3 февраля жителей псковской 16-этажной новостройки – дома №7 на улице Ижорского батальона - огорошило висящее на подъезде объявление. Управляющая компания решила почти на полгода отключить горячую воду. Нет, это не опечатка, жильцам действительно придется греть воду в тазах ближайшие несколько месяцев. А причина жилищно-коммунальной катастрофы - в засоре труб, с которым домоуправление не может справиться вот уже пять лет.
Казалось бы, на дворе XXI век, люди живут не в каком-то бараке, а в относительно новом доме. Так почему всего за несколько лет трубы настолько засорились? В ситуации разбирался корреспондент «МК в Пскове».
Моя хата с краю
Утром, выйдя из подъездов, жильцы новостройки увидели объявление от имени управляющей компании «Управление микрорайоном №12», содержание которое некоторые сначала приняли за розыгрыш.
«В связи со значительным засорением общедомовых трубопроводов горячего водоснабжения частицами низкотемпературной накипи и, как следствие, невозможностью предоставления качественной коммунальной услуги, […] уведомляем вас о том, что в период с 10 февраля по 10 июня будет прекращена подача горячего водоснабжения», - вот так предупредили жильцов о том, что им придется несколько месяцев мыться в тазиках.
Псковичка, чья мама проживает в седьмом доме, рассказала корреспонденту «МК в Пскове», что перебои с горячей водой жители микрорайона испытывают уже несколько лет, но на такой период воду не отключали ни разу.
«Проблемы начались спустя полгода после того, как в 2016 году дом сдали в эксплуатацию и туда заселились первые жильцы. Сначала просто были сезонные перебои, потом вода перестала подниматься до нужного этажа или текла холодная. Люди начали устанавливать бойлеры. В это время велись переговоры с управляющей компанией и застройщиком, но все переводили друг на друга стрелки и не хотели брать ответственность», - рассказала корреспонденту «МК в Пскове» псковичка.
Между тем, в совершенно новом доме могли внезапно отключить горячую воду на несколько недель, и люди были вынуждены по старинке греть воду в чайниках и кастрюлях. Да и температура воды была далека от нормативной – в некоторые дни она прогревалась только до +10 градусов. Об этом в свое время сообщали на сайт губернатора и в Роспотребнадзор.
Где здравый смысл?
Несколько лет назад жильцов убедили, что проблема в некачественном оборудовании, установленном застройщиком – мол, насосы не справляются и не качают воду с необходимым напором. Котлы заменили, но все осталось по-старому, потому выяснилось, что в насосах образовывается накипь, которая как раз и мешает работе. Чтобы снизить уровень накипи, в свое время даже пришлось установить комплексонат «Эктоскейл - 450» - это система с реагентами, которая должна была смягчать воду.
Псковичка предполагает, что на самом деле проблема в дешевых трубах из полипропилена. Застройщик просто решил сэкономить, а страдают от этого обычные люди, уверена она. Женщину возмущает, что их просто поставили перед фактом, не предоставив никаких вариантов решения проблемы и не предложив хоть какую-то компенсацию за неудобства.
«Во-первых, не у всех есть возможность за неделю купить и установить бойлеры. Во-вторых, как вообще возможно принимать такое решение? Это противоречит здравому смыслу и наверняка - какому-нибудь закону – взять и жилой многоквартирный дом отключить от горячей воды. У нас живет много семей с детьми, как им быть?» - возмущается она.
Действительно, бойлеры стоят немало и могут серьезно ударить по семейному бюджету. Но даже если обойтись без них, жильцы в любом случае понесут дополнительные затраты. Дом не газифицирован, у всех электроплиты, а значит, значительно вырастет плата за свет, если каждый день греть воду на всю семью.
Директор УК «Управляющая компания №12» Андрей Ершов в беседе с корреспондентом «МК в Пскове» признал, что ситуация действительно очень сложная, и других вариантов, кроме как пойти на кардинальные меры, нет.
Воды нет, но вы держитесь
«Мы не можем обеспечить нормативное водоснабжение из-за обрастания трубопроводов накипью. Полностью заменить трубы невозможно, это делается только в рамках капитального ремонта, у нас таких полномочий нет», - пояснил он. Говорит, эксперты выяснили, что икапремонт делать бессмысленно, так как заизвесткованность труб до 2/3 «живого» сечения произошла всего за 2,5 года после запуска системы в эксплуатацию. А заизвесткованность возникла из-за отсутствия противонакипной системы водоподготовки.
Единственный доступный способ наладить ситуацию – полностью перекрыть горячее водоснабжение в доме, поставив заглушки, и в течение нескольких месяцев промывать трубы кислотами, которые растворят образовавшиеся засоры. При этом, по словам директора управляющей компании, в будущем проблема с образованием накипи никуда не денется, и ее необходимо будет решать, например, с помощью установки фильтров.
«Мы посоветовались со специалистами из Санкт-Петербурга, и они предложили установить фильтры. В дальнейшем мы намерены провести собрание вместе с жильцами и обсудить такую возможность приобретения фильтров за дополнительные деньги», - объяснил Андрей Ершов.
Он также подчеркнул, что о ситуации знают городские и областные власти.
«МК в Пскове» продолжит следить за ситуацией.
UPD 4 февраля: Администрация Пскова прокомментировала отключение воды на Ижорского батальона