«Сама виновата», «Терпи, это твой муж», «Бьет – значит любит», «Подумаешь, ударил, не надо было провоцировать!». Очень часто именно эти фразы слышит женщина от родственников, друзей или знакомых, которые заставляют смириться с абьюзивными отношениями и оправдать домашнего насильника. Ежегодно в России 14 000 женщин погибает от рук своего супруга и 36 000 женщин страдает от побоев. В Псковской области ежедневно фиксируется 5-7 фактов домашнего насилия.
Псковская областная общественная организация «Независимый женский социальный центр» 25 лет помогает псковичкам, подвергшимся домашнему насилию.
Спасайтесь, как можете, милые женщины
«МК в Пскове» в продолжение проекта «На благо общества» расспросил руководителя Центра Елену Яблочкину, почему необходим закон о домашнем насилии, узнал о причинах абьюзивного отношения и о том, почему мужчина бьет жену и кто в этом виноват.
- Согласно российской статистике, в период самоизоляции прокатилась волна домашнего насилия. В Пскове была такая же ситуация?
- Да, пик обращений пришелся на апрель-май. Мы оказывали и дистанционные, и очные консультации, предоставляли женщинам временное жилье. Сейчас Центр работаем в обычном режиме. На юридическом, адвокатском сопровождении находятся четыре человека, и каждый день женщины обращается за помощью или к психологу , или к юристу. Но так как в настоящее время правительство начинает предпринимать новые ограничительные меры по противодействию коронавирусной инфекции, это снова может повлечь рост случаев насилия в семье.
- Сколько обращений поступает в ваш центр ежедневно? И в какой помощи нуждаются пострадавшие женщины?
- В течение этой недели было порядка 7 обращений, включая все виды консультаций. Обращаются за психологической поддержкой, юридической помощью, в тяжелых случаях просят предоставить временное жилье, если в семье происходит сексуальное, физическое, психологическое насилие.
Очень редко к нам обращаются оба супруга, которые хотят сохранить брак и просят совета. Однако такие случаи тоже бывали.
- За годы существования Независимого женского центра изменился ли характер обращений и какая категория граждан больше всего нуждается в помощи?
- Раньше к нам чаще обращались пожилые граждане, а сейчас женщины 25-40 лет. По моим наблюдениям, молодежь стала более ответственно и серьезно относиться к тому, что происходит в их жизни, и уже нет той зашоренности, которая была несколько лет назад. Никто не пугается слова «психолог» и не боится к нему обращаться. С внедрением информационных технологий женщины стали больше узнавать об аспектах домашнего насилия и научились идентифицировать абьюзера. К нам приходят, можно сказать, подготовленными, знающими, что такое токсичные отношения.
Женщины стараются рассуждать и разбираться, сами понимают, что отношения ненормальны. Однако, к сожалению, проблема насилия в обществе как была, так и осталась. И если в городе еще можно найти помощь, то в деревнях и селах зачастую нет никаких специалистов, специальных социальных центров, специализирующихся на оказании помощи пострадавшим от насилия, поэтому женщина часто находится в абсолютно беспомощном состоянии. Иногда нам звонят родственники, сестры и матери пострадавших от насилия, просят совета, но сами женщины, проживающих в малых городах, к сожалению обращаются редко. Они боятся мужа, боятся осуждения, им страшно менять привычный уклад жизни. Поэтому нам просто необходим закон, ужесточающий наказание за домашнее насилие.
- Почему в России до сих пор его не могут принять? Что мешает? В прошлом году законопроект продвигали общественники, известные блогеры и правозащитники.
- Могу сказать одно: наше государство не считает эту проблему актуальной и получается поощряет домашнее насилие, не предпринимая никаких действия для ужесточения наказания. У нас пропагандируется культ агрессии и насилия. Таким бездействием правительство в открытую говорит, что не будет нас защищать, мол, спасайтесь, как можете, милые женщины и дети. Между тем, мы платим налоги, надеясь, что в ответ получим поддержку и защиту. Но государство считает, что ничего нам не должно.
