Тамара Ивановна [здесь и далее имена героев публикации изменены из этических соображений – прим.ред.] родилась и выросла в Псковской области. К своим 68 годам успела повидать многое: перестройку и дефицит, распад Советского Союза и безработицу, формирование нового государства и либерализацию цен… В таких условиях жительница Себежа родила и поставила на ноги своего сына Алексея.
Впрочем, к своим 40 годам, говорят соседи, он не сделал ничего выдающегося, не построил карьеру и даже не обзавёлся семьей. Жил с мамой, нигде не работал и всё свободное время посвящал алкогольным застольям.
«Да что говорить про него? Непутёвый он. Непутёвый! Пил постоянно, перегаром разило вечно от него. Ходил по улицам, шатаясь. Дети мои его даже побаивались. Кто его знает, что пьяному в голову взбредёт?» - неохотно рассказывает об Алексее одна из соседок.
«А я слышала, что он мамку свою поколачивал. Деньги у неё требовал с пенсии на выпивку, а когда не давала (в конце концов есть же им нужно на что-то было!) – так он её бил, - подхватывает другая соседка Тамары Ивановны и Алексея. - Один раз так сильно избил, что даже дело на него, вроде, завели. Но потом закрыли. Сама Тамарка заявила, что никаких претензий к сыну у неё, мол, нет».
115 тысяч долга
Знакомые пенсионерки говорят, что, несмотря на всё зло, которое делал её сын, она любила его и прощала. Терпела пьяные выходки, грубость и побои. По его просьбе занимала деньги у соседей – всё, что удавалось собрать, Тамара Ивановна отдавала Алексею. Он спускал их на спиртное. А потом требовал ещё и ещё.
«У нас уже никто не давал ему деньги. Все знали, что толку нет – всё равно пропьёт. Вот он и повадился мать свою присылать. Ну ей давали, хотя неизвестно было, вернёт ли. Пенсия-то у нас, сами понимаете, мизерная. Жалко её было, вот что», - делится знакомый фигурантки уголовного дела.
К слову, на допросе Тамара Ивановна признавалась следователям, что в последний раз одолжила у разных людей по 10 и 15 тысяч. Всего же, по подсчётам пенсионерки, сумма долга перед соседями составляла более 115 тысяч рублей! Как отдавать эти деньги пенсионерка не знала. Долг казался огромным. Но поступить иначе она, по её словам, не могла. Так и жили: она занимала, он пропивал.
Достал!
Разорвать «порочный круг» удалось 16 апреля 2022-го года. Накануне, ещё в пятницу, Алексей ушёл из дома, ничего не сказав матери. Тамара Ивановна, по её словам, знала, где искать сына. Поэтому около 6:30 в субботу отправилась в одну из квартир, где регулярно собиралась на алкогольные застолья шумная компания. С собой пенсионерка взяла молоток.
Догадка оказалась верна. Помимо Алексея в квартире находился хозяин жилплощади (инвалид) и два его друга. Мужчины отдыхали после посиделок. Грязь, пустые бутылки, закуска, запах перегара, пьяные лица… Алексей лежал на диване вместе со своими собутыльниками. Увиденное вывело Тамару Ивановну из себя. Она подскочила к сыну и начала избивать его молотком по голове.
Всё, что происходило дальше, казалось чем-то нереальным. Один удар по голове, второй, третий… Кровь, крики. Алексей пытался сопротивляться и отбивался ногами. Он пробовал сбросить с себя мать. Но выпитый накануне алкоголь давал о себе знать – силы оказались не равны. Десять ударов, затем ещё десять. Остановиться Тамара Ивановна уже не могла.
Лежавшие на диване собутыльники поспешили скрыться. Не смог помешать разгневанной пенсионерке и хозяин квартиры. Пожилая женщина с остервенением продолжала наносить удары своему сыну – проломила череп, сломала нос, местами сняла скальп с лица и головы.
«Подозреваемая нанесла своему сыну несколько десятков ударов. Она била до тех пор, пока не сломалась деревянная рукоятка молотка и не упала его металлическая головка. После этого она сама позвонила в полицию», - рассказали «МК в Пскове» в пресс-службе СУ СК России по Псковской области.
Лечилась в психбольнице
По замечанию свидетеля инцидента, пенсионерка с окровавленными руками по телефону сказала полиции что-то вроде: «Приезжайте, я его убиваю». Через считанные минуты после этого в квартиру прибыли правоохранители и медики. Сбежать Тамара Ивановна, по словам следователей, не пыталась. Смиренно ждала своей участи.
Обезображенного Алексея госпитализировали в Себежскую больницу. Спустя время транспортировали в Великие Луки, решив, что специалисты города на Ловати с травмами мужчины справятся лучше. Тамару Ивановну тем временем заключили под стражу.
Пенсионерке уже предъявили обвинения в покушении на убийство. Расследование дела продолжается.
«Установлены и допрошены все свидетели. Кроме того, назначен комплекс криминалистических и медицинских судебных экспертиз. Исследование личности подозреваемой показало, что на учёте у психиатра она не состоит. В настоящее время собирается характеризующий материал для проверки ее психического состояния в рамках экспертизы», - отметили в пресс-службе СУ СК России по Псковской области.
Вместе с тем от соседей «МК в Пскове» удалось узнать, что Тамара Ивановна, хотя и не состоит на учёте у психиатра, некоторое время назад проходила лечение в Псковской областной психиатрической больнице в посёлке Суханово Великолукского района.
За покушение на убийство пенсионерке из Себежа может грозить реальный срок. Однако если экспертиза признает её невменяемой, колония может быть заменена на принудительное лечение.
Кстати, Алексея врачам удалось спасти. Сейчас он уверенно идёт на поправку. Однако восстановление мужчины после травм, нанесённых матерью, по оценкам специалистов, может растянуться ещё надолго. Не возьмётся ли пострадавший после выписки за старое? Не начнёт ли снова пить? Покажет лишь время. На наш взгляд, в случившемся можно винить не только подозреваемую, но и алкоголь. В этом случае он стал источником больших бед.