Краевед, лектор The Jewish Agency for Israel, участник проекта «Клеймс» Олег Фёдоров рассказал собравшимся, как была устроена жизнь еврейского сообщества в Пскове и в Псковской области до войны и почему фашисты уже к середине 1942 года стали официально называть эту территорию «юденфрай».
Хотя в это же самое время в деревне Коконогово Псковского района крестьянка Пелагея Григорьева прятала у себя еврейского ребёнка, которого ей незадолго до начала войны привезли из Ленинграда, чтобы он поправил здоровье на свежем воздухе у деревенской няньки.
Бедная женщина убегала с ним в лес каждый раз, когда в деревню наведывались гестаповцы, но за три года оккупации никто из односельчан на неё не настучал.
По словам Олега Фёдорова русскоязычные фашистские газеты на оккупированных территориях сперва почти не касались еврейской темы. Они начали пропагандировать ярый антисемитизм уже после того, как в Псковской области официально не осталось ни одного еврея, а стельки из свитков Торы стали ходовым товаром.
На занятии также была восстановлена малоизвестная история однодневного «вторжения» гитлеровцев в канадский город Виннипег, которое тамошние активисты инсценировали в 1942 году, чтобы убедить сограждан жертвовать деньги на открытие второго фронта.
Как отметил лектор, эта инсценировка сильно ускорила сбор необходимых средств и увеличила итоговую сумму в полтора раза по сравнению с запланированной, хотя виннипежские «нацисты» запугивали мирных граждан независимо от их национальности и вероисповедания и, «арестовывая» местных священнослужителей, почему-то забыли наведаться в синагоги.
Спикер Школы, кроме того, объяснил молодым людям, как Международный женский день 8 Марта связан с еврейским праздником Пурим и какие это вызывает инсинуации в среде ярых антисемитов.
В итоге ученики Школы межэтнической журналистики попытались разобраться в сущности антисемитизма и понять, что именно в еврейской культуре вызывает у других народов юдофобию – то есть, немотивированный страх, который порождает агрессию.
Как они убедились, этот страх основан на невежестве и самых нелепых измышлениях.
Напоследок молодые люди выполнили контрольное задание Олега Фёдорова. Спикер Школы захотел проверить, как его слушатели усвоили материал, и предложил им хотя бы приблизительно определить, к какому времени относится ещё одна антисемитская агитка.
В листовке, которую он прочитал, было написано, что «сионисты» в 1917 году «захватили власть в России» и с тех пор «дурят» народ, заставляя русских «делать то, что нужно Сиону».
Собравшиеся предположили, что по стилистике этот антисемитский бред больше всего напоминает цитаты из фашистской газеты «За Родину» образца 1943 года, когда оккупанты почувствовали, что их время истекает, и усилили человеконенавистническую пропаганду.
Однако ко всеобщему изумлению выяснилось, что этот текст был напечатан на оборотной стороне квитанции за домофон, которую одна из псковичек (еврейка, родственники которой погибли в фашистских концлагерях) нашла в своём почтовом ящике и отнесла в прокуратуру в 2011 году.