Задержание ректора, судя по постам в пабликах городских соцсетей и содержанию статусов у ранее работавших в вузе преподавателей, обсуждали все.
«МК в Пскове» пообщался с педагогами вуза, а также теми, кто из-за политики ректора был вынужден уйти с любимой работы. Они рассказали, как жил вуз при Наталье Ильиной.
Сдавали все!
Бывшие сотрудники вуза рассказали нашему изданию, что «все были поделены на касты». «Руководители институтов, входящих в состав опорного вуза, нехотя, но исполняли директивы. Схема мошенничества была очень простой: на карты сотрудников приходили суммы, часть денежных средств, которую озвучивало руководство, нужно было снять и отдать наличными «кому следует»», - поделилась с нами бывший преподаватель ПсковГУ. Никто из тех, кто рассказал нам про эту схему, не утверждает, что отдавал денежные средства лично ректору. Были определены сотрудники вуза, которые проводили объяснительную работу. Часть денег с записанных на них премий оставалась у них за молчание. А по документам у многих педагогов вуза, как говорила Наталья Ильина в своих публичных выступлениях, зарплаты составляют 150 тысяч рублей в месяц. Теперь понятно, почему в комментариях в соцсетях представители научной общественности тогда писали, что цифры нереальные. Ведь были и те педагоги, которые не входили в круговорот дележа денег, зарплатная ведомость которых остановилась, как в 2000-е годы, на отметке в 11-14 тысяч рублей в месяц.
А были еще и «мертвые души», предполагают сотрудники вуза. «На них жаловались студенты. Приходят, пара есть, а человека нет. И в глаза многие не видели некоторых педагогов», - говорит наш собеседник из числа покинувших университет сотрудников. Преподавателям шла заработная плата на карту, они на тот момент находились даже не в Псковской области, и, как утверждают некоторые педагоги, тоже часть такой «невидимой зарплаты за неоказанные услуги» возвращалась к устроившей «мертвые души» на работу благодетельнице.

Как считают наши собеседники, еще одна строчка — поздравления к праздникам. Педагогам говорили, чтобы сэкономить их средства, и сделать хороший подарок руководству вуза, им в премию выпишут чуть больше, и вот эту-то часть и нужно будет сдать на подарок ректору/вузу/на общий стол. Стол, кстати, неизменно накрывался «за счет вуза» практически на каждой кафедре, поэтому вопрос о том, куда ушли «лишние» деньги из премии, у большинства сотрудников не возникал. Реальный объем «богатой дани», которая ввелась в 2019 году в ПсковГУ, будет уже не установить даже следователям. Потому что большинство предпочтет молчать, либо тихо обсуждать на кухне случившееся. Люди получили отчисления на пенсию с большой суммы? Плюс. Люди получили чуть больше, чем заработали? Да, и счастливы. А то, что часть суммы, упавшей на карту, нужно вернуть, так можно и не возвращать, но и больше повышенных премий не будет. Многие педагоги соглашались играть в эту долгую игру на перспективу, чтобы быть приближенными к кормушке. И чтобы 10 тысяч из 30 тысяч повышенной компенсации к отпуску остались. Потому что для псковичей это хорошая сумма. А так, с каждого ушедшего в отпуск по повышенному тарифу по 20 000 рублей «на нужды» вуза... вот вам и средняя зарплата в 150 тысяч. Не врала ректор с трибуны, озвучивая цифры дохода преподавателей. Просто умалчивала, что не все деньги, записанные на педагогический коллектив, идут коллективу. Коллектив-то и не был против. А какие премии ежеквартальные! А какие новогодние!
«Премии были. Даже неожиданные. Мне как-то к отпуску начислили 3125 рублей за то, что студентка защитила работу на научной конференции. Даже не первое место, а в десятку вошла, - рассказала педагог ПсковГУ. - О том, чтобы премия была больше 10 тысяч рублей, я не слышала. Да и в нашем городе, с уровнем зарплат я лично была и этим 3 тысячам рада. Потому что понимала, что премия на усмотрение руководства, и могли вообще не дать!»
У многих представителей псковской научной общественности были вопросы по поводу педагогов кафедр, которых даже старожилы вуза в глаза ни разу в жизни не видели, а еще и студенты периодически жаловались на то, что не знают, где найти преподавателя, которого нет в вузе, чтобы сдать зачет. Потом чудесным образом зачет сдавался сам по себе.
«Студенты часто спрашивали: «А вот у нас нет лекций до вас, где педагог, - пояснила экс-сотрудник вуза. - И мы отвечали, что отвечаем только за свои пары, не за пары коллег. При этом, самим было стыдно сказать, что такого «коллегу» мы видели лишь в виде инициалов и фамилии в расписании».
Подтвердили этот факт нашему изданию и псковские студенты, которые учатся на медицинском факультете. «Мы некоторых «преподов» в глаза не видели. Первый раз увидели на дистанте по видеосвязи. И все, - смеется студентка вуза. - Но жаловаться на это никто из студентов не будет, сами понимаете, почему.»
«Барыня» жирует
О том, что Наталья Ильина живет не в снимаемой вузом квартире, а в номере престижного отеля, каждый день в котором обходится практически в 10 000 рублей, знали в вузе фактически все. Она не публиковала фото из номера, но приближенные «летали» в отель подписать документы на служебной машине, водителю «премии» не выписывали, поэтому он рассказал об этом охраннику, потом еще одному охраннику, охранник поделился с уборщицей помещений, та рассказала дома. Поэтому, когда следователи начали работать по жалобе педагогов, обиженных на поборы с их зарплат, они уже знали, как и весь город, что Наталья Ильина встречает утро в отеле Пскова, который выбирают звезды российской эстрады, кино и известные шоумены и певцы. Правда, они часто пишут в сторис, что в нашем городе в этом отеле, как на еду, так и на проживание «московские цены».
«Не могла заработать на них честно никак! - предполагает уволившаяся в прошлом году педагог вуза. - Ну как? Даже при доходе в 6-7 млн рублей в год. Она у нас «понаехала» на нашу голову в 2019 году. Считаем. Шесть лет. За шесть лет и недвижка, и машины, и постоянно кушала то в одном в ресторане, то в другом, а большинство времени проводила в Москве».

Изложенные нами схемы – не более чем версии и предположения, сделанные на основе общения с сотрудниками (как бывшими, так и действующими), которые по понятным причинам ставили условием неразглашение своих имен. Надеемся, что в итоге виновные понесут наказание, а ПсковГУ оправится от репутационного удара, очистится и будет развиваться уже в нормальных условиях.