Та декриминализация, которая произошла в 2017 году, развязала руки домашним тиранам [Три года назад легкие побои в отношении близких из уголовного кодекса перевели в административный – прим.ред] и заставила почувствовать свою безнаказанность. Изменить в лучшую сторону сложившуюся в России ситуацию с проблемой насилия в семье при таком законодательстве и в принципе при таком отношении к проблеме очень сложно.
На рассмотрение в Госдуму выдвигался законопроект, который представляли правозащитники, в числе авторов была Оксана Пушкина [Депутат Госдумы, телеведущая Оксана Пушкина считается одним из главных борцов за права женщин в российском парламенте. С самого избрания в Госдуму в 2016 году она продвигает идею принятия закона о профилактике семейно-бытового насилия – прим. ред]. Но продвигался еще и второй законопроект, который кардинально отличался от предложенного экспертами. Он не способен защитить женщин от насилия, и работал бы только на бумаге. Однако до сих пор ни один из законопроектов так и не был принят.
Рассматривать законопроект планировали в начале 2020 года, однако из-за введенных из-за коронавируса ограничительных мер эта работа отложена до окончания пандемии.
Страшный медовый месяц
- К чему ведет отсутствие закона?
- К безнаказанности. Если человек совершил преступление и ему за это ничего не грозит, он понимает, что может сделать, что хочет. Если мужчину признают виновным, ему максимум грозит штраф 5 тысяч рублей, но привлечь его к ответственности сложно. Даже если у женщины остались синяки, она должна пройти судмедэкспертизу и доказать, что именно муж ее избил. Это долгий процесс, требующих юридических знаний, поэтому до суда доходят редко. Без юридических знаний, без профессиональной юридической адвокатской помощи при существующем законодательстве женщинам бывает трудно защищать свои права. Также у нас нет наказания для преследователей. Например, в ситуации, когда разгневанный мужчина после расставания угрожает, караулит возле подъезда, прокалывает колеса автомобиля. В полиции этого не доказать, и женщина просто беззащитна.
- Что должно измениться, чтобы облегчить жизнь тех, кто подвергается насилию?
- Как минимум в муниципалитетах должны быть созданы специализированные кризисные центры, где специалисты будут иметь специальную подготовку и будут заниматься защитой пострадавших от домашнего насилия и оказывать полное сопровождение. Будет время, когда в полиции будут созданы специальные подразделения, в которых будут работать специалисты, имеющие специальную подготовку по работе с семьями, в которых происходит насилие. И в нашей стране будет принят закон. Законопроект предусматривает охранные ордера, которые запрещают агрессору приближаться к охраняемому лицу.
- Как сейчас можно защититься от разъяренного мужа? Очень часто участковые не воспринимают всерьез бытовой конфликт, а иногда и сами женщины не хотят писать заявление на мужа. Почему так происходит?
- Чтобы объяснить это, нужно сначала понять, что существует цикл насилия, состоящий из трех фаз. Первая фаза напряжения, когда один человек начинает подавлять другого. Вторая фаза - непосредственно само насилие – психологическое, физическое, сексуальное или экономическое. Муж контролирует расходы жены, запрещает видеться с друзьями, родственниками, поднимает руку, убеждает, что вы неспособны принимать решение, унижает, запугивает и шантажирует. Женщина начинает испытывать чувство вины и страх. После самого факта насилия она может даже обратиться в полицию, написать заявление.
Но сразу после второй фазы наступает третья – медовый месяц. Партнер начинает убеждать, что больше такого не повторится, становится ласковым, задаривает подарками и обещает дальше жизнь в любви, долго и счастливо. На этом этапе женщина начинает верить в его благие намерения, надеется, что все поменяется к лучшему, всё будет хорошо, как когда-то в начале, ведь мужчина её пообещал. И она может пойти на примирение и подтвердить это в полиции, что она не хочет больше никакого наказания для абьюзера. Зная, как часто вторые половинки идут на примирение, участковые сами предлагают не писать заявление, а самим разобраться как бы в «конфликте».
Но фокус в том, что лучше не становится. Потом фаза «медовый месяц» исчезает, и остается только фаза напряжения и насилия. Жертвой манипулируют, в ней чувство вины и страха, поэтому так сложно выбраться из токсичных отношений.
"Когда мне делают больно, значит любят"
- Но ведь мужья искренне считают, что их супруга сама виновата, иногда даже мамы и бабушки говорят, мол, терпи и не зли его.
- Это самый махровый миф, который можно придумать, чтобы оправдать домашнее насилие и агрессора. Ни один человек не заслуживает ни оскорблений, ни унижений. Есть определенные мифы в обществе, которые оправдывают преступление. И если мы говорит, что «она сама виновата», то имеем ввиду, что женщина должна вести себя по-другому, должна быть покладистой, говорить так, а не иначе, готовить по-другому; быть удобной, не раздражать и делать то, что ей говорят. На самом деле, - и мы это проговариваем во время консультации – если человек хочет совершить насилие, то от поведения другого человека ничего не зависит. Человек найдет, к чему придраться и на что надавить, чтобы разрядиться психологически и физически.
Наша терпимость в обществе к подобным поступкам просто зашкаливает. У нас ведь как воспитывают девочек – «ты должна быть милой, нежной, уступчивой, терпеливой». А мужчинам рассказывают, что они должны быть сильными, мужественными, часто подразумевая под этим проявление силы и агрессии.
Когда в отношениях применяется формула «если ты сильный, то ты прав», военные действия переносятся в семью, люди начинают друг другу указывать, как кому жить. Рано или поздно это закончится чем-то нехорошим. Начнутся разрушительные процессы, от которых пострадают еще и дети, которые видят, какие нездоровые отношения строятся между родителями.
Папа кричит матом на дочь и на жену и поднимает руку. А у ребенка закладывается схема: «когда мне делают больно, значит, меня любят», и во взрослом возрасте это формирует очередные нездоровые отношения. А мальчик, насмотревшись на папино поведение, взрослым начинает вести себя точно так же.
- Может ли мужчина-абьюзер поменяться? Бил жену, а потом его совесть заела, и все вдруг все осознал.
- Я верю, что может, но должна быть очень сильная мотивация, когда человек начинает осознавать, что то, что он видел в детстве – это не норма. Зачастую именно нездоровые модели поведения в семье, которые ребенок видит в детстве, берутся за основу. С другой стороны, мы слышим от женщин, какой он бывает временами хороший, вот если бы он изменился… Но нужно уходить от иллюзий – если человек не хочет меняться, его ничто не изменит.
До общества мы должны донести, что бьет – не значит любит. Бьет – значит преступление и значит статья. Надо понимать, что насилие – это всегда насилие и его ничем нельзя оправдать.
- Какие советы вы могли бы дать тем, кто находится в токсичных отношениях?
- Во-первых, начать действовать, не сидеть сложа руки. Можно обратиться в наш центр за помощью психолога, который поможет разработать план безопасности и выхода из критической ситуации. Большая ошибка винить себя. От насилия не застрахован абсолютно никто. Были случаи, когда с ситуациями насилия в семье сталкивались женщины, работающие в органах власти, полицейские, бизнес-вумен. Надо принять факт, что это случилось, и подумать, что я могу сделать, чтобы выйти из этих токсичных отношений и кто мне может помочь
Главное – начать что-то делать, честно спросить себя, нравится ли тебе так жить. Если что-то не устраивает, не закрывай на это глаза, не уговаривай себя, что тебе показалось, никогда не обманывай себя. За тебя твою жизнь никто другой не проживет. И без твоего активного участия сама собой ситуация не разрешится. Надо помнить, что выход есть всегда. Мы становились свидетелями разных ситуаций, в том числе невероятно тяжелых. И справлялись абсолютно все.
____________________________________________________________________________
*Если вы оказались в затруднительном положении, пострадали от домашнего насилия, можете обратиться в "Независимый социальный женский центр" по адресу Псков, ул. Головко, 10. Время работы Центра - по будням с 10.00 до 18.00. Телефон доверия - 75-45-45 , по будням с 10 до 19.