В следующем, 2022-м, году исполняется 110 лет со дня открытия в Пскове первой трамвайной линии. Этот вид транспорта в нашем городе был необыкновенно востребован. На пике популярности им ежегодно пользовались около 20 миллионов человек. Почему же сейчас от трамваев не осталось и следа? Изучением этого вопроса занимались сразу несколько краеведов и историков. В их числе, например, Евгений Александрович Изюмов, Натан Феликсович Левин, Анатолий Васильевич Филимонов. На факты, кропотливо собранные ими в конце XX – начале XXI века, мы и будем опираться в своём материале.
Мечта сбывается и не сбывается
О появлении в городе сравнительно недорогого и удобного общественного транспорта в Пскове заговорили ещё в 80-х годах XIX века. Одним из первых мысль озвучил корреспондент «Псковского городского листка», в 1884 году предложивший проложить по городу рельсы и пустить конку [ред. открытый или закрытый одно- или двухэтажный вагон, который по рельсам тянет пара лошадей, управляемых кучером]. Идея получила поддержку у горожан, многие тут же принялись мечтать о том, насколько удобен был бы такой способ передвижения. Но начать реализовывать замысел удалось лишь через 20 лет.
В 1906 году в центре Пскова, по Кахановскому бульвару [ред. сегодня – Октябрьский проспект], протянулись рельсы. Рассматривался и вопрос о запуске трамвая в этом же году. Но, как говорится, не срослось – городу не хватило электрической мощности и денег на приобретение трамвайных вагонов. Следующие три года рельсы на бульваре оставались невостребованными, ржавели, создавали помеху извозчикам, раздражали пешеходов.
Конец этой «бесполезности» положил немецкий промышленник Георг Викенгейзер, переехавший в Псков и ставший со временем крупнейшим предпринимателем. В августе 1909 года он и его близкие обратились в городскую управу за разрешением о запуске конки, пообещав отчислять в месяц за свой «бизнес» 100 рублей. Так вместо трамвая осенью того же года в Пскове появились шесть конных вагонов, которые курсировали от вокзала до Торговой площади, а позднее и на территории Запсковья. Известно, что по итогам 1910-го Викенгейзеры благодаря запуску конки получили доход в 33 тысячи рублей.
«Как сельди в бочке»
Трамваи на смену конкам пришли лишь в 1912 году. По словам исследователей, этот вид общественного транспорта в Пскове пустили благодаря настойчивости депутата городской Думы, инженера, Константина Гаврииловича Репина (спустя время он уехал в Архангельск, чтобы и там проложить трамвайные линии). По городу первый «уличный поезд» почти триумфально проехал 9 января.
Новый для псковичей вид транспорта в городе произвёл фурор. Желающих «опробовать чудо техники», изготовленное на Мытищенском машиностроительном заводе, нашлись тысячи. Интерес был настолько большим, а вагоны, рассчитанные всего на 16 «сидячих» мест, настолько тесными, что уже в августе 1912 городская газета написала: «Трамвай наш сделал бы хорошие дела, не отправляя пассажиров наподобие сельдей в бочонке, а имея побольше запасных вагонов… Дело для Пскова не только неубыточное, по-видимому, но прямо похоже на дойную корову…»
Впрочем, решать эту проблему не торопились. К тому же началась война – сначала Псков попал в немецкую оккупацию, а после был охвачен гражданской войной. В это время, утверждают исследователи, трамваями пользовались не часто. Возрождать парк «уличных поездов» стали осенью 1922, а возобновили движение в 1923. В то время псковичей возили 8 вагонов. Средняя скорость каждого из них составляла всего 7,5 километров в час, а дорога от одной конечной остановки до другой занимала около 25 минут.
В последующие годы обсуждалось, уменьшение количества остановок, увеличение скорости и временных рамок работы общественного транспорта. Однако все эти идеи так и не были реализованы – власти побоялись убыточности трамвая и решили оставить все по-старому. Появилось в конце 1920-х лишь трамвайное депо (оно располагалось возле ТЭЦ на Великой).
