Во Дворе Постникова прошла реэкспозиция выставки «Картины изменчивого мира. «Эпоха Эдо» в России и Пскове». Специально для нее из частного собрания привезли четыре новых экспоната, которые ранее нигде не выставлялись: две японские гравюры XVIII века, полихромную карту Эдо и прижизненное издание «Манга» Кацусика Хокусая. Об этом сообщает корреспондент "МК в Пскове" с пресс-показа в Псковском музее-заповеднике.
Одним из самых редких экспонатов стала гравюра Окумура Масанобу, изображающая демона-защитника Сюки. Этот персонаж пришел в японскую мифологию из китайской.
Как рассказала старший научный сотрудник отдела хранения монументальной живописи Татьяна Николаева, в Японии Сюки воспринимали как покровителя, охраняющего людей от злых духов и болезней, особенно от оспы. С XII века его изображения служили оберегами. В коллекции музея теперь появился редкий ранний образ Сюки – мрачный воин в черных сапогах и шапочке ученого.
«Этот персонаж имеет трагическую судьбу: по легенде, он не смог сдать экзамен на государственную службу, покончил с собой, но после смерти был удостоен почестей от императора и от этого поклялся защищать страну», — пояснила Татьяна Николаева.
Гравюра демона сделана из доски и раскрашена вручную тушью и коричневой краской.
Другой экспонат — гравюра Утагавы Кунисады I с изображением сумоиста. Гравюры с борцами были особенно популярны среди коллекционеров и ценились в самой Японии. Этот жанр занимал значительное место в искусстве эпохи Эдо, запечатлевая не только спортсменов, но и сцену самого поединка, движения и даже характер изображенного борца.
Одним из экспонатов выставки станет прижизненное издание «Манга» Кацусика Хокусая. Это не комикс в современном понимании, а сборник зарисовок, в которых великий художник исследовал человеческие движения, сцены жизни, мифологию и архитектуру.
«Манга» содержит 24 разворота, выполненных в традиционной японской технике, и начинается с изображения божеств, связанных с первыми человеческими жилищами. В издании есть рисунки, посвященные мифам и буддийским притчам, в том числе известная история о слепцах, которые пытались на ощупь определить, что перед ними слон: один считал, что это столб, другой – что веревка, третий – что змея.
«Эта притча о восприятии истины, о том, как разные люди могут видеть одно и то же по-разному», — отметила Татьяна Николаева.
Еще одним редким экспонатом стала полихромная карта Эдо XVIII века. Это не оригинальная гравюра XVII века, а ее качественная типографская перепечатка начала XX века.
На карте изображена столица сёгунов в период ее расцвета – улицы, дворцы, Токийский залив. Она выполнена на японском языке и требует перевода, однако даже без этого позволяет зрителям детально рассмотреть облик города того времени.
В музее карту разместят рядом с картографическими зарисовками немецкого путешественника XVIII века Энгельберта Кемпфера.
«Это два совершенно разных взгляда на один город – японский и европейский. Сейчас у нас в витрине представлена карта японских островов из Нагасаки, но в рамках реэкспозиции мы заменим ее картой Эдо», — отметила Татьяна Николаева.
Выставка будет работать до 25 мая.