Мёд – самое полезное и, пожалуй, самое древнее лакомство. О том, каким трудом он добывается, большинство городских жителей и не задумывается. Для них всё просто: поставил улей весной, собрал мёд осенью – всю работу делают пчёлы. На деле всё совсем не так. А как именно – знает пчеловод с 30-летним стажем из Палкинского района и его супруга.
Об активной пенсии, и, конечно, о пчёлах с характером и о том, как среди множества предложений найти самый правильный мёд, в продолжение проекта «Серебряный возраст» от «МК в Пскове». «Попьём чайку» с Александром и Еленой Онищук.
Любовь к пчёлам – это семейное
Нашему новому знакомому, Александру Петровичу, 69 лет. Он родился в Псковской области, образование получил в Санкт-Петербурге, освоил профессию энергетика и по распределению вернулся на малую родину. Тут встретил будущую жену, ныне 65-летнюю Елену Викторовну. Более 20 лет она проработала в Псковском педагогическом институте.
И хотя и образование, и сфера деятельности супругов не имеют ничего общего с миром насекомых, пчеловодством «горели» оба. Дело в том, что любовь к пчёлам супругам Онищук передалась по наследству.
«Мой отец с Украины, переехал в Дедовичский район Псковской области, держал пчёл и нас привлекал к пчеловодству. Потом ещё тесть мой держал пчёл. Когда его не стало – они нам с женой отошли по наследству. Позднее я ещё докупил», - объясняет Александр Петрович.
Его супруга уточняет: «Ульев 30, здесь, в деревне Васильево Палкинского района, мы держали, кажется, почти всегда, и когда работали. Для дополнительного заработка. Спустя время муж купил лесоматериал. Сделал сам 80 ульев вдобавок к тем, что были. И установил три пасеки в разных местах. С этого начали: жили всё время и работали в городе, а в деревню приезжали, так сказать, наездами. В итоге судьба сложилась так, что мы переехали в деревню на постоянное место жительства. Теперь вот уже 15 лет живём здесь».
Опыт работы и сноровка (Александру Петровичу приходилось и на газ котельные переводить, и чинить водопровод с канализацией) помогли главе семейства возвести в 10 километрах от районного центра собственный дом, а со временем посадить сад и разбить огород. Да и пчёлами в итоге занялись плотно.
«Раньше мёда качали много – у меня было 180 семей. Иногда приносили и до 5 тонн. Сейчас сбавляю немножко. Летом около 100 семей, ближе к зиме объединяем до 80. Чтобы им было легче жить. В этом году я накачал тонну и ещё 700 кг», - делится успехами собеседник.
По словам Александра Онищука, свои знания о пчёлах он старается регулярно пополнять. Благо литературы полезной сейчас можно найти много.
И покормить, и полечить
Ухаживать за медоносными насекомыми, по замечанию семьи пчеловодов, не так-то просто, как кажется.
Работа на пасеке, если ты грамотный пчеловод, всесезонная, уверяет Елена Викторовна Онищук. Начинается она в апреле, завершается в сентябре. И хотя самый ударный труд у пчеловода летом (мёд собирать), но и зимой сидеть сложа руки некогда. Нужно, рассказывают собеседники, и рамочки вощить, и натягивать проволочки, и топить воск. Всё это требует времени. Да и работа эта не механизированная – всё своими руками.
«Постоянно муж ходит туда, ну прямо как доктор Агапкин с трубочкой, – он их слушает, подмечает, как они себя ведут, очищает леточки. Иногда даже ночью с фонариком идёт, чтобы посмотреть! Пчёл же надо и покормить, и полечить. Они те же животные, как корова, как поросёнок. Так же они требуют внимания всё время», - делится Елена Онищук.
Каждую семью, рассказывает её супруг, он и правда знает наперечёт. Да оно и неудивительно! Как-никак 30 лет в деле.
На наш же вопрос о том, сколько времени приходится проводить на пасеке в сезон, Елена Викторовна отвечает народной мудростью, мол, как потопаешь, так и полопаешь. «Вставать можно и попозже. А вот ложиться… Если качаешь мёд, можно и всю ночь работать», - вздыхает она.
Что у пчелы в голове?
