Те, кто всё-таки сумел добраться к монументу, не застрял в грязи и не слетел в канаву, ехать «в гости к Невскому» советуют исключительно на внедорожнике. Говорят, в противном случае, велик риск очень сильно пожалеть о своей затее. Какие ещё сложности сопряжены с поездкой к новому памятнику? Когда власти намерены исправлять ситуацию? И есть ли шанс превратить расплывающуюся грунтовку в приличную асфальтную дорогу? Корреспондент «МК в Пскове» пообщался с заинтересованными сторонами.
Открытие мемориального комплекса в деревне Самолва Гдовского района стало одной из главных новостей сентября в Псковской области. Новый памятник впечатляет – территория выполнена в виде щита, в центре его – шестиметровая насыпь, на ней мозаичное панно, девять фигур воинов (три конные и шесть пеших), под ногами которых доспехи поверженного врага. Из частей памятник собирали на месте, все детали обмундирования и одежды князя и его ратников тщательно выверялись специалистами по военной истории XII века.
О памятнике много говорили, писали о нём даже в федеральных изданиях. Казалось бы, сразу после открытия к новому монументу должен хлынуть поток туристов! И хлынул бы… Если бы не «подводные камни». Первый из них – памятник великому князю находится в пограничной зоне. Поэтому для его посещения нужен пропуск.
Второй – к мемориальному комплексу ведёт только одна дорога длиной в 30 километров. Около 25 из них, как ранее заявлял экс-председатель комитета по транспорту и дорожному хозяйству региона (ныне временно исполняющий обязанности главы администрации Пскова) Борис Елкин, имеют грунтовое покрытие. После дождей эта грунтовка превращается буквально в кашу; а в сухую погоду напоминает стиральную доску.
Грязевые ванны
Одним из тех, кто рискнул добраться до Самолвы и взглянуть на памятник, стал лидер движения «Убитые дороги Пскова» Александр Васильев. К мемориалу Александру Невскому он решил отправиться на мотоцикле. После путешествия на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» активист опубликовал фотографии размытой лесной дороги в Гдовском районе и дал совет тем, кто планирует последовать его примеру. «Туда лучше ехать на внедорожнике», - написал он, добавив, что около часа потратил на то, чтобы отмыть «железного коня» и экипировку от гдовской грязи.
Не в восторге от поездки остался и депутат сельского поселения «Добручинская волость» Гдовского района Константин Горожанко. В сообществе «Граждане Гдовского края» он поделился впечатлениями, написав, что «для туристов из крупных городов (не говоря уже об иностранцах, если такие когда-нибудь захотят и получат возможность сюда добраться) дорога [до памятника - прим.ред.] совершенно точно покажется сущим адом».
«Твёрдую основу дороги вы прочувствуете в каждом подскоке своего автомобиля на ухабах и ямах. Подвеска вашей машины ощутит тоже, и пожелаю вам лишь одного – чтобы она это испытание выдержала. На тех участках, где окружающая территория поболотистее или щебня поменьше, после первого же более-менее приличного дождя образовалась грязевая жижа, в которой машина плывёт и при первой возможности норовит уйти в неконтролируемый занос», - описал волостной депутат.
Поддержали его и некоторые местные жители. «На данный момент по пятибалльной системе дорога даже до твердой двойки не дотягивает. Дороги просто нет. Кто захочет испытать экстрим (“ралли” Ореховцы – Самолва – Ореховцы), то считайте себя победителем!» - написал турист.
«Да, дорога ужасающая, но там красиво. Хотя бы год пройдет, тогда будем делать какие-то выводы. Вы что, хотите все и сразу?» - предложила подождать жительница района.
26 тысяч тонн щебня
Так или иначе, дорога к монументу оставляет желать лучшего. Что же довело её до такого состояния? В мае 2021-го на портале губернатор60.рф появилось обращение от встревоженного псковича. Он рассказал, что возведение памятника в Самолве считает хорошим делом. Однако заметил, что есть у этого мероприятия и негативная сторона.
«Началось активное строительство, и ежедневно сотни огромных многотонных грузовиков с щебнем и прочими материалами и техникой [проезжали по этому участку - ред.] и просто уничтожили великолепную (по меркам района, да и области тоже) грунтовую дорогу в направлении Самолвы от трассы Псков-Гдов-Сланцы», - описал проблему пскович.
