Заметить слона: зачем Тимур Кулов воскресил для псковской сцены Леонида Андреева

В Светлую седмицу в Псковском театре драмы представили новый спектакль, который под видом антикварного хоррора заводит со зрителями разговор о важном

Попробуем разобраться, ради чего режиссёр Тимур Кулов взялся реанимировать пьесу Леонида Андреева «Каинова печать» и какое же он сделал в ней открытие.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Сюжет этой пьесы Леонид Андреев позаимствовал из газетной публикации, самим же им и написанной про реальное судебное разбирательство. 

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Автор явно намеревался потрясти зрителей обыденностью самого страшного из смертных грехов, который губит человека безвозвратно.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Но его драматургическое произведение современники почему-то не оценили и сочли мертворождённым, а все прижизненные постановки этой пьесы вроде как потерпели неудачу. Да и дальнейшая её судьба до сих пор никого особо не впечатляла.

UPD: Как выяснилось уже после публикации этого текста, в Псковском театре «Каинову печать» впервые поставили в 1918 году!

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Пока за дело не взялся Тимур Кулов, у которого, как мы знаем, неудач не бывает. Поэтому псковская публика ожидала его интерпретацию недооценённой и полузабытой пьесы Леонида Андреева с нетерпением, а после премьеры в зрительном зале на этот раз не шикали, как бывалоча при живом авторе, а долго аплодировали и даже кричали «браво!».

И ведь было чем восторгаться. Актёры играли превосходно. По-настоящему смешных моментов в спектакле оказалось хоть отбавляй. Пасхалок тоже. А на «подумать» режиссёр запараллелил фабулу пьесы с глобальными драматическими событиями столетней давности. И не только.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Так что любителям поискать глубокие скрытые смыслы в этом спектакле есть чем полакомиться.

В Светлую седмицу в Псковском театре драмы представили новый спектакль, который под видом антикварного хоррора заводит со зрителями разговор о важном
Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Представление начинается саундтреком из «Фарго» с почти дословной преамбулой из того же сериала: «По просьбам потомков все имена были изменены. Из уважения к погибшим события изображены именно так, как они происходили».

И дальше в спектакле, как это всегда у Кулова, возникает ещё много всяких кинематографических аллюзий, которые каждый считывает в зависимости от собственной насмотренности.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Действие происходит в вагоне поезда. Поезд мчится, мчится поезд, ускоряясь на крутых сюжетных поворотах до такой степени, что героев мотает туда-сюда. Иные даже вываливаются наружу, не дождавшись конечной остановки.

А несётся этот поезд, судя по всему, прямиком в ад, потому что если в начале спектакля героям было зябко, то в финале пламя буквально лижет им пятки. Ведь от тех дровишек, которые они наломали в стремлении согреться, разгорелось такое… 

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Тут вам и Первая мировая, тут вам и 1917-й… Кино и немцы, восставшие солдаты и диктатура пролетариата… Нет дыма без огня.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Этот вагон – ещё и фотоателье на колёсах. Так что если в оригинале пьеса Леонида Андреева разложена на картины, то у Тимура Кулова – на «фотографии»: «Фотография 1», «Фотография 2»… анфас, профиль… девять на двенадцать...

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Выдуманного режиссёром с нуля хозяина этого старинного фотоателье играет Андрей Ярославлев. На самом деле он, конечно же, демиург, который запускает главную героиню в действие и предоставляет ей полную свободу воли.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Хочешь запечатлеться княгиней? – Да пожалуйста! А я, мол, погляжу, как ты будешь вживаться в образ и что для этого готова сделать.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

И на самом деле потом глядит снаружи в окно вагона, а его силуэт при этом из-за игры теней и света приобретает дьявольские очертания.

Ещё один персонаж за автора – «Феофан, скорбный головою» в исполнении Александра Петровского

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Он обличает героев, устраивая спектакль в спектакле, как у Шекспира в «Гамлете», только на пальчиковых куклах. 

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

И тем самым придаёт всему происходящему ещё больше ужаса и веселья.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Завязка у пьесы такая. Главная героиня Василиса Петровна в исполнении Ангелины Курганской, бедная мещанка, которая служит экономкой в доме у богатого старика, решает выбиться из грязи в князи. Притом самым быстрым и эффективным способом. Она замышляет убить ближнего – а именно, хозяина дома. Чтоб прикарманить его денежки.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Тем более, что этот человек по фамилии Кулабухов в виртуозном исполнении заслуженного артиста России Виктора Яковлева – пренеприятнейший тип. И вдобавок извращенец. 

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

А с извращенцами у нас, как известно, разговор короткий (мы же за традиционные ценности, хоть и обзавелись любовниками).

И это убийство, казалось бы, мигом выводит Василису Петровну на другой уровень. Теперь она не просто начинает жить на широкую ногу, а общается на равных с сильными мира сего. Ей больше не надо ни перед кем лебезить. 

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Ведь они сами приходят к ней поклониться, а она ещё и указывает, как они должны себя с ней вести.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Только вот ментальное здоровье Василисы Петровны безнадёжно подорвано и к тому же в конце спектакля она сама превращается в бабку Кулабухову, потому что вдруг начинает говорить теми же самыми фразами, что и когда-то её жертва (как тут не вспомнить хрестоматийное: «Разве я старушонку убил? Я себя убил!»).