Мёд, по словам Александра Онищука, собирают два раза в год – весной и в конце лета. На наш чуть наивный вопрос о том, как же пчёлы относятся к этому процессу, собеседники вполне серьёзно отвечают: «А по-разному».
«Когда берём весенний мёд, то пчёлы вроде, относятся положительно. Как будто чувствуют, ещё лето впереди, успеют ещё набрать. А когда берём летний мёд в августе, тогда, конечно, они возмущаются – кусают», - смеётся Елена Онищук.
По её словам, одна из заповедей пчеловодства – забирать у пчёл не весь мёд, а только излишки, то есть то, что насекомые собрали в дополнительно установленные пчеловодом рамки. На зиму в пчелином гнезде остаётся ещё 20-25 кг мёда – в качестве корма на зиму и весну.
«Остаток зависит от силы семьи. Но весь мёд никогда не забираем, - вновь повторяет собеседница. – Да и вообще порой и дополнительно им приходится к весне давать».
Пчёлы как люди
Пчёлы, уверяет Александр Петрович Онищук, как и люди, по характеру бывают разные. Упрямые и злые, пугливые и добродушные. И поведение их зависит от породы.
«Среднерусские пчёлы более злые, но и более приспособленные к нашему климату и больше мёда приносят. А есть карпатки, они более миролюбивые», - поясняет пчеловод.
Его супруга тем временем развивает мысль: «У нас, я считаю, пчёлы миролюбивые. У нас пасека стоит в деревне рядом с соседями. Да и парник у меня тут же рядом – хожу без маски и ничего. Особо никто на наших пчёл не жаловался».
Что же до пчелиных укусов, тут собеседники в один голос заявляют: никто от них ещё не умирал, да и вообще пчелиный яд – лучшее лекарство.
«Если спина болит, можно посадить на спину, укусы хорошо влияют, - рассказывает Елена Онищук. - Ну а вообще к пчёлам нужно в защите ходить. А вот если пойдёшь наспех – что-то где-то не закроешь, что-то где-то набекрень, не поднимешь лишний раз, то кусают. Если бы пчёлы не кусали, мёд бы был очень дешёвый».
Вот так за сезон пчеловода могут не укусить ни разу, а могут укусить и 10, и 20 раз.
Правильные пчёлы и их правильный мёд
Мёд, говорят пчеловоды, отличается по вкусу в зависимости от сезона. Более того, он разный по вкусу даже в ульях. Причина тому – разный цветовой сбор (сады, одуванчики цветут - один набор вкусовых качеств, после, когда начинают цвести другие цветы – другой набор и другой вкус). Стоит прийти на ярмарку или на рынок – пробовать можно долго. Гречишный, липовый, цветочный… Но какой же самый полезный? Семья Онищук отвечает однозначно – разнотравье.
«У нас мёд полифлерный – разнотравье. Он ценится больше чем южный, монофлерный, потому что там больше витаминов. Ну а так как лето у нас быстрое и набираем мы его поменьше, поэтому он подороже южного. Пчёлкам как-то жить здесь потруднее. И работать с ними потруднее», - отмечает собеседница.
Ну а как распознать настоящий мёд?
«Секрет – иметь своего пчеловода, в котором уверены. А ещё помнить, что хороший мёд дешёвым не бывает! Когда вам трёхлитровую банку предлагают за тысячу рублей, конечно, это не мёд. Сейчас мёд стоит 600-700 рублей за литр (=1,5 кг) в зависимости от качества. Трудозатраты таковы, что мёд дешевле шоколадных конфет стоить не может», - делится премудростями Елена Онищук.
Кроме мёда семья Онищук производит прополис и пергу, а ещё делает крем-мёд. Некоторые покупатели, жители Москвы и северной столицы, у пчеловодов закупаются уже десятилетиями. Доверяют, стало быть, уважают. А для тех, кто только ищет своего пчеловода, и приезжает впервые супруги с удовольствием проводят экскурсию по пасеке – показывают, где и как добывается мёд. Вот, что значит уверены в качестве.
Кстати, в этом году семья Онищук победила в смотре-конкурсе «Ветеранское подворье». Александру Петровичу и Елене Викторовне присвоили звание «Лучший пчеловод». Вот так с пользой и для себя, и для других "отдыхают" на пенсии супруги Онищук.