Причём на деньги из Фонда президентских грантов силами Новгородского отделения Союза журналистов.
У псковичей такое отделение существует лишь на сайте Союза журналистов РФ.
Журналистского ганзейского пула как объединения творческих работников различных СМИ из интереса к определённой теме или событию (в данном случае из приверженности идее Ганзы) по примеру новгородского в Пскове так до сих пор и не образовалось.
- Алло, это прачечная?
Ну если только на этом новгородском медиафоруме, где псковские журналисты вдруг выстроились свиньёй и как никогда дружно надавали по рогам московским киношникам, которые сделали для телеканала «Культура» фильм «Русская Ганза», но ухитрились ни словом не обмолвится о предстоящих Международных Ганзейских днях в Пскове.
…Правда, жертвой этого ганзейского побоища пал почему-то глава Пскова:
– Да как же вы могли: вы показали мэра Пскова и не дали ему ничего сказать!
– Да ваш мэр Пскова – … (пип-пип-пип)!
(Везёт же некоторым, что ГосДума отклонила законопроект об уголовной ответственности за оскорбление власти!)
Так что псковичи опять чувствовали себя гостями на этом празднике жизни на очередной новгородской Ганзе.
А свою собственную Ганзу анонсировали слоганом главы Пскова Ивана Цецерского: «Нам бы пережить».
Столичные спикеры новгородского медиафорума после этих слов Ивана Николаевича даже вслух озадачились, как бы это поддержать псковичей, чтоб мы меньше мучились.
Может, москвичам-питерцам лучше вообще не приезжать ни на какие псковские Ганзейские дни, а?
У матросов нет вопросов?
Маленькой сенсацией для иногородних участников ганзейского медиафорума в Великом Новгороде стала также презентация проекта будущего псковского ганзейского знака – чудо-ладьи из стеклопластика, над которой трудятся почему-то уфимские умельцы.
Кто не знает, Ганзейский знак – это такой обязательный элемент празднования Международных Ганзейских дней. Город, которому подошла очередь стать столицей Ганзейских дней, обязан возвести у себя в память об этом нечто монументальное.
И эту традицию, кстати, заложили десять лет назад не кто-нибудь, а новгородцы.
Потому что в Великом Новгороде в 2009 году к тамошним Международным Ганзейским дням установили скульптуру в виде поцеловавшихся новгородской ладьи и немецкого кога, а также ганзейский фонтан с мозаичными гербами стран-участниц Ганзейского союза Нового времени.
Готовясь к Международным Ганзейским дням 2019 года, псковские власти сперва объявили конкурс на Ганзейский знак, в котором в позапрошлом году поучаствовали семь анонимных эскизных проектов.
Однако итоги этого конкурса так никто и не подвёл и обещанные 30 тысяч рублей в качестве приза не вручил.
Якобы потому, что ни один из тех эскизных проектов не дотянул до необходимого высокого ганзейского уровня, как официально объяснили одному из участников конкурса - псковскому архитектору Владимиру Шуляковскому.
И вдруг спустя год глава Пскова вдруг утвердил тоже анонимный, но левый эскиз Ганзейского знака в виде слегка переработанной пластиковой эмблемы «АвтоВАЗа», которую зачем-то взгромоздили на постамент Медного всадника.
Судя по заявлениям главы Пскова, главное достоинство этого Ганзейского знака в том, что его ваяют башкирские спонсоры на свои спонсорские деньги.
Уже после медиафорума в Великом Новгороде мы заглянули в зубы этому коню нам удалось выяснить, что Ганзейский знак Пскову захотел презентовать некий Рашит Фуатович Минибаев из Уфы, на которого в Пскове зарегистрировано ООО «Ордена Ленина Трест Нефтепроводмонтаж».
Кто автор этого шедевра, Иван Николаевич позабыл. На сегодня главу Пскова волнует только, куда эту пластиковую ладью приткнуть, чтобы ещё и не согласовывать её установку ни с какими защитниками охраняемых исторических ландшафтов.
