Несколько лет назад в Пскове начали строить новые торговые центры. Один за другим в региональном центре появились сначала ТРК «Акваполис», а затем и ТРЦ Fjord Plaza. К удовольствию жителей региона торговые площади в этих комплексах заполнили магазины популярных брендов одежды и обуви. Так у псковичей появилась возможность купить, не выезжая за пределы города, товары, за которыми раньше приходилось кататься в Петербург и Москву.
Кто временно, а кто – навсегда
После событий конца февраля 2022-го ситуация изменилась. Иностранные бренды стали заявлять о невозможности продолжения работы в России на фоне происходящего на Украине. «МК в Пскове» узнал, какие бренды частично или полностью стали недоступны жителям региона:
I. Испанский магазин одежды, обуви и аксессуаров Bershka временно приостановил работу и своих торговых точек, и сайта, на котором раньше можно было оформить онлайн-заказ. В Пскове магазин Bershka находился в ТРК «Акваполис» (на улице Кузбасской Дивизии, 19).
«Мы временно приостанавливаем работу наших магазинов и сайта. Период возврата и срок действия подарочных карт будут продлены на 30 дней после открытия наших магазинов. Уже размещенные онлайн-заказы будут доставлены», - гласит сообщение на официальном сайте бренда.
II. Шведский магазин одежды, обуви и аксессуаров для мужчин, женщин и детей H&M с начала марта также «временно приостановил работу». Магазин, который также располагался в ТРК «Акваполис», в Пскове нельзя посетить лично, кроме того, нельзя оформить заказ онлайн.
«Мы приостановили все продажи в России, наши магазины были закрыты до дальнейшего уведомления. Подарочные карты со сроком действия в период с сегодняшнего дня по 15 мая 2022 года получат продленный срок действия до 31 мая 2022 года. Срок на использование карты составляет 3 года с момента пополнения. Расплатиться подарочными картами можно только в физических магазинах», - гласит ответ представителей бренда на официальной странице «ВКонтакте».
III. Испанский магазин одежды Mango также заявил о приостановлении работы.
«В связи с определенными операционными проблемами, с которыми компания Манго столкнулась в последнее время, мы временно приостанавливаем работу корпоративных магазинов и Mango.com», - говорится на сайте бренда. При этом псковский магазин Mango в ТРК «Акваполис» в первую неделю марта продолжил работать «в штатном режиме», однако, устроил распродажу товара, пообещав скидки до 70%.
IV. Магазин женской и мужской молодёжной одежды из Польши, бренд Cropp оставил работать в России свои магазины (в Пскове торговая точка находилась в ТРЦ Fjord Plaza на улице Завеличенской, 23 в деревне Борисовичи). Но при этом приостановил деятельность своего интернет-магазина.
V. Ещё один польский бренд одежды и обуви в уличном стиле, House Brand, пошёл по такой же схеме: оставил работать магазин в ТРЦ Fjord Plaza, но заморозил работу онлайн-магазина.
VI. Третий польский бренд одежды, представленный в Псковской области, RESERVED остался также только на своей торговой площади в ТРЦ Fjord Plaza. Заказать одежду в режиме «онлайн» временно невозможно.
VII. Бренд недорогой польской одежды для мужчин, женщин и детей Sinsay также приостановил работу онлайн-магазинов на территории России. Тем не менее, купить одежду этой фирмы в Пскове всё ещё можно в ТРЦ Fjord Plaza, где располагается «физический магазин».
VIII. Магазин спортивной обуви, одежды и аксессуаров Adidas, находящийся в Пскове на Октябрьском проспекте, 56, закрывается полностью. И, как гласит информация в официальной группе торговой точки в социальной сети «ВКонтакте», не временно, а навсегда.
«Будем покупать белорусский трикотаж»
О приостановке работы на территории РФ заявили не только названные выше европейские бренды. Многие из тех, кто временно предпочёл «уйти с рынка», в Псковской области свою продукцию никогда и не реализовывали. Например, Calvin Klein и Zara, Prada и Victoria's Secret. Впрочем, без них большая часть жителей региона прекрасно обходилась. А как насчёт тех, которые были, но объявили о прекращении продаж? «МК в Пскове» пообщался с псковичами и выяснил, как они относятся к закрытию магазинов, и где теперь будут одеваться.
