Многодетной семья Петуховых стала год назад: к 12-летнему Кириллу и 9-летнему Артему прибавилась малышка-улыбашка Полина. Мама Лариса поделилась с «МК в Пскове» своими впечатлениями о том, каково это - сидеть в карантине с тремя разновозрастными непоседами? Сразу оговоримся: бабушек, гувернанток и теть в этой семье нет - Лариса со всем справляется сама.
О внимании
- Я не могу сказать, что с кем-то сложнее, с кем-то легче. Все дети требуют внимания, но каждый по-своему.
Полина совсем малышка, ей нужно постоянное внимание и мое присутствие рядом. Иногда для нее достаточно, чтобы я была в ее поле зрения, говорила с нею, улыбалась. Таким образом я выигрываю время и могу делать несколько дел одновременно. Ее внимание можно увлечь новыми бытовыми вещами, такими как ложки – поварешки и т.д., или новыми игрушками. Маленькие дети с любопытством изучают новые предметы некоторое время. Им интересно все. Так вот, пока Полина «изучает» и играет, я успеваю выполнить много мелких дел: готовить, заложить грязную посуду в посудомоечную машину, разложить чистую по местам, сделать уборку, полить цветы. Делая свои домашние дела, время от времени отвлекаюсь на дочку, говорю ей что-то, могу покружить ее, предложить новый предмет изучения. Со стороны все это выглядит, как будто мама порхает хаотично по дому, а тем временем дела выполняются, дом становится чище и уютнее, на плите готовится обед.
Кирилл и Артем - взрослые и не требуют столь пристального внимания.
О дистанционном обучении
На данный момент мною усвоены две вещи. Первая: мы живем в быстро меняющемся мире, постоянным он уже не будет никогда. И чем быстрее мы поймем это, научимся внутренне принимать изменчивость мира, а не испытывать от нее стресс, тем проще нам будет жить дальше.
Вторая: виртуальность давно прочно вошла в нашу жизнь, Интернет поделил наш мир, который мы видим, слышим, чувствуем, на два пространства: реальное и виртуальное. И оба эти мира прекрасны! Теперь мы можем иметь друзей рядом, реальных, и общаться по интересам с виртуальными друзьями, живущими где-нибудь далеко, в другом городе, в другой стране. Мы можем пойти на экскурсию в музей, можем совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу, например. Можем пойти в кинотеатр, а можем и остаться дома и посмотреть кино он-лайн. Это же чудесно!
Когда я усвоила две эти вещи, дистанционное обучение показалось мне чем-то новым, современным, прогрессивным, идущим в ногу со временем, чем-то, что кардинально изменит нашу жизнь, ее качество. Дистанционное обучение позволяет детям продуктивнее планировать свой день, больше отдыхать, больше заниматься любимыми делами. Самостоятельно к дистанционному обучению люди пришли бы не скоро, но в сегодняшних условиях, когда не было другого выхода, мы вынуждены были его применить.
Конечно, дистанционное обучение требует больше родительского внимания и контроля. Родители должны обладать еще большим, чем при классическом обучении, внутренним ресурсом, чтобы помогать ребенку, а не снисходить до криков и угроз. А еще под вопросом, как скажется качество образования, что зависит в том числе от продолжительности этого периода.
Школы максимально старательно подошли к организации обучения дистанционно. Они проводят вебинары для родителей и учеников по организационным вопросам. Учителя стараются поддерживать учеников, стараются организовать обучение максимально доступно и понятно. Хотелось бы от учителей увидеть в большей степени не указания на то, что и где прочитать, а записанные видеоуроки, в которых информация объясняется самими же учителями доступным, понятным языком, кратко, лаконично, без отвлеченных тем. Конечно, всем непросто. Все учатся, все привыкают, все набираются опыта.
О самых маленьких
У малышки в этом возрасте потребностей не так много: питание, памперсы и мамина любовь. Пока в магазинах все есть, всего предостаточно. В период карантина за покупками отправляется папа, сейчас не время совместных походов по магазинам. Ну а маминой любви у Полины предостаточно!
О режиме дня
Мы стараемся придерживаться режима. Поднимаемся около восьми часов утра. Далее до девяти часов утренняя прогулка, пробежка или велосипеды, кому как нравится. Например, у меня, прогулка с утяжелением в виде Полины, десять килограммов все-таки…Мальчики чаще выбирают велосипеды) Такие прогулки позволительны для нас, так как мы живем в своем доме в деревне, и гуляющих на наших улицах очень мало.