Внимание! Загадка. Сравните ладью с эмблемы новгородского медиафорума «Россия и Ганза» с ладьёй с псковского Ганзейского знака и найдите…
Нет, не 10 отличий, а одно существенное и заодно определите в какую сторону псковская «плывёт».
Самые глазастые, конечно, сразу догадались, что псковичи до сих пор не разобрались, откуда им эту Ганзу надуло. Вроде бы, флаг на нашей ладье трепещет от западных веяний, а паруса псковской Ганзы пучит от выхлопа откуда-то с Юго-Востока. Не иначе из Москвы.
И в этом заложен глубокий символический смысл происходящего.
Истинно, Знак.
Можем повторить?
Точнее, неразрешимое противоречие, о котором на медиафоруме в Великом Новгороде много говорили.
Выступая на открытии медиафорума, директор Института современного государственного развития из Санкт-Петербурга Дмитрий Солонников сразу сказал очень важную вещь.
Что созданный в 1980 году Ганзейский союз Нового времени как «культурное содружество» старейших европейских городов, некогда связанных средневековыми торговыми отношениями, наилучшим образом отразил общемировую тенденцию нового тысячелетия.
Тенденция эта выражается в том, что на смену глобализации двадцатого века пришла антиглобализация двадцать первого. Когда главными действующими силами становятся не страны, а именно города – муниципальные образования, местные гражданские сообщества, которые начинают напрямую налаживать с друг другом экономические и культурные связи.
Человек снова превращается в «политическое животное» в первоначальном, аристотелевском, смысле – от слова «полис», под которым подразумевалась городская гражданская община – город-государство.
Местное самоуправление, считают учёные, играет всё более важную роль даже в странах, где государство не собирается сдавать позиции.
Вот почему повсюду усиливается влияние таких городских группировок, как, например, «Пост-исторический город П.»))…
А местные СМИ становятся влиятельнее федеральных, потому что федеральные всё врут федеральным всё труднее распознавать фейк-ньюс и не множить их, а в районной газете попробуй – соври.
В этих условиях Ганзейский союз для муниципальных образований не первого эшелона, но с солидным историческим бэкграундом – прекрасная возможность реанимировать своё былое величие, укрепить межмуниципальные и международные связи в обход федерального центра и получить поддержку откуда не ждали.
Для глубокой российской провинции Ганза – тем более шанс: нарастить муниципальные мускулы и встроиться в новую европейскую горизонталь, которая сама по себе выкристаллизовывается супротив искусственно насаждаемой в России вертикали.
Чем в полной мере и воспользовался Великий Новгород десять лет назад, когда заново самостоятельно вышел на международную арену и вернул себе столичный статус.
Ведь теперь он столица Русской Ганзы, и это не просто слова. Каждый немец, услышав слово «Новгород», оживляется и начинает радостно кивать: «Ja , ja … Novgorod! Sehr gut!»
Собственно, на достопамятном собрании Ганзейского союза городов в Герфорде немцы потому и проголосовали за проведение Международных Ганзейских дней 2019 года в Пскове против своего же города Халле, что они до сих пор без ума от новгородских Ганзейских дней и думают, что мы «можем повторить».
Про это
Можем ли. За минувшие с новгородских Ганзейских дней годы слишком многое изменилось.
И сегодня представить себе рядовых псковичей, которые, как ещё недавно новгородцы, вдруг проникнутся «духом Ганзы» и понесут свои кровные в общенародный ганзейский фонд, чтобы вскладчину купить для города новый рояль «стейнвей», отреставрировать какой-нибудь памятник или отремонтировать фасады, почти невозможно.
Новгородцы в своё время придумали слово «оганзевать» и все поголовно «оганзели», когда готовились к своим Международным Ганзейским дням, да так до сих пор и не выганзели обратно.
Псковичи придумали слова «ганзёныш» и «ганзюки».
У нас даже интеллектуалов теперь воротит от всего ганзейского. Им, как мне написали в «Фейсбуке» под одним из постов про новгородский ганзейский медиафорум, «противно и стыдно» наблюдать за псковской ганзавознёй.
Во всяком случае, псковичи уже заранее приготовились закидать меня девятками тухлых яиц только за то, что я поехала на новгородский ганзейский медиафорум и собралась опять мучить своих читателей статьями про это.
Это чего-то особенного
А ведь как хорошо всё начиналось. Воодушевлённые новгородским примером тоже оганзевшие псковские общественники поначалу изо всех сил старались перетянуть ганзейское одеяло на Псков.
Псковская областная общественная организация «Чудской проект», если кто помнит, основала в 2011 году на международный грант «Ганзейскую школу» для менеджеров культуры, создала портал для Союза Русских Ганзейских городов, разработала «дорожную карту» и символику для Русских Ганзейских дней 2013 года в Пскове, которые должны были стать генеральной репетицией псковских Международных Ганзейских дней…
Но всё тщетно. Идти по новгородскому, тартускому, каунасскому пути псковские власти не захотели.
Да к тому ж вместо того, чтобы стать субъектом международного Ганзейского движения, позволили себя и по этой теме объективировать, передоверив управление подготовкой к псковским Ганзейским дням сперва региональному оргкомитету, а потом и федеральному во главе с Ольгой Голодец.
Бывший пpезидент Ганзейского союза Бернд Заксе, как показалось пресс-службе Псковской городской Думы, в свой последний приезд в Псков был необычайно впечатлён размахом, с каким псковичи взялись за дело.
А мне сдаётся, пытался намекнуть своим псковским коллегам, что так ганзейские дела не делаются.
Ведь до сих пор все ганзейские города только затем и добивались проведения у себя Международных Ганзейских дней, чтоб доказать, что они сами с усами и ещё ого-го.
Однако для Пскова Ганза стала всего лишь способом получить из федерального центра дополнительное финансирование. В том числе на такие объекты, которые не имеют к псковскому ганзейскому прошлому никакого отношения. Например, на реконструкцию стадиона «Машиностроитель».
Ради этих денег псковские власти даже намеревались открывать Международные Ганзейские дни 2019 года прямо на стадионе.
А что, поставим там декорации Псковского кремля, делов-то, говорил глава города…
Немцы, рассказывали мои новгородские коллеги, только диву дались, когда услышали на презентации псковских Ганзейских дней в Ростоке, что глава Пскова собрался потратить на это мероприятие 30 миллионов евро.
Гадая, что же им такое несусветное покажут за эти астрономические деньжищи.
Может, самого Путина?
Ведь им и в голову не приходило просить у фрау Меркель денег на Ганзейские дни в Герфорде или Люнебурге.
Наоборот, немецкий Люнен потому уступил Пскову свою очередь на проведение в 2019 году Международных Ганзейских дней, что побоялся из-за глобального экономического кризиса не справиться с праздничными расходами.
Уникальный нонсенс
На медиафоруме в Великом Новгороде Иван Цецерский ещё раз похвастался, что псковичи сумели выбить из федерального бюджета на свою Ганзу 10 миллиардов рублей, тогда как новгородцам в своё время пришлось удовольствоваться всего двумя миллиардами.
Так у новгородцев, напомнил глава Пскова, тогда на подходе было ещё и празднование 1150-летия города.
«А у нас кроме Ганзы ничего нет!»
Поэтому, мол, псковские власти и постарались, если говорить языком Ивана Николаевича, «втиснуть» в ганзейский бюджет и «Машиностроитель», и кампус ПсковГУ, и новый транш на завершение строительства подземного водозабора.
Правда, глава Пскова не стал рассказывать новгородцам, что подрядчик для «Машиностроителя» нашёлся только в декабре и что с подрядчиком на изготовление проектной документации для реставрации Псковского кремля, сибирской фирмой «Карат», администрация Псковской области лишь недавно закончила судиться.
Он только про кампус повозмущался, что на этой стройке века до сих пор освоено не более 15 % из выделенных средств:
«Это уникальный нонсенс, когда есть деньги, а подрядчики не выполняют свои обязательства!»
На самом деле ни кремль, ни кампус, ни стадион «Машиностроитель» к псковской Ганзе уже не поспеют.
А, например, подрядчик, который занялся реконструкцией областной детско-юношеской библиотеки хорошо, если поторопится к июню чуть подремонтировать фасады, чтобы убрать с Губернаторской горки к праздникам забор из профнастила…
Нам бы хоть дороги в городе успеть отремонтировать. Ведь как псковские власти ни старались в декабре класть асфальт прямо в мокрый снег – лишь бы ухитриться освоить до нового года поступивший в сентябре трансфер, им всё равно пришлось вернуть 50 миллионов ганзейских дорожных денег обратно в федеральную казну, откровенничал на новгородском медиафоруме глава Пскова.
В итоге новый псковский губернатор Михаил Ведерников на выездном экономическом форуме в августе предупредил, чтоб псковичи не питали особых надежд на Международные Ганзейские дни 2019 года.
Мол, знающие люди ему объяснили, что Ганза - это не более, чем «ярмарка выходного дня».
(«Вот все говорят «карузо», «карузо»… Слышал я вашего Карузо, ничего особенного. Мне Рабинович вчера напел…»)
Так что настраивайтесь на ярмарку, только рангом повыше. Будет вам традиционное шоу для зевак, но с батутами вот такой ширины-вот такой вышины и с лохотронами в стиле лухари.
Но это не точно
Но есть и хорошие новости: новый псковский митрополит в отличие от предыдущего, похоже, не против, чтобы открытие Международных Ганзейских дней 2019 года проходило прямо в Псковском кремле.
Тем более, что эту церемонию обещали транслировать «Россия-1» и канал «Культура» (авторов фильма «Русская Ганза» просьба не беспокоиться).
Помогать псковичам открывать псковские Ганзейские дни будет «возможно» Денис Мацуев, музыкальное сопровождение парада официальных делегаций «возможно» будет обеспечивать Игорь Бутман.
Два притопа, три прихлопа
«Мы прекрасно понимаем, почему псковские Ганзейские дни получили такое огромное федеральное финансирование», – сказал на медиафоруме в Новгороде главный редактор «Новой новгородской газеты» Сергей Брутман.
«Чтобы за счёт народной дипломатии попытаться исправить то, что наворотила государственная».
У Брутмана для ганзейцев всея Руси неутешительный прогноз.
По его предсказанию, после псковских Международных Ганзейских дней федеральные власти убедятся, что европейские элиты и не подумали менять своё отношение к России в целом. После чего Москва «прихлопнет» всю эту межмуниципальную ганзейскую самодеятельность, чтоб не мешала укреплять государственность и воспитывать граждан в духе патриотизма.
Кстати, некоторые приглашённые на новгородский медиафорум федеральные гости уже и сегодня не скрывали своего раздражения от Ганзы.
В чём выгода? - допытывались они у своих оганзевших коллег.
«Почему ваши немецкие партнёры не добиваются снятия с России международных санкций?»
И вообще, как можно водить дружбу с европейцами, если мы «в окружении врагов».
Правда, потом выяснилось, что один из наиболее ярых критиков Ганзы на новгородском медиафоруме, журналист ИА REGNUM, сам находится под европейскими санкциями и как невыездной судит о Международных Ганзейских днях со слов… может быть, псковского губернатора?
Жить хорошо, а хорошо жить – ещё лучше
А вот власти Белозерска, например, уже поняли, в чём выгода. Вернее, польза.
Они всего несколько лет поездили на Ганзейские дни, провели Русские Ганзейские дни у себя, что, как они говорят, для городка с населением всего в 9 тысяч человек само по себе подвиг.
И вдруг заметили, что местные жители воспряли духом.
На медиафоруме в Новгороде делегаты из Белозерска, например, рассказали, что у них из-за Ганзы даже индивидуальное домостроение заново попёрло.
Просто потому, что тамошний народ потихоньку оганзевает и начинает верить: в провинциальных городах тоже можно жить. Если начать обустраивать эту жизнь по общеевропейским правилам и более усердно перенимать полезный опыт.
А как известно, мы народ горячий…
И конечно, участников новгородского медиафорума, особенно докторов наук, академиков и профессоров впечатлил пример Порхова, где Ганзу делает вообще один человек – Почётный гражданин города Мартин Нармонтас.