«Где одевались-обувались раньше, там продолжим и сейчас. Знаете, у нашей семьи общий доход небольшой. У меня специальность рабочая, жена – учитель. Двое детей ещё. По всяким дорогим магазинам в торговых центрах мы не ходили никогда. Ну, может быть, только раз, когда они только открылись – заглянули, посмотрели, какие там ценники, ахнули и пошли расстроенные. Так что из-за того, что у нас не будет каких-то там брендов, мы вообще не переживаем. Это больше удел молодёжи. Для нас, людей среднего возраста, главное не фирма, а качество и удобство. Это и на рынке можно найти», - поделился в беседе с корреспондентом «МК в Пскове» 53-летний Михаил П.
«Вся одежда практически во всех этих брендовых магазинах – тот же самый Китай и Бангладеш. Только что качество, может получше. Уверена, что сейчас эти страны воспользуются случаем и быстренько откроют собственные магазины в России. Выгоднее будет, без дополнительной накрутки шведов из H&M. Лично я заметила, кстати, что за пару дней до закрытия у них обычная белая футболка стала стоить в два раза больше обычного», - спокойно воспринимает уход с рынка известных брендов 33-летняя София У.
«Новости о закрытии магазинов меня расстроили. Ещё до того как они появились в Псковской области, я окольными путями заказывала там одежду для всех членов семьи. В магазинах H&M и Bershka всегда можно было найти стильные фасоны, современные принты и расцветки. Цены приемлемые за всё это были. Очень жаль расставаться. Но тут уже ничего не поделать – будем “осваивать” новые бренды, присматриваться, искать фаворитов», - комментирует 40-летняя псковичка Елена К.
«Обидно, что закрылись офлайн и онлайн магазины. И, как на зло, как раз весной, когда нужна новая одежда! Вчера уже связывалась с родственниками за границей, думала, может быть, они там будут покупать то, что я насмотрю в интернет-магазине и почтой отправлять. Нормальный план такой, по-моему. Не знаю только, можно ли сейчас посылки получать, нет ли ограничений. Но аналогов остановившим работу брендам я сейчас просто не вижу. Не те фасоны, всё какое-то старомодное», - жалуется в беседе с «МК в Пскове» 19-летняя Анастасия П.
«Ну не все закрылись же! Всё равно выбор одежды есть. Закрылся H&M – пойдём в Глорию [Gloria Jeans – прим.ред.], не хочет торговать MANGO – будем покупать белорусский трикотаж. Голыми не останемся!» - негодует пскович Евгений Г.
Не одеждой единой
На фоне мировых событий о приостановлении продаж в России заявили не только популярные бренды одежды и обуви. Отреагировали многие – кинокомпании, фирмы, выпускающие автомобили, компьютерное оборудование, детские товары, ювелирные изделия… Список можно продолжать долго. Но самое главное, то, что важно для массового потребителя, о приостановке работы в РФ заявили компании, выпускающие продукты питания и бытовую химию. Например: Coca-Cola и PepsiCo, производящие газировку, соки и снеки (в том числе и Lay's, Хрусteam и Cheetos), Danone, Procter&Gamble, куда входят такие бренды как Ariel, Tide, Миф, Lenor, Always, Naturella, Gillette, Head & Shoulders, Pantene, Fairy, Oral-B, Blend-a-Med и многие другие известные марки.
Пока неизвестно, какие конкретно бренды затронет решение компаний о приостановлении деятельности. Не спешат паниковать и псковичи – как утверждает корреспондент «МК в Пскове», в магазинах не наблюдается ажиотажа вокруг газировки и бытовой химии. Товары стоят на полках в достаточном количестве.
О планах закрыть часть ресторанов на территории России заявили популярные среди псковичей фаст-фуды: McDonald's и KFC. Впрочем, остановят ли свою работу рестораны быстрого питания этих брендов именно в Псковской области, или же санкции затронут другие регионы, пока также не сообщается. Тем не менее, на сайтах бесплатных объявлений в Сети уже можно найти предложения от «бизнесменов», предлагающих «эксклюзивную еду» из закрывающихся фаст-фудов.
К счастью, в Псковской области подобных объявлений пока нет. Надеемся, и не будет.
Санкции 2022 года для России за всю историю её существования уже далеко не первые. И хоть ограничения прошлых лет с нынешними несоизмеримы, есть уверенность в том, что русские люди, несмотря на возможный уход с рынка брендовой одежды и любимых продуктов, нагими и голодными не останутся.