскому языку.
Половина опрошенных не поддержали идею по разным причинам — нецелесообразность исполнения гимна на других уроков, помимо музыкальных, высокая загруженность детей. А 8% участников опроса и вовсе вспомнили о том, что неплохо бы спросить у родителей, не против ли они, чтобы их дети участвовали в таких акциях.
Также корреспондент «МК в Пскове» решил уточнить мнение о подобных акциях у педагога, который должен бы стоять на передовой патриотического воспитания — учителя истории и обществознания одной из псковских школ. Педагог пожелал скрыть свое имя.
«Гимн перед началом уроков - это гиблое дело. Патриотизм должен прививаться через урок истории, обществознания, русского языка, литературы, классных часов и внеклассных мероприятий. Но никак не через принудительное прослушивание гимна. Это скорее может вызвать обратную, негативную реакцию среди обучающихся. Не исключено развитие отрицательных черт характера — двуличия и лицемерия.
Кроме того, гимн предлагают слушать в начале недели перед уроками. Значит, детям надо будет приходить в школу раньше. Как вы думаете, будут они это делать? Очень сильно сомневаюсь. Может быть только единицы. А в чем тогда смысл воспитывать патриотизм в тех, в ком он и так есть?» - рассудил преподаватель и подчеркнул, что патриотическое воспитание в условиях принуждения существовать не сможет.
«МК в Пскове» по просьбе родителей пытался выяснить подробности о патриотической акции в областной администрации: будет ли она регулярной и обязательной с 1 сентября, как это предлагает Минпросвещения, сколько псковских школ будут реализовывать инициативу, сколько времени на это будут тратить перед уроками. Однако подробных ответов получить так и не смогли. В региональной администрации сказали только: акция прошла в единственной школе и один раз. До сентября подобных больше не предвидится.
Что ж, дорогие родители, следите за федеральными новостями!
А во время летних каникул у чиновников от мира образования будет, судя по всему, домашнее задание — понять, как же все-таки организовать патриотический подъем в школах Псковской области. Здесь, как выяснилось, есть масса подводных камней.
Во-первых, далеко не во всех школах есть флагштоки и флаги. Во-вторых, на чем поднимать государственный символ в зимнее время, когда линейки на улице не проводятся? В-третьих, как собрать вместе учеников первой и второй смены, чтобы воспитание патриотизма не оказалось в заложниках у графика обучения? В-четвертых, как быть учителям, у которых и без того хватало забот перед началом занятий?
Все эти вопросы только предстоит решить как на уровне региона, так и, наверное, всей страны. А пока родителям остается только ждать новостей.