До недавнего времени в устье впадающей в Псковское озеро реки приспосабливались, кто как может. Машины бросали вдоль дороги. Катера поменьше швартовались прямо в берег, в кусты, где кто может. Транспорт побольше высаживал пассажиров на сползшие в воду бетонные плиты. Удобств, обозначенных буквами«М» и «Ж», ни у кого и в мыслях не было искать. Хотя, по сути, в Толбице – озерный вокзал.
И вот свершилось - в прошлом году стало известно, что по международной программе «Россия – Эстония» на Толбицу выделили 16 млн рублей. Все для обустройства причала. А еще парковки, пешеходных дорожек, павильона для ожидания, туалета и скамеек с урнами.
Причал - печаль
Прошел год, озерный вокзал почти готов. Есть большая парковка (правда, еще не заасфальтированная), есть павильон и есть 27-метровая причальная зона. Королевская! Такой в Толбице никогда не было. Но главный элемент вокзала вызывает у тех, кто должен им пользоваться, острое желание высказаться нецензурно.
- Только парковка нормальная. Причал – полный ноль, - ругается один из местных жителей. - Это просто несерьезно! Уровень Балтики. А у нас Толба, вообще-то. Надо было причал больше, чем на полметра ниже делать!
Все по нормативам
Проект разрабатывал институт «Псковводпроект». Гендиректор института Михаил Холмский, с которым связался «МК в Пскове», поясняет: проектировали, исходя из нормативов.
- Маленького причала там не может быть, его будет заливать. Так что мы не могли опускать причал ниже. Все по нормативам, - говорит он.
Откуда те нормативы?
Но местные рыбаки и перевозчики разводят руками: такого половодья, на который рассчитана конструкция, не помнят.
- Может, ранней весной по 2-3 недели, и то раз в десять лет… Так что это просто безобразие. Люди пристраиваются, как могут, - пожимает плечами владелец небольшого катера. - Это для морских лайнеров причал, не для нас! Мы рабочим говорим - ну куда вы задираете, а они – «У нас проект».
Без переходника никак
Дело происходит в Псковском районе. В районной администрации проект курирует первый заместитель главы Святослав Колинко. О проблеме знает.
- Проект был разработан еще в 2013 году. А когда этой зимой рабочие приступили к постройке – забили сваи, шпунт, начали отсыпку – мы увидели, что причал будет слишком высоким. Перед бетонированием пригласили на стройку гендиректора «Псковводпроекта», предложили уменьшить высоту причала, чтобы людям было удобнее… А он уперся - нет, и все. Ну, мы же не можем идти против проекта, прошедшего госэкспертизу?!
Получается, причал новый есть, но пользоваться им невозможно. Муниципалитет вынужден искать варианты "переходника" между маленькими катерами и большим причалом.
- У муниципалитета есть небольшая экономия бюджетных средств. Собрали коммерческие предложения, будем торговать понтонный причал. На зиму будем убирать его в ангар. Этот понтонный причал будет с шарнирным трапом, под разный уровень воды, - рассказывает о компромиссе Святослав Колинко.
Жизнь - борьба
Весь «озерный вокзал» должен был быть сдан еще в апреле. Однако работы затянулись, еще нужно заасфальтировать подъезд к парковке двумя слоями асфальта на гранитной крошке, завершить обустройство по мелочам. Подрядчик говорит: не хватает финансов. Муниципалитет дал строителям неделю – в случае, если работа не сдвинется с места, проектом займется другая организация.
В любом случае, скоро в Толбице перережут красную ленточку и отпразднуют официальное открытие первого обустроенного причала, построенного по международной программе. Причал никого, кроме разработчиков проекта, не устраивает, но делать нечего - все-таки 16 млн освоено, придется радоваться, хотя бы в торжественный день.