Сломанный позвоночник и оторванные пальцы: какие травмы получают псковские дети зимой

Какие травмы чаще всего получают псковские дети во время зимних каникул

В первый день нового года Псков был потрясён новостью об 11-летнем мальчике, в руках которого взорвалась петарда. В результате он получил многочисленные травмы. Пострадавший ребенок находился в детской областной клинической больнице до 11 января, потом его выписали из стационара, и теперь он лечится амбулаторно.

После этого случая корреспондент «МК в Пскове» побеседовал с детским врачом-ортопедом, травматологом Псковской детской областной больницы Павлом Петровичем Шпаком, чтобы выяснить, часто ли страдают дети из-за петард и другой пиротехники, и чем вообще опасны зимние развлечения.

Какие травмы чаще всего получают псковские дети во время зимних каникул
Павел Петрович Шпак, детский врач-ортопед, травматолог Фото: скриншот ГТРК

- Павел Петрович, скажите, пожалуйста, много ли детей травмировались за эти новогодние праздники и с какими травами они поступали в больницу?

- Я проанализировал статистику. У нас при больнице есть детский травмпункт, он функционировал и до праздников, и на праздниках, и статистику поступлений я знаю, она не изменилась. Приблизительно такое же количество как поступало, так и поступает, но значительно утяжелились травмы. До праздников это были, в основном, ушибы. За десять дней каникул поступило 164 человека, из них 25 госпитализированы, и это всё уже тяжёлые травмы. Если раньше у нас были черепно-мозговые травмы лёгкой степени, то теперь поступают с рвотой, потерей памяти и так далее. На треть все эти травмы обусловлены ватрушками. В первую очередь из-за катания с горки в местах не приспособленных для этого. Это врезание друг в друга, врезание в дерево. Вот у нас есть перелом позвоночника, перелом ключицы, плечевой кости, перелом предплечья — это из-за того, что съехали с горки и врезались во что-то.

Ватрушки - самое опасное из зимних развлечений
Бригада скорой помощи готова выехать к пострадавшим

- Насколько часто случаются травмы из-за петард или другой пиротехники?

- Травмы от петард не так часто бывают. В основном это ожоги, но чтобы в руках так взорвалась петарда [как это произошло с 11-летним ребенком]— это второй случай за всю мою практику здесь. Когда я пытаюсь беседовать с родителями, всегда объясняю, что я на стороне ребёнка, защищаю его интересы, и всегда виноват не он, а родители, которые не предусмотрели эту ситуацию. Они говорят: «Петарда была бракованная». Для меня это не аргумент. Для того чтобы запускать петарду, должен быть какой-то опыт, инструктаж, навыки.

- Для сравнения, статистика уличных травм и бытовых сильно отличается? За праздники, пока дети находились дома, были вызовы по травмам?

- Бытовые травмы зависят от условий быта. Например, было падение с кровати. Сейчас дети очень рано начинают потреблять алкоголь, в 11-12 лет уже, и они никем не управляются. Они поступают с алкогольным отравлением.

Детская областная больница в Пскове

- Какого возраста пациенты чаще травмируются на горках, катках и так далее?

- Раз на раз не приходится. Подростков 15-17 лет меньше, в основном, это дети 12-14 лет, это самая активная группа. Они уже чувствуют себя взрослыми, а ума у них...

Лучшая помощь - профилактика

- Что бы вы посоветовали родителям, что они должны объяснить ребёнку для его безопасности?

- Я сторонник того, что незаряженное ружьё стреляет раз в год само. Самое главное, как эта петарда оказалась у ребёнка в руках. За мои более сорока лет работы таких ужасных случаев было очень-очень много. И гранату ребята разбирали, оставались без рук и без глаз, находили на полигоне всякие патроны и невзорванные гранаты. На полигоне ребёнка не должно быть.

Другой пример: взрываются электросамокаты. К нам поступил ребёнок весь обожжённый, и родители показывают мне из интернета записи, которые там выкладывают, где взрывается что-то. Вы же об этом знали, почему вы не проконтролировали, как ребенок заряжает свой самокат? Почему не позаботились о безопасности? Если вот так вспыхнет что-то, и вы в синтетической одежде, это же страшные последствия. Например, сварщики носят х/б робу, и никто из них не горит.

- Как уследить за детьми, гулять вместе с ними?

- Родители должны точно знать, где будет играть ребёнок, они должны проанализировать эту обстановку: нет ли там люка, нет ли там кипятка, нет ли арматуры. Сколько у нас случаев: упал в снег, повредил сухожилие. Это [происходит] сейчас, зимой, вот за эти праздники. Под снегом может быть всё, что угодно. Есть места, отведённые и не отведённые для игр. Вы знаете, когда я был в Швеции, видел каток рядом с памятником. Во-первых, сам памятник был огорожен деревянной изгородью, и ни одного ребёнка не было без шлема. Вы видели хоть одного ребёнка, который катался бы с горки в шлеме? Я точно знаю, что их нет. За эти десять дней такие черепно-мозговые травмы тяжелейшие были. Если ты идёшь на каток, можно предположить, что ты упадёшь.

- Можно ли объяснить ребёнку, как вести себя на льду или на горке?

- Этому учат. Я научился кататься довольно-таки поздно. Брал напрокат, и там были очень неважные коньки, особенно ботинки. Нога в них "гуляла", я мог встать на лодыжку или упасть. Как только я купил себе динамовские коньки, я тут же начал падать.

