История Псковского края богата удивительными преданиями и волнующими легендами. Туристам, прибывающим в регион, экскурсоводы с упоением рассказывают о крокодилах, обитавших в реке Великой; о царевне, заточённой в Гремячей башне и, наконец, о знакомстве будущей княгини Ольги с князем Игорем. Свои сказания есть почти в каждом районе. Порховский – не исключение.
Случай, взятый за основу легенды, о которой пойдёт речь сегодня, произошёл в 12 километрах к юго-востоку от Порхова, на окраине деревни с пугающим названием Страшницы. Рассказ об этом событии передавался из уст в уста, обрастая всё новыми деталями, пока не превратился в мистическую легенду. До нас её подробности дошли благодаря дореволюционным публикациям и известному псковскому краеведу Натану Феликсовичу Левину. В 2005 году он включил легенду о сиротках и знаке с того света в свой сборник о Порхове и его окрестностях. Этот труд и взят за основу нашего сегодняшнего материала.
Гостеприимный крестьянин
Дело, как гласит легенда, было много веков назад. Жители Порховского района рассказывали друг другу, что прежние времена недалеко от дороги, ведущей из деревни Страшницы к Щенецкому бору, жил крестьянин со своей большой семьёй. Был он человеком трудолюбивым и хозяйственным и потому жил в достатке. В семье того крестьянина, по преданию, было много своих детей, однако узнав о беде, приключившейся у соседей, он взял на воспитание ещё двух девочек-сироток.
В народе сказывали, что односельчане трудолюбивого крестьянина уважали, а работники, которым доводилось помогать ему в поле, любили и ценили. Так бы и текла жизнь семьи своим чередом, если бы не случилась в доме беда: жена хозяина тяжело заболела и перестала подниматься с постели. Силы с каждым днём оставляли её.
Крестьянин сперва ходил по соседним деревням, разыскивал лекарей и знахарей, расспрашивал их, просил вылечить жену. Но всё оказывалось бесполезным. Казалось, жизнь покидала несчастную женщину. Тогда тот крестьянин, гласит легенда, завёл в доме обычай привечать странников, оставлять их на ночь и вечером, перед сном, расспрашивать путников о лекарствах и чудодейственных местах.
Слухом земля полнится
Так уж повелось, что много путешественников, и пеших, и конных, нашли приют под крышей крестьянского дома. Говорили, что гостей своих хозяин не баловал, но по чести делился с ними всем, что было на столе. Тогда-то и пустили злые языки сплетни о том, что у крестьянина огромное богатство припрятано. «Стал бы он иначе всех подряд привечать да деньги тратить, - говорили завистники. – Сундук у него с серебром в подполе схоронен».
Так и застила зависть людям глаза. Теперь уже не могли жители Страшниц поверить, что привечают здесь странников не от денег великих, а по добросердечию.
Спустя время слух о сундуке с серебром добрался и до разбойников, орудовавших в этих местах. Головорезы, грабившие путников и нападавшие на деревни, задумали обворовать и крестьянина. На совете решили: семья у того большая, хозяйка больна, всегда на дворе кто-то есть, стало быть, кроме открытого нападения предпринять нечего.
Рассказывали в народе потом, что накануне кровавой ночи обессилившую жену крестьянина мучили тревожные предчувствия. Только закроет глаза, только в сон начнёт проваливаться, как чудится ей, будто за стеной ножи точат, да сталь скрипит. Пробовала было несчастная домочадцам о своём страхе рассказать, да только не поверил ей никто.
Чёрное дело
На спящий дом разбойники напали в самый тихий, предутренний час – застигли семейство врасплох. Хозяева и работники пытались обороняться, но тщетно. Старшие дети крестьянина погибли на месте, его самого бандиты связали и стали пытать, надеясь выведать, где тот прячет сундук с серебром. «Нет в доме богатства!» - отвечал хозяин. Душегубы не поверили, обыскали дом, но так ничего и не найдя, от злости убили крестьянина.
В живых осталась лишь девочка-сиротка. На глазах у неё разбойники зарезали сестру, убили родителей, заменивших её родных. Легенда гласит, что малышка, обезумев от страха, забилась за печь, а когда бандиты ушли – побежала в деревню позвать на помощь.
Мужики, услышав о беде, тот час бросились в погоню, но даже следов убийц не нашли, только пятна кровавые по всему дому. Не помог и государственный сыск. Так и осталось чёрное дело безнаказанным.
Со временем заметил воевода, что к тому по старой памяти путники тянутся, ночлега ищут, и приказал на этом дворе пост постоянный выставить и открыть постоялый двор. Нашлось место там и для выжившей сиротки. Её в прислуги при кухне определили. Потекла размеренная жизнь. Забывать народ стал о горе, которое Страшницы постигло. Не стиралась кровавая ночь лишь из памяти бедной сиротки.
Знак с того света
В народе говорили, что спустя несколько лет несчастная девчушка превратилась в статную девушку с длинной косой и ясным взором. Пугало местных одно – сердце сиротки горело горем и жаждой мести. Часто вспоминала она свою безвинно зарезанную сестру, говорила, что чувствует ее присутствие. Никто этому не верил, зато красавица прослыла чудачкой.
По легенде, всё открыл мистический случай. Стал на постоялый двор, где работала сирота, приезжать стрелец. Сначала постоялец лишь изредка поглядывал на красавицу, словно вспоминая что-то, а потом и вовсе стал прохода не давать. Девушку стрелец пугал, словно чувствовала она в нём нутро чёрное – всё пряталась от него сиротка, завидев издали, убегала. Народная молва же рассудила, что лучшей партии для бедной девушки и не найти: стрелец не стар, с деньгами и на государевой службе состоит.
Дошло до того, что добрые люди однажды утром посадили красавицу с постояльцем за трапезу. Не прошло и часа, как тот повел речь о сватовстве, да только оробел, запнулся. Удивились люди. Глянули – а у него вокруг руки окровавленный светлый локон обвился. Сияют девичьи волосы в солнечных лучах, а «видный жених» и рукой пошевелить не может. Будто сковал его кровавый локон, как кандалы.
Тогда-то, гласит предание, сиротка всё поняла. Ведь у её сестры, много лет назад убитой разбойниками, точно такие же волосы были. Открыла умершая с того света сестре и народу глаза на своего убийцу. Народ на стрельца набросился, обличать стал. Тот не выдержал, покаялся, всё как было рассказал, а потом и подельников назвал. Тут его в настоящие кандалы заковали и, по легенде, в Сибирь сослали.
Что стало с сироткой – не известно. Говорили только раньше, что на том месте, где дом был, а потом и постоялый двор, девочку ещё много раз видели, тоненькую, словно прозрачную, из света сотканную.
В наши дни в деревне Страшницы осталось лишь несколько жилых домов. Историю о сиротках и знаке с того света местные жители теперь почти не вспоминают. Сохранилась лишь записанная в дореволюционные годы легенда.