В первой половине апреля тысячи псковичей по всему городу оказались в непонятной ситуации. В своих почтовых ящиках вместе с квитанциями и газетами они обнаружили подозрительное «извещение о проведении работ». Его автор, компания «Водоучёт» (не путать с «Горводоканалом»!), уведомляла собственников квартир о том, что в течение десяти дней в их доме будут проходить работы по поверке приборов учёта воды и, в случае необходимости, их замены. Текст на листе формата А6 оказался составлен очень грамотно: здесь и штрих-код, и упоминание Федерального закона, и QR-код, и номер извещения, и даже таблица с «кругленькими» суммами, как в самой обычной платёжке.
В конце приписка, которая и вовсе побуждает к немедленному действию: «В целях соблюдения ФЗ [Федерального закона – прим.ред.], вам необходимо согласовать дату и время проведения процедуры проверки приборов учёта воды». Ну, кому захочется добровольно нарушать закон после такого?
Недобросовестные предприниматели
Впрочем, у жителей регионального центра сомнения всё-таки закрались. Вместо того, чтобы звонить по указанным на подозрительной листовке номерам, псковичи, в попытках разобраться, стали буквально осаждать линии «Горводоканала». Муниципальное предприятие в своих социальных сетях уже утром в понедельник заявило, что не имеет к этим извещениям никакого отношения.
На официальной странице МП «Горводоканал» в социальной сети «ВКонтакте» появился такой комментарий от специалистов: «Разумеется, это не что иное, как реклама! Но составлена она таким образом, что можно принять её как извещение об обязательном исполнении обязательств собственников по поверке приборов учета. Недобросовестные предприниматели продолжают использовать мошеннические схемы с выдержками из действующего законодательства и информацией о тарифах для продвижения своих услуг по завышенным ценам».
Вместе с тем представители муниципального предприятия напомнили, что необходимость проведения поверки счётчиков зависит от сроков, указанных в паспорте каждого прибора учёта. Кроме того, такая информация перед истечением так называемого «поверочного интервала» указывается в квитанциях, которые присылает «Горводоканал».
«Очередные коммерсанты»
Горячее обсуждение подозрительных извещений развернулось в соцсетях. Некоторые жители Пскова рассказали о том, что воспользовалась смартфоном и отсканировали QR-код на листовке. Оказалось, он ведёт не на сайт компании и даже не на страницу банка, а в Google, в поисковой строке которого написано лишь одно слово, «уведомление». Мы проверили, это действительно так.
В комментариях под снимками подозрительного уведомления в соцсети «ВКонтакте» нашлись люди, которые, по их словам, поверили написанному в извещении и уже собирались звонить. Впрочем, отозвались и те, кто обратил внимание пользователей на приписку в самом низу подозрительной листовки – «данное извещение носит только информационный характер и не является публичной офертой».
«Это наглое издевательство над людьми. Эти извещения давно бросают в ящики (у меня даже два)! Приходят ведь всем и очень пожилым людям, которые не могут прочесть мелкий шрифт», - оценила происходящее горожанка.
«Это просто реклама с функцией “поиск лоха”», - не одобрил поведение компании, распространяющей листовки пскович.
«Нам пришла на той неделе. Минут через десять только дошло, что это очередные коммерсанты. Жаль, что пожилые люди могут за чистую монету принять и сразу же им позвонить», - поделилась мнением жительница регионального центра.
Дорогие счётчики
Интересно, что скандал с точно такими же рекламными листовками, замаскированными под извещения, уже происходил в сентябре 2021-го. Менее чем через год компания вновь решила попробовать «расставить ловушку». Под видом рядового потребителя услуг ЖКХ корреспондент «МК в Пскове» позвонил по номеру указанному на подозрительном извещении.
Пара гудков… Автоответчик вежливо благодарит за звонок, просит дождаться ответа первого освободившегося оператора и в это время послушать музыку. Спустя пару минут в трубке раздаётся голос сотрудницы компании.
Объясняем, что на днях разбирали почту и нашли извещение, в котором говорится о поверке счётчиков «в течение 10 дней», и интересуемся, не поздно ли ещё.
«Чтобы понять, нужно проверять счётчик или нет, нужно сначала посмотреть ваш срок поверки, узнать месяц и год, когда вам её нужно проходить. В квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг также дата поверки часто указывается. Без этого никак», - отвечает собеседница. Что же, пока всё по закону. Устанавливать счётчики никто не уговаривает и не принуждает, хоть извещение (оно же рекламная листовка) составлено и хитро.
Далее узнаём о том, сколько стоит поверка счётчиков и их замена. Оказывается, что за поверку всего одного прибора в руки мастеру придётся отдать 800 рублей. А заменить один счётчик обойдётся и вовсе в 2300 рублей. Для справки: в интернет-магазинах можно без труда найти счётчики за 900 рублей. Стало быть, остальная сумма за работу мастеру. Не слишком ли много за один прибор учёта?
МП «Горводоканал», со своей стороны, утверждает, что «цена завышена».
Как не попасть в сети мошенников?
В пресс-службе муниципального предприятия «Горводоканал» корреспонденту «МК в Пскове» объяснили, что устанавливать счётчики всем гражданам страны предписывает закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…». В нём есть такая формулировка: «Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов».
Впрочем, счётчики, как и все приборы, имеют свой срок службы. На этом и пытаются сыграть некоторые недобросовестные компании. Как часто нужно менять приборы учёта? В пресс-службе «Горводоканала» объясняют, универсального ответа на этот вопрос не существует. Срок эксплуатации каждого из приборов учёта прописывает в техпаспорте завод-изготовитель. В среднем счётчики служат по 12 лет. В этом техпаспорте указывается и срок поверки приборов. Как правило, счётчики на холодную воду нужно проверять раз в 6 лет, на горячую – раз в 4 года.
К слову, сам «Горводоканал» поверкой счётчиков не занимается – у муниципального предприятия нет необходимой для этого аккредитации. Это означает, что обращаться придётся к сторонней организации. Но как не «нарваться» на мошенников?
«Поверку средств измерений (приборов учета) осуществляют только аккредитованные организации. Чтобы не столкнуться с мошенниками, необходимо проверить статус аккредитации фирмы. Сделать это можно на сайте Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации). Для получения информации нужно ввести название организации, которая собирается провести поверку бытовых счетчиков, или ее ИНН, - перечислили способы в пресс-службе муниципального предприятия. - Цены на поверку и замену приборов учета государством не регулируются. Стоимость на эти услуги устанавливается компанией, которая их оказывает».
«МК в Пскове» советует: если в своём почтовом ящике вы обнаружили подозрительное извещение с требованием о поверке счётчиков, не торопитесь вызывать мастера. Загляните в квитанции «Горводоканала» – за два месяца до окончания срока поверки предприятие начинает оповещать абонентов о том, что срок эксплуатации их прибора учёта подходит к концу.
Если в свежих квитанциях такого уведомления нет, можно спать спокойно. Но даже если есть, идеальным вариантом будет ознакомиться со всеми предложениями компаний, которые меняют счётчики, сравнить цены, узнать об аккредитации специалистов для этого вида работ. В этом случае у вас появится шанс найти действительно добросовестного исполнителя, а не того, кто рассылает «извещения» с пугающим содержанием.