Врачи-реаниматологи сражаются с коронавирусом на передовой, спасают пациентов, у которых развиваются опасные для жизни осложнения. Медиков с такой специальностью в Псковской области можно сосчитать по пальцам, и депутат фракции «Единая Россия», главный врач Пушкиногорской межрайонной больницы, анестезиолог-реаниматолог Леонид Солонухин – один из них.
10 дней назад он приехал работать в Псковскую городскую больницу и сейчас ежедневно борется за жизни пациентов. После 24-часовой смены специально для корреспондента «МК в Пскове» он выделил время, чтобы ответить на самые главные вопросы о коварном COVID-19, а также рассказал, сколько сейчас пациентов находится в реанимации, какие существуют главные и специфические симптомы болезни, и может ли коронавирус передаваться через животных.
- Леонид Леонидович, почему вам пришлось приехать из Пушкинских Гор, оставить больницу? Неужели, в Пскове не хватает врачей вашей специальности?
- Это остродефицитная специальность, поэтому на счету каждый реаниматолог-анестезиолог. Я не думал – ехать или нет. Решение было принято однозначное – надо. Потому что больше некому. В больнице у меня сформировался слаженный хороший коллектив, поэтому оставлять учреждение не опасался. Я не устранился от управления и всегда поддерживаю связь с коллегами в телефонном режиме.
- Получается, работаете в буквальном смысле 24/7?
- Все медики так работают.
- Очень часто врачи из других регионов жалуются на дефицит средств индивидуальной защиты. Как обстоят дела в вашем отделении?
- У нас достаточно всех средств защиты, всего хватает.
- Сколько времени приходится проводить в противочумных костюмах?
- Моя смена длится 24 часа. Пока работаем сутки через двое, но если обстановка станет более тяжелой, будем работать сутки через сутки.
В противочумных костюмах мы находится не постоянно, надеваем их только когда идем в красную зону. Когда выходим оттуда – снимаем и проходим все этапы дезинфекции. Но бывают моменты, когда приходится находиться там очень долго, и это действительно очень тяжело.
Раньше тоже приходилось работать в таком режиме, но тогда я был помоложе, поэтому нагрузки переносил легче. Достаточно было двух часов сна, чтобы прийти в себя, а теперь восстанавливаюсь гораздо дольше.
- Работа с больными коронавирусом сопряжена с огромным риском. Вам не страшно?
- Только дурак не боится. Но я бы не сказал, что есть страх, скорее – опасения. Но кто-то должен выполнять эту работу. Если мы все откажемся, кто будет спасать людей? К тому же, я давно настраивался на такой исход, еще когда произошла вспышка заболеваемости в городе Ухане в Китае. А когда то же самое произошло в Италии, стало понятно, что и нам этого не избежать. Поэтому, когда комитет здравоохранения Псковской области меня вызвал для работы в городской больнице, морально я был уже готов.
- А как к такому решению отнеслась ваша семья?
- Конечно, с тревогой и опаской, так или иначе, а риск заразиться существует... Сейчас все приезжие врачи, кто работает в городской больнице, живут на турбазе «Раздолье» под Псковом. Есть специалисты из Невеля, Опочки и Порхова. Так как мы в группе риска, то приходиться соблюдать режим самоизоляции – никуда не ходим и ни с кем не общаемся.
- Получается, свою семью увидите еще очень нескоро?
- Прошло уже 10 дней, мы каждый день общаемся в мессенджерах, и, конечно, я скучаю. Но останусь здесь, пока не стабилизируется ситуация, поэтому сложно сказать, когда вернусь домой к семье. Количество больных может увеличиться, и нагрузка на врачей возрасти. К тому же, прежде, чем вернуться, нужно находиться на карантине две недели, и только после трех отрицательных результатов теста можно ехать домой.
- Сколько сейчас в реанимации находится пациентов, больных коронавирусом?
- Несколько человек, и все они в тяжелом состоянии, с тяжелыми сопутствующими заболеваниями, подключены к ИВЛ. Переведение больных на аппарат искусственной вентиляции легких – процесс довольно тяжелый, так как каждому нужно подобрать свой режим, в зависимости от площади поражения легких. Иногда поражается очень большая часть. Тяжелые пациенты на ИВЛ седируются [вводятся в медикаментозную кому – прим.ред]. Их выводят из комы, только когда минует кризис, и они снова способны дышать самостоятельно.
В основном, к нам попадают пациенты после 50 лет, но был 36-летний мужчина, которого уже перевели в другое лечебное учреждение.
- Серьезные ли последствия для здоровья ждут пациентов после реанимации?
- Их ждет длительная и непростая реабилитация. Как правило, это пациенты с достаточно выраженными хроническими заболеваниями – сахарный диабет, гипертоническая болезнь, хроническая обструктивная болезнь легких. В реанимацию попадают, прежде всего, возрастные пациенты, у которых были либо инфаркты, либо инсульты. Возникают сосудистые патологии, поэтому и период восстановления будет тяжелым и длительным.
- Существует мнение, что коронавирус может вызвать инсульт. Это правда?
- Информация по этому поводу еще накапливается и анализируется специалистами. Он может вызвать инсульт, например, в том случае, если происходит поражение не только легочной ткани, но и сосудистой системы. Но это бывает, как правило, с пациентами, у которых уже были проблемы со здоровьем, а в совокупности с инфекцией это вызывает не только инсульт, но и инфаркт. Коронавирус в принципе усугубляет любые хронические заболевания.
В некоторых случаях пациенты умирают не от коронавирусной инфекции, а от обострения своих хронических заболеваний. Да, у них обнаруживают коронавирус, но при этом изменений в легких нет.
- Какие существуют самые распространенные и специфические симптомы заболевания? В интернете советуют задержать дыхание на 10-15 секунд. Если человек не сможет продержаться – это уже, якобы, тревожный симптом.
- В интернете много что советуют, но, как правило, это делают люди, не имеющие к медицине никакого отношения. Также ошибочно мнение, что заразиться COVID-19 можно от животных. Во всяком случае, доказательной базы на данный момент не существует.
Прежде всего, нужно следить за своим самочувствием, и если есть проявления ОРЗ, то нужно обращаться за помощью к врачу. Есть и специфические симптомы – снижается обоняние, не работают вкусовые рецепторы. Но это не во всех случаях. Но когда появляется слабость и одышка на фоне кашля, то нужно немедленно обращаться к врачу. И ни в коем случае не заниматься самолечением.
У некоторых пациентов есть так называемая экзантема [сыпь – прим.ред.]. Есть случаи, при которых коронавирус протекает бессимптомно, а бывает так, что легкие поражаются катастрофически быстро. Люди индивидуальны, и у каждого разная реактивность иммунитета.
- Как же повысить иммунитет? Помогает ли в борьбе с инфекцией лимон, чеснок и имбирь, которые псковичи начали массово скупать в начале пандемии?
- Нет, конечно, это все ерунда. Чтобы повысить иммунитет, необходимо, прежде всего, высыпаться, поменьше употреблять никотина и алкоголя. Питание должно быть сбалансированное, витаминизированное, с большим количеством белковой пищи, так как именно благодаря белковым молекулам в организме синтезируются антитела в процессе формирования иммунного ответа.
Можно принимать витаминные комплексы. Тем более, сейчас весна, а это время гиповитаминоза.
- Как вы оцениваете текущую обстановку в регионе?
- Ситуацию удалось стабилизировать, купировать основные очаги заболевания. Теперь эпидемия входит в новую фазу, когда тяжело выявить цепочку контактных. Нужно быть готовыми к тому, что количество зараженных будет больше.
- Как себя максимально обезопасить от заражения?
- Самое главное – соблюдать режим самоизоляции, помимо использования масок и перчаток. При инфекционных заболеваниях очень важно прервать передачу от одного человека к другому.