Далее время семейного завтрака. В условиях карантина это время стало более продолжительным и приятным.
Потом наступает время обучения. Мальчики делают уроки, сделанные уроки несут мне на проверку. Устные задания читают и рассказывают, пока я готовлю обед.
Если уроки сделаны, то снова отправляю их на прогулку.
Каждый день объявляю им несколько поручений, которые они должны сделать в течение дня. Цель – научить их самостоятельно распределять свое время, чтобы успевать учиться, гулять, выполнять домашние дела, и, самое главное, заниматься любимыми делами.
О гаджетах
Дети сидят в гаджетах долго по двум причинам. Первая – интерес и времяпрепровождение, ведь там особый мир, там весело и круто. Вторая причина – самореализация. Когда в реальной жизни не хватает ощущений, ничего нельзя, за все ругают, критикуют, в том числе и в школе, ведь некоторые учителя избирают политику унижения и критики детей, ребенок ищет эти самые ощущения в виртуальном мире, где он может быть смелым, сильным, проходить испытания и трудности. Эти причины зависания в гаджетах опасны тем, что в скором времени, ребенок может заменить нереализованный реальный мир на виртуальный, и стать интернет-зависимым.
Поэтому жизнь должна быть реальной. Мальчикам нужны испытания и трудности. Любые трудности, кроме унижения, закаляют их, делают лучше.
Стараемся с детьми договариваться, сколько по времени они играют в смартфоне. Если договоренность достигнута, но не выполняется, то далее следуют предупреждения и отъем телефона. К сожалению, иногда приходится проявлять родительскую настойчивость и деспотизм. В вопросах безопасности и здоровья они незаменимы.
Об усталости
Иногда есть ощущение, что «голова кругом». Иногда есть ощущение, что руки опускаются и все бессмысленно. Но я понимаю, что это часть воспитательного процесса. Дети – люди, которые растут, развиваются, учатся, выражают свои эмоции, в том числе негативные, отстаивают свои интересы. Они не ведут себя идеально. Они же не искусственные, а живые.
В моменты, когда внутренние мамины ресурсы почти исчерпаны, я им об этом говорю. Говорю, что сержусь, что устала, что сейчас начну ругаться. Я же тоже человек. Я тоже не идеальна. Я предупреждаю. И в этот момент, они начинают беречь и меня и себя. Самое главное для них, чтобы мама была веселой, улыбчивой, довольной, счастливой. Тогда и все в семье будет хорошо.
А напоследок Лариса поделилась своими советами с мамами:
- Говорите детям то, что чувствуете сейчас. Проговаривайте свои чувства. Мы все не идеальны. Тогда и ваши дети научатся быть честными сами с собой, чувствовать другого человека, не бояться своих чувств, не бояться быть самим собой, принимать мир таким, какой он есть. Чувства – наши помощники, они указывают на то, что нам делать и что лучше для нас.
- Дорогие мамы, берегите свой внутренний ресурс. В нем нуждаются все ваши домашние и родные. Если вы отдаете больше, чем получаете, то вы исчерпаетесь. И тогда не сможете сделать ничего, кроме крика. Восполнять ресурс можно различными способами: общение с приятными вам людьми, занятие любимым делом, прогулки, смена обстановки, просмотр фильма, чтение книги и многое другое. Бросьте все, залезьте в горячую ванну, пусть обед не приготовлен еще, вы все наверстаете, как только восстановите свой внутренний баланс.
- Не старайтесь быть «идеальными» «хорошими» мамами, контролирующими все и везде. Это всего лишь комплексы «хороших девочек», которые задержались в своем детстве и до сих пор доказывают своим мамам, что они «хорошие», что они все могут. Нужно максимально стараться и стремиться к лучшему, но все мы не проконтролируем, мы не боги.
- Часть вещей, которые мы пытаемся контролировать, можно доверить нашим детям. Они очень мудрые и умные у нас. Они могут это сделать сами. Они сами могут завязать шнурки в шестом классе (и такое я тоже видела!) и не только это. Будем им доверять. Будущим мужчинам нужна любовь-доверие. Делайте все дела с девочками вместе. Девочкам нужна любовь-забота.
- Доверяйте своему мужу, не стоит думать, что он все сделает не так. Он все умеет, поверьте. Внешние обстоятельства мы тоже не сможем сделать такими, какими хотим их видеть. Доверимся жизни!