С точки зрения туризма Псков – ну очень перспективный город. Во-первых, это место с чрезвычайно богатой историей. Во-вторых, здесь сохранилось множество достопримечательностей. В их числе не только объекты культурного наследия федерального значения, например, церкви, башни и ансамбль Кремля; но и объекты регионального значения. Их в городе, согласно данным комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области, 246. Среди них памятные знаки, мемориальные комплексы, могилы героев и, конечно, дома, возведённые в прошлых столетиях. И именно эти постройки составляют львиную долю всех объектов регионального значения в городе.
Одни из этих зданий красивы: их украшают причудливые пилястры, изящная лепнина и сложные барельефы. Другие внешне ничем не примечательны. Наконец, третьи и вовсе отталкивают туристов своими горелыми крышами, разрушившимися стенами, заколоченными окнами, из которых веет сыростью и гнилью. И всё-таки это объекты культурного наследия, памятники, охраняемые государством. Снести даже самые пугающие из этих сооружений и построить что-то взамен нельзя. Таков закон.
Зато можно приватизировать, предложив бизнесменам восстановить злополучный дом и использовать его. В чём преимущество? Как правило, в том, что все эти объекты культурного наследия располагаются в исторической части города, а значит, мимо них пролегают пути большинства туристов. Ну чем не идеальная локация для кафе, ресторана или гостиницы? На деле всё оказывается не так радужно: предлагаемый к продаже дом зачастую находится в настолько плачевном состоянии, что восстановить его и подвести под все современные стандарты стоит дороже, чем построить новый.
Дом ищет хозяина
Яркий пример сказанному – «Дом жилой» 1948 года постройки на улице Труда, 4. Та самая двухэтажная постройка, которая уже несколько лет «обёрнута» чёрной сеткой. В этом объекте культурного наследия нет ни водо-, ни электро-, ни газо-, ни теплоснабжения. До расселения местные жители пользовались печным отоплением. Кроме того, износ этой постройки – свыше 85%. Но и это ещё не все «неприятные сюрпризы» – в марте 2018-го в доме произошёл пожар. Огонь повредил второй этаж и кровлю.
И вот это ветхое здание на минувшей неделе комитет по управлению муниципальным имуществом города Пскова вновь выставил на продажу. В который раз предпринимателям и бизнесменам предложили купить и дом (его начальная цена всего 28 тысяч рублей), и землю, на которой он стоит (её оценили в 714 тысяч рублей). Заявки от желающих принять участие в торгах принимаются с 13 сентября по 8 октября. Итоги конкурса подведут в тот же день.
Повезёт ли постройке в этот раз? Найдётся ли на неё покупатель? В позитивный исход очередных торгов верится с трудом. Ведь ни разу за все годы домом послевоенной постройки не заинтересовались. Отчасти потому, что он обременён требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия. Это значит, что потенциальный владелец дома до декабря 2021-го будет обязан разработать проект первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий, до декабря 2022-го выполнить научно-проектные работы по сохранению объекта культурного наследия на основании задания и разрешения, полученного в профильном комитете и, наконец, до декабря 2025-го провести реставрацию.
Ветшающее наследие
И таких домов, как на Труда, 4, таких ветшающих объектов культурного наследия, в Пскове не один и не два. Как рассказала в беседе с корреспондентом «МК в Пскове» псковский архитектор и искусствовед, председатель отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Голубева, статистику о том, сколько объектов культурного наследия регионального значения остро нуждаются в ремонте, никто не ведёт.
- По теме: Объекты культурного мучения
Вот лишь некоторые ветхие, неиспользуемые и охраняемые государством знания, которые находятся, что называется, «навскидку»: городская усадьба Елены Александровны Ивановой, датированная 2-ой половиной XIX – начала XX веков (улица Труда, 7а); мещанский дом на улице Красных Партизан, 13, являющийся, по словам специалистов, «редким образцом архитектуры позднего классицизма»; дом Седельщикова на улице Герцена,5; дом управляющего заводом Штейна на улице Льва Толстого, 14… Перечислять можно долго.
«Именно сейчас необходимо проведение инвентаризации! Ведь из этих 246 объектов культурного наследия регионального значения в Пскове 44 уже утрачены. И на их месте стоят новые дома, которые по тому же адресу числятся как памятники. Абсурдная ситуация. Говорили об этом и 5 лет, и 10 лет назад – при каждом руководителе органа охраны об этом заходит речь», - отметила Ирина Голубева, добавив, что дальше разговоров дело не заходит, и «потом всё это спускается на тормозах».
Кстати, на вопрос корреспондента «МК в Пскове» о том, действительно ли все из псковских зданий, провозглашённых объектами культурного наследия регионального значения, играли важную роль в истории города, председатель областного ВООПИК отметила, что для того, чтобы выяснить это, нужно поднимать архивные документы.
«В наше время никто не смотрел документы, поясняющие, по каким причинам в 90-х годах дома вносили в список охраняемых объектов. Нужно изучать ситуацию, выяснять ценность. Этот процесс называется работой с признаками объекта культурного наследия. Если этих признаков не обнаруживается, объект следует снимать с учёта. Но тогда он приобретёт другой статус – ценный градоформирующий объект», - подчеркнула Ирина Голубева, пояснив, что этот статус предусматривает более мягкие условия для собственников. Однако сносить этот дом всё равно будет нельзя.
Льготы есть, но как будто нет
Словом, ситуация и с домами, и с их статусом сложная. При этом Ирина Голубева отмечает: в городе находятся энтузиасты, которые решаются брать даже здания «с обременением», заботится о них, восстанавливать… Но массового распространения эта тенденция не получает.
«Если человек или фирма приобрели этот памятник, они могут хоть завтра начинать реставрацию. Но дело в другом: сначала в этот памятник нужно много вкладываться. А никаких льгот у этого приобретателя или собственника нет. Хотя федеральным законом прописаны и налоговые, и финансовые льготы. Например, приобретение строительных материалов по сниженной стоимости, - рассуждает председатель отделения ВООПИК Ирина Голубева. - Не выполняется даже федеральный закон. Нет механизма, как это делать. Я знаю только один случай в Пскове, когда человек отсудил затраченные на поддержание и ремонт памятника деньги. Но он уже их вложил и вложил много!»
По словам собеседницы, сил и нервов на эту судебную тяжбу пскович потратил огромное количество – ему пришлось предоставлять все справки и магазинные чеки, подтверждающие покупку стройматериалов. Всё это для того, чтобы доказать суду, что он действительно потратил на сохранение памятника свои средства.
«Начинать надо сверху, только тогда речь может идти о бизнесе», - подчёркивает, говоря о будущем ветшающих объектов культурного наследия, председатель областного ВООПИК Ирина Голубева. Пока же те, кто, может быть, был бы и не против приобрести аварийный охраняемый государством дом в центре города, сделать это не решаются. Не то условия кажутся слишком суровыми, не то льготы слишком сомнительными. Есть ли выход из этого порочного круга? Или дома вроде Труда, 4, так и будут выставлять на торги, пока те окончательно не разрушатся? Если дело по большому счёту действительно лишь в «неотлаженном механизме федерального закона», то вера в светлое будущее ещё есть.