Решением проблемы практически сразу озаботились в комитете по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области. Как рассказал «МК в Пскове» исполняющий обязанности председателя профильного комитета Станислав Стармолотов, во время строительства мемориального комплекса «Александр Невский с дружиной» дорога к деревне Самолва «интенсивно использовалась большегрузными транспортными средствами для подвоза строительных материалов, что приводило к образованию многочисленных дефектов покрытия (колейность, пучины и т.д.)».
Поэтому с 13 мая по 10 сентября 2021-го на дороге к деревне Самолва постоянно работали грейдеры, песчано-гравийное покрытие укреплялось новыми материалами – фрезерованным асфальтом, щебнем, гравием…
«В этот период было завезено и распределено 3355 тонн фрезерованного асфальтобетонного материала, 26490 тонн щебня, 1526 тонн песчано-гравийного материала», - перечислил Станислав Стармолотов. Он также отметил, что проехать по дороге до Самолвы было возможно и во время строительства, и после его окончания. Состояние проезжей части и.о. председателя комитета по транспорту и дорожному хозяйству оценил как удовлетворительное. Впрочем, с оговоркой: «Однако при неблагоприятных погодных условиях несущая способность участков с песчано-гравийным покрытием может снижаться вследствие переувлажнения конструктивных элементов автомобильной дороги, что приводит к образованию дефектов. Состояние дороги находится на постоянном контроле ГБУ ПО “Псковавтодор”».
185 миллионов на дорогу
Словом, мемориал есть, но дорога к нему пока отпугивает всех потенциальных туристов. Но Псковская область продвинулась в решении и этой проблемы. На прошлой неделе на портале госзакупок появились документы, предваряющие аукцион по поиску подрядчика для ремонта дороги на Самолву.
Как сообщил корреспонденту «МК в Пскове» исполняющий обязанности комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области Станислав Стармолотов, обновлять единственную ведущую к мемориальному комплексу дорогу планируется в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Максимально на ремонт объекта готовы направить 185 миллионов 481 тысячу 825 рублей. Правда, этой суммы не хватит для того, чтобы полностью закатать в асфальт 25 километров «грунтовки» и обновить дорожное покрытие на оставшихся пяти. Именно поэтому, как уже известно, ремонт дороги будет выборочным.
«Запланировано заключение 2-х годичного контракта для выполнения в 2021 – 2022 годах ремонта автомобильной дороги общего пользования регионального значения “Кятицы – Низовицы – Самолва – Пнево” на участке км 0+000 - км 33+515 (на участках с существующим асфальтобетонным покрытием, а именно: с начала хода и до деревни Ореховцы и далее в деревнях Низовицы, Писколово, Горка, Ветеря, Ремда, Гоголяг, Козлово, Таборы и Самолва), протяженностью 11,054 км», - отметил и.о. председателя профильного комитета, добавив, что определить подрядчика планируют уже 22 октября этого года.
По замечанию Станислава Стармолотова, не оставляют власти региона и попыток найти возможность перевода участков дороги в сторону Самолвы с песчано-гравийным покрытием на асфальтобетонное. Добавляют хлопот и мосты, встречающиеся на дороге. Их сразу два.
«В настоящее время готовится документация для заключения контракта на разработку проектной документации по капитальному ремонту мостов через реку Желча на км 14+440, реку Ремда на км 21+300 автомобильной дороги общего пользования регионального значения “Кятицы – Низовицы – Самолва – Пнево”. Длина мостов - 116,83 и 171,08 метров соответственно. После завершения работ по проектированию будет проработан вопрос источников финансирования капитального ремонта указанных мостов», - резюмировал исполняющий обязанности регионального комитета по транспорту и дорожному хозяйству.
«Убитая» дорога к новому монументу, пусть и столь величественному и вдохновляющему, многих туристов заставляет менять свои планы. По оценкам специалистов, для того, чтобы полностью заасфальтировать эту «расползающуюся» грунтовку, потребуется около 2 миллиардов рублей – сумма для бюджета абсолютно дикая. Поэтому предстоящий выборочный ремонт дороги на Самолву – это всё-таки лучше, чем совсем ничего. Можно сказать, первый шаг на пути к лучшей жизни и комфортным поездкам.
Впрочем, учитывая тот факт, что попасть на территорию памятника можно только по пропускам, которые готовятся более двух недель, сомнительно, что сюда ринется большое количество туристов.