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Орудием убийства Василиса Петровна назначила своего любовника – дворника Яшу. 

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Его играет Алексей Ухов, и путь этого персонажа предвосхищает трансформацию армейского старшины Рыбака из повести Василя Быкова «Сотников».

Яша в исполнении Алексея Ухова в начале истории такой же простой, добродушный и симпатичный парень. А главное – правильный. Все его любят и он всех любит и всем желает угодить. Особенно, «бабочкам».

«Нашего Яшу хоть в пирог, хоть в кашу» – не устаёт приговаривать этот добрый человек и со всех сторон гордится собой.

Вот одна из его «бабочек» и заваривает кашу, в назначенный день и час посылая Якова с подушкой задушить ненавистного ей Кулабухова.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

После чего эта подушка буквально прирастает к руке бывшего дворника и в конце концов преобразуется в гигантскую уродливую опухоль, которая придушит его самого.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Интересно, что заработанные на этой смерти денежки Яша «хоть в пирог, хоть в кашу» брать у Василисы Петровны не торопится, а когда она их ему всё-таки всучит, будет разбрасывать из поезда на полном ходу.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Даже веселиться по-человечески Яша после убийства разучился: плясал со стонами – будто «убивают кого-то».

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

При этом мертвый, но всё такой же назойливый да неунывающий Кулабухов продолжил как ни в чём не бывало преследовать Якова с Василисой Петровной повсюду. 

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

То в образе Кощея (видимо, в пандан к Василисе), то изображая труп невесты на свадьбе своей бывшей экономки с князем.

И избавиться от этого морока у соучастников преступления нет никакой возможности.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Едва чёрное дело свершилось, «пропал кулабуховский дом»: не только Кулабухов, Яша и Василиса Петровна, но и все остальные персонажи (кроме одной только Маргариты в исполнении Дарьи Чураевой), даже Лёля дебютантки Ульяны Гноевой с её всегдашней улыбкой до ушей и скороговорками, становятся больше похожи на чертей, чем на живых людей.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

И лезут изо всех щелей, как в фильме «Вий».

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

А сцена, соответственно, постепенно превращается в раскалённую сковородку на пылающих углях.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Безобидный потешный князь де-Бурбоньяк де-Лантенак (поистине звёздная роль Максима Митяшина), с которым жалкая экономка Василиса Петровна ухитрилась породниться, заключив фиктивный брак, – и тот норовит подлить спирта в этот огонь.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Его сиятельство одним своим появлением, что называется, озарил. 

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

А потом чуть было не заискрился ещё пуще прежнего, когда сунул голову в буржуйку.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Хорошо, что его персональный ангел, пернатый антрепренёр Зайчиков (Ислам Галиуллин), это вовремя заметил и не позволил своему обожаемому князю переусердствовать с шиком-блеском.

Но де-Бурбоньяк, он же де-Лантенак не унимается и, конечно же, неспроста всё время требует дать ему спички. А Зайчиков, насколько у того хватило сил, прячет от князя коробок.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

И только когда этот неутомимый в своей жизнерадостности и человеколюбии голубь мира Пётр внезапно испускает не только фейерверк перьев, но и дух, князь наконец-то нашёл у него в кармане спички и в свойственной ему изысканной манере тут же вышел в тамбур и ввёл торговые тарифы изобразил «Господь, жги!».

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

…А к хозяину фотоателье приходит следующая клиентка – очаровательная хохотушка Лёля, чтобы тоже примерить на себя что-нибудь эдакое. 

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

И невозможно предугадать, сумеет ли она, вживаясь в желанный образ, сохранить себя. 

Судя по её ухмылке, навряд ли.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

То есть, Тимур Кулов вместо того, чтобы со свирепой серьёзностью разыгрывать перед публикой трагедию столетней давности, превратил её в фарс. И таким образом старинная пьеса не только заиграла неожиданными красками, но и стала вполне соответствовать духу нашего времени.

К тому же разгадать сходу все загаданные режиссёром загадки невозможно. Поэтому у зрителя после всего увиденного остаётся чувство неудовлетворённости. Словно всматриваешься в пожелтевшие фотографии из старого альбома, на которых всё не такое, каким оно должно быть на самом деле.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

«А что там в театре?», - успела спросить Василиса Петровна у прекраснодушного Зайчикова перед тем, как он отошёл в мир иной. И тот отвечает, как бы заранее подсмеиваясь над незадачливыми критиками этого спектакля: «Потуги, модерн, посттравматическая метаирония, пренебрежение к автору… Одним словом, дезориентированный хаос».

Однако не увидеть в этом искусно организованном хаосе слона невозможно, потому что режиссёр его и не прятал.

Слон наличествует и в пьесе, только вот в 1913 году он был ещё слишком маленький и даже сам Леонид Андреев не мог себе представить, какое чудовище из него вырастет и начнёт ломиться к нам в дверь.

В любом случае автор пьесы «Каинова печать» был прав, когда зачем-то заставил свою Василису Петровну ни с того ни с сего выпалить: «Татаре – очень честные люди».

Хотя на самом деле этот спектакль о том, что нет никаких татар, как и русских тоже, и что все мы одновременно и василисы петровны, и кулабуховы.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

А главное, что каждый человек для другого либо Авель, либо Каин.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Заметить слона: зачем Тимур Кулов воскресил для псковской сцены Леонида Андреева

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру