Как известно, всё познаётся в сравнении. Пока псковичи из новостроек жалуются на недостаточно горячую воду в кранах, горожане из домов, построенных в прошлом веке, живут в квартирах с обваливающимися потолками, сгнившими полами и плесенью. Корреспондент «МК в Пскове» побывал в многоквартирных домах с нечеловеческими условиями и пообщался с местными жителями.
Приют веселых компашек
На сайтах объявлений предложений о продаже квартиры в доме №51 на улице Горького в Пскове найдётся с десяток. Кирпичное девятиэтажное здание, спроектированное по принципу общежития, ввели в эксплуатацию в 1976 году.
«Кирпичный дом в историческом центре города, хороший ремонт, стеклопакеты, дружелюбные соседи», - гласит большинство таких объявлений.
И хоть многие из жильцов этого дома действительно вложились в косметический ремонт своей комнаты - поменяли старые окна, уложили ламинат, освежили обои, - внешний вид здания и состояние обоих его подъездов приводят в ужас.
Возможно, причина тому – беспрепятственный доступ внутрь дома.
На поверку железная входная дверь, и правда, оказывается открыта. Вместо домофона гостей общежития встречают крошащиеся ступени, отбитое крыльцо и зловоние. Потолок и стены изъедены плесенью, и тут, и там кусками отваливается штукатурка. С потолка свисают клубки бесхозных проводов. Окна разбиты и заколочены поверх обломками старой мебели.
Этажом выше встречаются следы веселья пьяных компашек. В углу на стареньком советском коричневом кафеле бутылки и окурки, стены исписаны всевозможными проклятьями, лозунгами и призывами.
С новомодными граффити в подъезде соперничает вездесущая реклама. Наклейки и листовки клеят на стены и просовывают между остатками целых стекол.
В подъезде нетрезвые компании развлекаются что называется «на полную». На одном из этажей стенка мусоропровода выломана, сквозь дыры чётко видна прогнившая труба и мусор, накиданный сверху. На соседнем этаже становится очевидно: мусоропровод здесь не используют вовсе, всё прохудилось.
Пытаясь обезопасить себя от посягательств компаний, разгорячённых алкоголем, кое-кто из жильцов заменил хлипкие, почти картонные двери, на новые. Счастье, однако, длилось недолго. Глазок вырвали, а на новой двери, пытаясь вломиться, оставили с десяток вмятин.
Сами жильцы дома на Горького, 51 рассказывать о своих проблемах отказались.
«Придете, всё своими глазами увидите», - отрезала одна из собеседниц. Другая же заявила, что уже и не надеется на то, что ситуация изменится.
Вице-губернаторский дом
Дом Софьи Перовской (между прочим, дочки вице-губернатора Пскова, которая позднее руководила убийством императора Александра II) гостям города охотно показывают во время пеших экскурсий. Фасад бревенчатого здания с мезонином на Советской, 42, появившегося на плане города в 1857 году, украшают пилястры и резные накладки. Между тем занавески и цветы на окнах, антенна на крыше и паутина свисающих проводов выдают в памятнике архитектуры жилое здание.
Сразу после революции 1917 года дом, уже тогда не новый, сдали в эксплуатацию. До поры жильцов особняка устраивало всё. Но в XXI веке, уверяют псковичи, жизнь в таком старом доме совсем не сахар.
«У нас в квартирах отваливаются потолки, пол проседает, все скрипит, и крыша, когда большой дождь, протекает. Трубы все старые, протекают, напора воды нет. Дряхлые рамы, продуваются. Стеклопакеты там не поставишь, так как дом постоянно оседает. Я живу на первом этаже, на втором, по словам соседей, все еще хуже», - рассказала «счастливая» обладательница жилплощади в центре города Ангелина Соколова (имя девушки изменено по её просьбе).
В доме паровое отопление, поэтому холодно не бывает. Однако туалеты в коридорах, а горячей воды нет вовсе. Из-за этого многие моются в бане (благо, она рядом).
«Покосилось всё. Это сразу видно, когда только заходишь в подъезд. Вся лестница наискосок и стены как будто вбок уехали. Из-за этого в них образовались огромные дыры, да и потолок от такого движения обвалился во многих местах», - пожаловалась местная жительница.
В таких условиях живут около 40 человек, говорит местная жительница. На втором этаже много детей, есть даже груднички. Поэтому-то жильцы без конца пишут во все инстанции с просьбой помочь.
«В прошлом году нам сделали косметический ремонт в коридоре. Покрасили полы, стены, побелили потолки и заделали трещины. Внешне стало лучше, но это не панацея. Мы много куда писали, но нас, что называется, «кормили» обещаниями. Теперь вообще тишина и неизвестность», - вздыхает собеседница.
По её словам, главным инициатором всех обращений является её соседка сверху. У неё как раз маленькие детки. Когда же мы попытались пообщаться с девушкой, она отреагировала несколько агрессивно.
«Мне не интересно общаться с прессой, двадцать раз одно и то же, а толку нигде нет. Про нас пишут все, и нам от этого не лучше. Напишите тогда, когда кого-нибудь похоронят под обломками дома. Всем на всё наплевать. Достали!» - заявила жительница злополучного дома и прервала диалог.
И цех фабричный, и дом родной
Двухэтажное здание по улице Труда, 32 с облупившимся фасадом и окошками у самой земли можно рассмотреть ещё с остановки на улице Белинского. И если снаружи здание, введённое в эксплуатацию в 1955 году, выглядит не слишком презентабельно, то внутри, уверяют местные жители, находиться просто невозможно.
«Все течет, вентиляции нет. На первом этаже пол провалился, люди доски положили. В несущих стенах огромные трещины. Угол дома со стороны улицы Труда вообще отвалился. В подвале вода постоянно стоит, и дом рушится еще больше из-за этого. Крыша прохудилась настолько, что в дождь люди с ведрами бегают, не успевают воду убирать. А ведь там деток много живет, они болеют часто из-за сырости и плесени», - пожаловалась живущая в злополучном доме Ксения Исакова.
По словам девушки, этот дом изначально не проектировался как жилой. Труда, 32, уверяет собеседница, это здание бывшей футлярной фабрики, а комнаты, в которых живут люди, это производственные цеха.
«Моя комната - это бывшая кочегарка. Год назад я там сделала ремонт, а весной дождь прошел, и все обои отвалились. И как жить в таких условиях людям? Мне, например, там жить страшно. Да я и не смогла, поэтому приходится снимать», - рассказала псковичка.
Газа в доме нет, все плиты электрические. Зато центральное водоснабжение (но в ванной ржавчина и плесень, на которую босиком и вставать страшно) и центральное отопление (только вот трубы периодически разрывает и комнаты затапливает).
«Батареи не спасают от холода и сырости. Плюс от них много проблем. В прошлом году у меня в комнате трубу разорвало, которая идет к батарее, - вспоминает собеседница. - Дело было ночью. Соседи позвонили, и мне пришлось немедленно ехать со съёмной квартиры».
Со своими проблемами жильцы регулярно обращаются в управляющую компанию. Порой жалобы приносят плоды. В 2015 году, например, в доме №32 на улице Труда сделали косметический ремонт общей кухни. Положили новую плитку, побелили стены. Правда, долго эта красота не продержалась. Весной, говорят жители, дождь прошёл, и весь ремонт смыло.
Напоследок
Несмотря на нечеловеческие условия жизни, все три дома не признают аварийными. И в большинстве случаев, уверяют псковичи, управляющая компания выполняет только косметический ремонт помещений или фасадов. В 2020 году, согласно данным регионального фонда капитального ремонта, на основательный ремонт может рассчитывать лишь один из злополучных домов - общежитие на Максима Горького, 51.