В 2013 году Мартин Пятрович почти случайно оказался со своей «берестяной школой» на Ганзейских днях в Герфорде, который ненамного больше Порхова, подружился там с пpезидентом Ганзейского союза и мигом смекнул, куда теперь его родному городу надо расти.
«Вот уж поистине: не стоит село без праведника!» – сказал доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Борис Ковалёв.
Это после того, как Мартин Пятрович рассказал на исторической секции, что сумел доказать ганзейское прошлое Порхова по челобитной, которую немецкие купцы написали в 1301 году новгородскому князю, жалуясь на порховских разбойников.
Как явствует из этого документа, древние порховские ганзейцы обчистили своих будущих западных партнёров на реке Узе.
Мартин Пятрович и русскую грамотку нашёл, в которой один из тех порховских лиходеев советовал своему подельнику поскорее погрузить ворованное сукно к себе на ладью да никому не признаваться, откуда оно взялось.
Благодаря чему Порхов в 2016 году был принят в Ганзейский союз Нового времени. И с тех пор успел не только обзавестись собственным ганзейским музеем, но также активно продвигает идею создания союза пришелонских ганзейских городов как филиала Русской Ганзы.
Что лишний раз подтверждает тенденцию, о которой говорил Дмитрий Солонников: процесс деглобализации уже не остановить.
Живая, реальная Россия, настаивает и Сергей Брутман, – это Россия муниципалов, хотя в последние годы федеральная власть сделала всё, чтобы поставить их на колени и принудить униженно клянчить из федерального бюджета деньги своих же налогоплательщиков.
Как сказала на новгородском медиафоруме член президиума Ганзейского союза Нового времени Ольга Попова, сегодня самая важная политика – это та, которую делают «глаза в глаза».
Эта дорога ведёт к храму
…Псковская Ганза сурова. Она валит в городе деревья и строит на их месте парковки. Она перепахала единственный городской стадион. Она выселила на задворки детско-юношескую библиотеку и закрыла областную научную.
Она же в 2013 году приукрасила Ботанический сад неотёсанными медведиками и чернобыльскими грибами, потому что надобрать, это от спонсоров.
А полуразрушенный дом купца Батова как стоял посреди города, стыдливо накрытый тряпочкой, так и стоит. А старинные белокаменные палаты на Романовой горке позади городской aдминистрации как ветшали – так и ветшают.
То ли дело Ганза здорового человека (новгородская).
Главным памятником ей стал даже не Ганзейский знак с фонтаном, а отреставрированный в конце 90-х годов прошлого века Никольский собор – старейший в России посвящённый Николаю Чудотворцу храм (построен 1113-1136 годах).
Дело в том, что когда Великий Новгород только-только вступил в Ганзейский союз Нового времени, ещё не вполне понимая на кой, западные ганзейцы сами захотели сделать ему подарок.
Думали-думали новгородцы и придумали попросить у своих новых друзей помощи в восстановлении главного храма новгородского торга.
В ответ жители ста западноевропейских ганзейских городов добросовестно насобирали на реставрацию Никольского собора в Новгороде почти миллион долларов (не «башкирских», а народных).
Предполагалось, что храм будет восстановлен вскладчину, чисто по-ганзейски: сколько смогут, соберут западные партнёры новгородцев, а ещё 800 тысяч долларов Великому Новгороду обещало добавить Министерство культуры РФ.
Но руководитель официального представительства Союза русских Ганзейских городов Владимир Орлов утверждает, что минкульт свою долю в общую кассу так до сих пор и не довнёс.
Может, дефолт помешал. Уже никто и не упомнит почему.
А отреставрированный храм теперь – как яичко, занесён в Cписок всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Вот попомните моё слово, в наступившем году новгородцы обязательно отпразднуют двадцатилетие реставрации своего Никольского собора. И, боюсь, что это будет международная «ганза» попышнее нашей.
Во всяком случае, ей обеспечено всенародное ликование.
Ольга Миронович.