Для того чтобы правильно падать, для этого надо наколенники, налокотники и шлем. Кататься с горки правильнее на пластике, на ватрушке. Вот у нас санками порезали кисть, сухожилие. Но такое предусмотреть очень сложно.

В Советском Союзе была межведомственная комиссия по профилактике детского травматизма. Туда входили медики, учителя, гаишники, осводовцы [члены добровольческой организации ОСВОД, общества спасения на водах — ред.], пожарные, представители администрации. Вот они собирались и анализировали. Вот там яма какая-то, в неё падают, надо зарыть. Идея-то хорошая была. Но, как правило, это не работает. Сейчас ничего похожего нет. В 2008 году Евросоюз как-то пытался разработать свою систему профилактики детского травматизма. У нас бы она не прижилась, другой менталитет.

В коридоре детской областной больницы

- С родителями разговариваете о профилактике, даёте советы?

- Я стараюсь разговаривать так, чтобы не вызвать агрессивное состояние. Я больше спрашиваю, чем советую. В Советском Союзе нас обязывали выступать перед родителями. Мы рассказывали о всех происшествиях, где кто утонул, почему, что провалилось, где обвалилось и так далее. Это тоже воспринималось по-разному — вроде «зачем вы нас пугаете». Сейчас воспринимается, скорее, агрессивно. Сейчас у нас в больнице карантинные мероприятия, мы же в отделение не пропускаем, потому что чего стоит этот карантин, если он не соблюдается.

Люди пытаются придраться к мелочам, не делая для себя выводов. Они уже знают, что надо делать с ребёнком, не обращаются за помощью. Врачи теперь что делают? Оказывают услуги. Люди читают интернет и считают, что надо МРТ делать или КТ. Но любое обследование нужно, чтобы принять какое-то решение по лечению или поменять его, а раз оно ничего не меняет, его и делать не надо.

Травматолого-ортопедическое отделение, где работает Павел Петрович Шпак

Самое главное после выписки - преодолеть страх

- После выписки из больницы какая реабилитация нужна вашим пациентам?

- Реабилитация нужна всегда, в любом случае. Другое дело, что понимать под реабилитацией. Некоторые родители, например, считают, что ребёнку нужна психореабилитация. На самом деле она нужна, если это тяжёлый ожоговый больной, и там каждая перевязка — это стрессовая ситуация. Пациенты, даже если и не так им больно, ожидают эту боль, когда повязки снимают, и всё такое прочее. Я видел, как человек, который выздоровел, реагировал на перевязку другого, потому что он чувствовал это все на своей коже.

Любая реабилитация начинается с преодоления страха. Я буду вас заставлять встать на ноги, а вы не будете вставать. Родители лучше врача знают своего ребёнка, лучше знают, что ему купить, конфетку, гаджет или ещё что-то. Но всё равно, какой бы это ни был ребёнок, первая ступень — это преодоление страха. Помню, одна мама мне сказала: «У нас папа военнослужащий, он заставит, это не проблема». У меня был ребёнок, который не хотел вставать. Ему сказали: «Тебя не выпишут, пока ты не встанешь». Сегодня не встанешь, до завтра лежишь, завтра не встанешь, до послезавтра лежишь. Многие будут лежать, а он встал.

Также есть реабилитация, которая разрабатывает — тут надо заставлять. Не всякий родитель сможет правильно оценить реакцию ребёнка. Одно дело — плакать потому, что он боится, другое дело — плакать, но делать. Потому что за него это никто не сделает. Если вы возьмёте силой и сделаете хоть разок ребёнку больно, он потом замкнётся, и ещё хуже будет.

Многие хотят куда-то пойти, чтобы за них кто-то это сделал, а не поинтересоваться, как можно делать дома самим. С искривлением осанки или сколиозом вы куда-то можете сходить раз в неделю, но заниматься надо три раза в день. Надо у врача схематически записать все упражнения и повторять их дома. Вот с такими родителями, которые это делают, результаты гораздо лучше. А те, которые начинают объяснять, что они работают, им некогда, им так и хочется сказать: «Это же ваш ребёнок». За все эти годы только одна бабушка, когда надо было купить ортопедическое пособие, сказала: «Ничего, возьмём кредит». Остальные говорят: у нас нет столько денег.

- Если ребенок получил травму где-то в районном центре, в области, его везут к вам в больницу?

- Раньше было травматологическое отделение в Новосокольниках, в Порхове с врачами, которые оперировали. Сейчас везут к нам. Если его не могут принять в районе, не надо задерживать больного и везти сразу сюда. Главное, не перекладывать его по несколько раз. Положили его на одни носилки, и даже на рентгеновский стол на этих носилках. Вы же не знаете, до какой степени и что повреждено.

Плановое приёмное отделение детской областной больницы

- Скажем, я иду по парку и вижу пострадавшего. Понятно, что я вызову скорую, а чем я ещё могу ему помочь?

- Стоит помогать, если надо остановить кровотечение или укрыть его, если он замёрз. Все. Если пошевелите его, у него может случиться болевой шок. Если его придавило деревом, первая помощь оказывается, смотря как долго он лежал. Если это произошло только что случилось, освободить, если это размозжение тканей, то там могут отказать почки. Здесь всё будет зависеть от того, насколько вы ориентируетесь именно в этой ситуации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру