Бабушка – самый мудрый и чуткий человек. В глазах своих внуков она почти добрая фея, которая знает сотни сказок, балует сладостями и готовит самые вкусные пироги. Увы, так бывает не всегда.
В нашей истории бабушка, жительница Новосокольников, оказалась скорее антигероем. Она избивала своего маленького внука, вырывала ему волосы, связывала и засовывала ребёнку крапиву в трусики. Продолжались эти истязания около двух лет.
За что пенсионерка так ненавидела своего внука? И почему за мальчика не вступился самый близкий и родной человек, мама? Ответить на эти вопросы «МК в Пскове» помог руководитель Великолукского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Псковской области Алексей Колокольцев, а ещё соседи и знакомые семьи, которые пожелали остаться неизвестными.
Моя дочь – моя надежда
Местные жители рассказывают: всю свою жизнь Любовь Митрофановна [ред. здесь и далее имена героев изменены из этических соображений] прожила в Псковской области. Здесь получила среднее образование, вышла замуж, родила троих детей. Двух из них воспитала в строгости и лишь одну дочку, маленькую Таню, любила и баловала. Всё мечтала: уж она-то устроится в жизни получше неё, воплотит жизнь всё, что ей не удалось; и работа у неё будет и муж хороший и дом, что называется, «полная чаша».
Не срослось, говорят знакомые семьи. Татьяна выросла, как мама, получила среднее специальное образование, устроилась продавцом. С мужчинами у девушки не клеилось. Родила троих детей от разных возлюбленных, а женского счастья так и не обрела. Вслед за мечтой рванула в Москву. Но в 2017-м, после того, как любимого посадили, вернулась к маме в Новосокольники.
«Вот так 33-летняя (на тот момент) Татьяна с тремя детьми обосновалась под одной крышей с матерью и отцом. Поселилась в доме барачного типа, в условиях, которые несколько позднее комиссия, составлявшая акт обследования жилищно-бытовых условий, назовёт неудовлетворительными», - сообщает Алексей Колокольцев.
К слову, соседи квартиру Любови Митрофановны описывают куда более красноречиво: «Запах стоит ужасный! Как будто кошачья моча разлита. Пол и мебель какие-то жирные, из квартиры дым валит столбом. Словом, антисанитария полная».
Изощрённые методы воспитания
В родном городе Татьяна, рассказывают соседи, устроилась в продуктовый магазин. В свободное от работы время пыталась наладить личную жизнь. А дети тем временем были под присмотром бабушки. Как оказалось, такому повороту событий 60-летняя Любовь Митрофановна была не слишком рада. Разом на неё свалились внучка-подросток, её совсем маленький брат и средний внук - гиперактивный трёхлетний мальчик. Именно он, маленький Илья, больше всех раздражал пенсионерку: бегал и прыгал, шумел и задавал кучу вопросов, вечно куда-то влезал и ненароком ломал вещи…
Любовь Митрофановна решила научить его «хорошим манерам». Правда, способы для этого избрала почти гестаповские.
«В разные дни были разные способы причинения страданий. Могла использовать скотч, заматывая ему рот, а так же связывая ему руки как за спиной, так и перед собой. Не стесняясь, могла грубо хватать мальчика за одежду, трясти и откидывать ребёнка в сторону. Доставалось мальчику как ремнями, так и собачьим поводком. Кстати, последнее «орудие наказания» она нередко брала на прогулку с внуком, чтобы в случае чего продолжить свои методы «воспитания», - перечисляет руководитель Великолукского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Псковской области Алексей Колокольцев.
Порой, рассказывают местные жители, для того, чтобы проучить ребёнка, бабушка выбирала и более изощрённые наказания. Маленький Илья, например, сообщил следователям, что когда он отходил от бабушки во время прогулки, она больно била его, а затем шла к зарослям крапивы, срывала несколько жгучих стеблей и засовывала ему прямо в трусики. А когда он утром слишком долго (по мнению бабушки) лежал в кроватке, пенсионерка кричала и желала ему смерти.
Было у Любови Митрофановны, по секрету рассказывают соседи, и другое излюбленное наказание. Когда мальчик давал неверный ответ на занятиях, женщина хватала его за волосы и била головой об стол с такой силой, что клоки детских волосиков оставались у неё в руках.
Временами пенсионерке казалось: на этом неугомонном, ни в чем не виноватом ребёнке она просто вымещает злость за не сложившуюся жизнь любимой дочки. Но усмирить накатывающий волнами гнев женщина уже не могла. Так продолжалось 2 года.
