Печоры – небольшой город в 53 километрах от Пскова, основанный в XV веке. Главная его достопримечательность – Псково-Печорский Свято-Успенский мужской монастырь, место с многовековой историей, «Богом зданными» пещерами и неповторимой атмосферой. Именно сюда, погуляв по Крому и Изборской крепости, устремляются туристы, решившие исследовать Псковскую область. В разное время монастырь посещали, например, актрисы Ирина Пегова и Елена Захарова, фигуристка Татьяна Навка со своим супругом пресс-секретарём президента Дмитрием Песковым… А известный телеведущий Андрей Малахов даже провёл в обители свой День рождения. На всех них, судя по восторженным постам в соцсетях, монастырь произвёл неизгладимое впечатление. Вызывает неподдельный интерес история обители и у остальных туристов. Легенды и предания, которыми окутан монастырь, и вовсе поражают воображение.
В нашем сегодняшнем материале остановимся на одном из них, самом таинственном и кровавом. О царе Иване Грозном и преподобномученике Корнилии Псково-Печерском, о страшной гибели святого от рук вспыльчивого правителя. Самую полную версию этой истории в своей книге «Легенды и предания Псковщины», изданной в конце XX века, приводит известный псковский краевед Юрий Степанов.
Игумен грозной поры
Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский, память которого верующие почитают 20 февраля (по старому стилю), жил в XVI веке. Историки утверждают, что об этом человеке пять веков назад знали не только псковичи, но и все более-менее просвещённые жители средневековой Руси. Корнилий был просветителем и писателем, составившим летопись Печерской обители и создавшим «Повесть о начале и основании Печерского монастыря».
По летописным сведениям, игуменство святого Корнилия пришлось на «суровую и грозную пору» для всего государства. В это время шла Ливонская война. Считается, что благодаря усилиям преподобного Корнилия, монастырь превратился в неприступную крепость и стал надежным форпостом Пскова на западном рубеже. Крепостные стены и башни, которые поражают своей величественностью многочисленных туристов, возвели в 1565-м. К слову, история сохранила сведения о том, что под стенами обители поражение потерпели, например, ратники Стефана Батория, Густава Адольфа и Наполеона.
Всё это свидетельства документальные. А вот что говорит о нем одна из самых старых легенд псковской земли.
Крепость на воловьей коже
Во время своего правления Иван IV Васильевич, прозванный Грозным, направлялся под Ригу. В то время там стояли немцы, с которыми царь намеревался сразиться. Путь государя пролегал через Псков – новость о приезде Грозного вызвала волнения. Вот как описывается в предании реакция горожан на приезд правителя:
«То-то пришлось псковичам, и старым, и малым, страху натерпеться: не приведи Господь, нрав-то был у царя Ивана... Но, слава Богу, в тот раз все обошлось тихо-мирно, и поехал Грозный-царь дальше своим путем, через Изборск и Печоры».
Игуменом Псково-Печерского монастыря в XVI веке как раз был преподобный Корнилий. Братия любила его за доброту и мудрость, окрестный люд – за отзывчивость и бескорыстие. Легенда гласит, что когда Иван Грозный вместе со своими слугами на конях въехал в Печоры, из обители навстречу царю вышел игумен монастыря. Вслед за ним на улицу с иконами, крестом и хоругвями высыпала братия.
Считается, что как только царь спешился, преподобный Корнилий благословил его, а затем попросил о разрешении «сделать ограду вокруг монастыря». Вот, какой разговор между игуменом и царём приводит собиратель псковских преданий:
«Да велику ли ограду ты, преподобный Корнилий, делать задумал? - удивился Грозный. - Маленькую ставь, а большой делать не позволю».
«Да я маленькую, - отвечает Корнилий, - я маленькую. Сколь много позволит воловья кожа, такую и поставлю».
«Ну, если на воловью кожу, то ставь, - милостиво разрешил Грозный, посмеявшись в душе простоте игумена».
Дав своё разрешение, гласит предание, Иван Грозный уехал к Риге. Настоятель монастыря тем временем начал возводить вокруг обители не ограду, а настоящую неприступную крепость. Впрочем, слово, данное царю, преподобный не нарушил – «ограду» действительно поставил на воловью кожу. Вот только перед этим разрезал её на тонкие ремешки – чтобы и стены выше и толще получились, и указ государев не нарушился.
Воскрес и схватил в руки отрубленную голову
Легенда гласит, что грозный царь отсутствовал на родине семь лет, всё с немцами воевал. Когда же пришло время возвращаться назад, Иван Васильевич отправился по знакомой дороге – через Печоры и Псков. Как въехал государь на русские земли, решил на гору подняться, владения свои осмотреть. Видит – а на месте монастыря, где игумен просил лишь «оградку» построить, целая крепость стоит. Грозный решил, что в его отсутствие произошла измена.
«”Какая такая крепость?!” - закричал взбешенный царь. Распалился гневом и поскакал к Корнилию в монастырь, слуги едва за ним поспевают», - передаёт негодование государя собиратель легенд.
Преподобный Корнилий же, услышав о приезде царя, решил, как и семь лет назад выйти встречать государя по чину – под колокольный звон с хлебом да солью опять высыпала к воротам обители вся братия во главе с игуменом. Иван Грозный же, как гласит предание, примчавшись к монастырю хлеб да соль пробовать не стал и под благословение не пошёл. Сразу выхватил меч и отрубил преподобному голову на глазах у испуганных монахов, решив, что неприступную крепость игумен возвёл для того, чтобы впредь самому в ней править.
На тему того, что же происходило в монастыре дальше, после отсечения головы, у собирателей легенд и преданий существует две версии. По одной из них Бог мгновенно сотворил чудо: воскресил преподобного Корнилия, заставил его взять в руки собственную голову и вытянуть перед собой, словно показывая разгневанному царю, что тот совершил. Эта версия легенды заканчивается испугом Ивана Грозного и его бегством из обители.
«Грозный так и затрясся от страха и бросился бежать от казненного, а Корнилий за ним с отрубленной головою в руках. Царь все дальше, а преподобный за ним да за ним. Так и умчался объятый ужасом царь из Корнилиевой крепости. Все оставил и под Псков больше не ездил», - пишет псковский краевед Юрий Степанов.
Кровавый путь
Впрочем, есть и другая версия исхода этой кровавой легенды. Иные говорят, что после того, как Иван Васильевич отсёк голову игумену, его бездыханное тело упало на землю, а голова, над которой ещё мгновение назад просвистел меч, оставляя за собой кровавые следы, покатилась вниз с горы. Увидев эту картину, грозный царь искренне раскаялся в своём смертном грехе.
Предание гласит, что государь поднял окровавленное тело преподобного Корнилия и понёс казнённого игумена вниз, к Успенскому собору. С тех пор дорогу от Никольских ворот, где встречал Корнилий царя, до Успенского собора называют Кровавой.
Тело убитого игумена, согласно дошедшим до нас преданиям, было положено в святую раку и погребено в монастырских пещерах. В 1690 году мощи преподобного, возле которых произошло много чудес, были перенесены в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в новом гробе в стене храма.
К слову, в наши дни туристам, с трепетом смотрящим на «Кровавый путь», экскурсоводы рассказывают, что царь, желая «загладить вину» послал в обитель богатые подарки. Некоторые уверяют, что в их числе был даже колокол, который и сейчас висит на монастырской звоннице. Было ли всё это на самом деле? Теперь остаётся лишь строить догадки.