Вторая линия и трамвайное кольцо
Цена билета на псковский трамвай зависела от количества остановок, которые планируется проехать – от 1 до 3 копеек. За эти деньги во времена СССР можно было приобрести, например, коробок на 60 спичек, швейную иголку, тетрадь на 12 листов или простой карандаш. Со временем стоимость поездки подняли до 5-7 копеек. Первые проездные появились в 1929 году – стоили они по 10 рублей.
Примерно в это же время заговорили об открытии второй трамвайной линии – от Советской площади по улице Советской до Алексеевской слободы. Это направление, однако, власти сочли убыточным. И вторую линию в итоге протянули до Рижского железнодорожного моста. За один только январь 1928-го услугами трамвая в Пскове воспользовались более 186 тысяч человек! Каждый день на этом виде транспорта «катались» около 6 200 пассажиров! В чём причина такого спроса? Исследователи предполагают, что дело в низкой стоимости проезда. В Пскове трамвай по-прежнему оставался одним из самых дешевых в стране, тарифы зачастую не покрывали расходов.
Несмотря на это в начале 1930-х годов власти Пскова загорелись идеей создания «трамвайного кольца». Предполагалось, что общественный транспорт будет курсировать по маршруту: вокзал – Пролетарский бульвар – Октябрьская улица – ул.Единства – Советская площадь - ул.Советская – станция Псков-2 – ул. Вокзальная – станция Псков-1 (вокзал). Эта идея даже была включена в генплан реконструкции Пскова, принятый в 1935-м, но так и не реализовалась.
Зато (спустя более чем 20 лет после истории с заметкой о пассажирах-селёдках) в 1933-м стали заменять старые трамвайные вагоны на новые, более вместительные.
Виновата жадность
С течением времени росла скорость, с которой двигали псковские трамваи (к 1937-му она доходила до 11,5 километров в час), а вместе с ней увеличивался и пассажиропоток. Число перевезенных пассажиров в 1933 году достигло 16 миллионов, в 1934-м – 20, а в 1935-м – 21.
Идиллическую картину испортила жадность. В мае 1936 стоимость проезда в псковском «уличном поезде» в очередной раз возросла – число пассажиров упало. Горожане стали отдавать предпочтение автобусам, уже появившимся в то время в Пскове.
И все же основным общественным транспортом в Пскове до Великой Отечественной войны оставался трамвай. Предполагалось, что в будущем все районы города соединят четырьмя трамвайными кольцами. Этого так и не случилось.
Исчезновение трамвая
Грянула новая война. Псков опять оказался в немецкой оккупации. За несколько лет фашисты практически полностью разрушили город, разграбили имущество трамвайного парка, искорёжили рельсы, вывезли все вагоны. Куда? Стопроцентного ответа на этот вопрос пока никто дать не смог. Есть лишь догадки. По мнению некоторых исследователей, псковские трамвайчики отправили в Варшаву, тогда как варшавские, более комфортные, увезли в Берлин.
Как бы там ни было, именно так псковский трамвай и прекратил своё существование. До конца войны фашисты использовали немногие оставшиеся рельсы для перевозки грузов, пассажиров по ним уже не возили.
Псковский трамвай для горожан был не только удобным средством передвижения – трамвайный вагон с жёсткими лавками и постоянной давкой, плетущийся по городу со скоростью 11,5 километров в час, был местом случайных встреч, приятных знакомств и даже «инструментом» для развлечений. Молодёжь в общественном транспорте знакомилась, а дети и подростки зимой использовали вагоны как «тягачи», тайком цепляя к ним сани и лихо катаясь по городу.
В послевоенные годы в Пскове собирались восстановить трамвайное сообщение. В конце 1945-го, например, внесли создание системы трамвайных, автобусных и даже троллейбусных перевозок в генплан развития города. Затем рассчитали, что работы обойдутся в сумму почти астрономическую по тем временам – 1,5 миллиона рублей… И воплощать в жизнь идеи не стали. Последние участки трамвайных путей были демонтированы в 1950-е. Вот так псковский трамвай ушёл в историю.