Это норма
Среди своих, говорят знакомые с семьёй люди, Любовь Митрофановна была командиром. Спорить с ней и прекословить было невозможно. Да никто и не пытался. Побаивались.
«Такие меры воспитания в их семье считались допустимыми. Бабушкино (мамино) воспитание внука мама мальчика видела, пыталась сгладить агрессию словами, но радикальные меры по защите ребенка не принимала. Дедушка, супруг подозреваемой, судя по его показаниям, и вовсе считал свою жену примером для подражания. На ситуацию среагировали воспитатели детского сада, который посещал ребёнок», - констатирует факты руководитель Великолукского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Псковской области Алексей Колокольцев.
Маленький Илья, привыкший к такому обращению в семье, стал агрессивно вести себя и со сверстниками. А однажды пришёл в группу со следами побоев. Тогда воспитатели забеспокоились и дали делу ход.
«Мама, не бойся, я тоже теперь злой»
Сотрудники правоохранительных стали вести допросы, и родственники и знакомые, которые молчали, вдруг стали говорить: Любовь Митрофановна – настоящий тиран, она периодически избивала и унижала своего маленького внука. Единственным, кто в своих показаниях защищал предполагаемую истязательницу, был её супруг. Раз за разом он повторял: «Она не виновата. Она очень добрая и чуткая».
Любовь Митрофановну, ныне 63-летнюю пенсионерку, признали вменяемой. Сейчас её обвиняют по статье «Истязание». Откуда пошли такие суровые меры воспитания – остаётся загадкой. Дочка обвиняемой рассказала, что детство у её мамы было нормальное. О том, чтобы в детском возрасте Любовь Митрофановну кто-то бил, Татьяна никогда не слышала. Между тем за то, что пенсионерка делала со своим родным внуком, ей грозит до 7 лет лишения свободы.
Татьяна же в процессе следствия вместе с детьми по настоянию органов соцзащиты, переехала из разрушающегося дома в Новосокольниках. Семья поселилась в собственной «однушке» в Великих Луках. Чтобы привить детям чувство ответственности, завели собаку и кошку.
Бабушка ни внуков, ни дочь не навещает. К слову, Илья, видеть её и не хочет. Боится. Однако, по словам Татьяны, часто говорит ей о бабушке: «Мама, не бойся, я тоже теперь злой и тоже ей сделаю, как она нам». Лишилась Любовь Митрофановна и супруга. Он, по словам соседей, слёг с инсультом. Позднее впал в кому и скончался. Видимо, не выдержал всего этого, предполагают местные жители.
Крики, унижения и избиения… В семье маленького Ильи всё это считалось нормой. Но почему же соседи не забили тревогу? Почему не обратились в опеку? Ведь ребёнок, которого за волосы таскали по квартире, наверняка кричал и плакал. На ум приходит лишь оно объяснение: ужасы за стеной соседи слышали, но решили, что их это не касается, а, может, попросту испугались.
Какой должна быть правильная реакция на семью, в которой замечены истязания ребенка? Как распознать признаки физического или психического насилия над детьми? И куда направлять информацию? На эти вопросы «МК в Пскове» ответила начальник отдела опеки и попечительства регионального комитета по соцзащите Валентина Владимировна Чернова.
«Мне кажется, мы должны быть очень внимательны к проживающим возле нас людям, особенно к детям. Если вы видите, что ребёнок запуган, если у него какие-то синяки и ссадины, если он грязный и проводит много времени на улице, если вы знаете, что его родители злоупотребляют алкоголем – обратите на него внимание, побеседуйте с ним, если есть такая возможность. Если слышите из квартиры истошные крики ребёнка и понимаете, что его избивают, равнодушным оставаться нельзя», - заявляет собеседница.
Она настаивает: нужно обязательно обратиться в полицию или в органы опеки. Оперативность и бдительность в этом случае помогут уберечь ребёнка от травм, а, может быть, и спасти ему жизнь.
«В обязательном порядке мы реагируем на все такие вызовы, выезжаем на места, проверяем сообщения и определяем, необходимо ли наше вмешательство с целью защитить право ребенка на жизнь и здоровье», - заверила Валентина Чернова.
Кстати, она добавила, что и у полиции, и у органов опеки есть право сразу забрать ребёнка, нуждающегося в помощи при злоупотреблениях со стороны взрослых.
«В любом случае, в таких ситуациях главное, чтобы никто не оставался равнодушен к проблемам ребёнка», - заключила начальник отдела опеки и попечительства регионального комитета по соцзащите.