Трагедии оверсайз: псковские крысы Сальери не боятся

В Псковском театре драмы поставили «Маленькие трагедии» Александра нашего Сергеевича. В формате ХХХL

Я тоже запуталась в ста одёжках все без застёжек, хоть и старалась разглядеть новое платье Пушкина во всех деталях.

В Псковском театре драмы поставили «Маленькие трагедии» Александра нашего Сергеевича. В формате ХХХL
Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Это был третий показ после двух премьерных. Билеты на него были распроданы ещё в декабре. Однако после антракта в зрительный зал вернулись далеко не все завзятые псковские театралы.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Напрасно голос из динамиков снова и снова зазывал публику обратно на спектакль, надеясь, что кто-то просто засиделся в буфете: когда погас свет, даже в первых рядах партера образовались заметные лакуны.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Я тоже сбежала из партера. Правда, недалеко – на галёрку. Чтобы зевать там во весь рот уже без смущения и вполголоса обсуждать с соседкой происходящее на сцене (благо вокруг нас на балконе тоже остались незанятые места, и мы никому вроде бы не мешали своим хихиканьем).

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Зевать во втором действии пришлось ещё больше прежнего: лично я чуть не вывихнула челюсть. Особенно на монологе Скупого рыцаря, предвкушая ещё и монолог Сальери

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

На самом деле в спектакле Гульназ Балпеисовой не всё так безнадёжно скучно и есть по-настоящему интересные моменты.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Например, когда Дон Гуан (Георгий Болонев) и Лепорелло (Денис Кугай) готовятся «взойти в Мадрит» и как бы любуются издали красотами испанской столицы, в их разговор вдруг встревает Арина Родионовна (Надежда Чепайкина) со своим лохматым барчонком (Иван Шарый).

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Да так искусно вплетает в это изящное испанское кружево льняную ниточку стиха о русской деревне, что я впервые задумалась о том, каково это было находящемуся под царскими санкциями невыездному Пушкину сочинять свои «мадриты». И о чём он на самом деле мечтал, наблюдая из окна унылые картины поздней осени в подмосковном Болдине.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

И какого такого Мефистофеля поминал в одном из последних своих писем жене, когда рассуждал о незавидной доле российского журналиста… Да и не обязательно журналиста, а любого человека «с душою и с талантом».

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

«Скупой рыцарь» у Балпеисовой тоже начинается многообещающе. Во-первых, старый Барон (Андрей Кузин) вдруг оказывается не просто скуфом с преждевременной деменцией, а воинственным ретроградом.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

В то время, как сын его Альбер (Максим Плеханов), он же юный Пушкин (Иван Шарый), предстаёт не просто знатным юношей, которому отец жалеет денег, а опасным вольнодумцем. Его, получается, не просто так материально щемят, а по политическим мотивам.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Этот внезапный Альбер читает оду «Вольность», за которую Пушкина упекли в его первую ссылку, где есть такие строки:

Увы! куда ни брошу взор —

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная Власть

В сгущенной мгле предрассуждений

Воссела — Рабства грозный Гений

И Славы роковая страсть…

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

«Ого, как интересно!» – подумала я, готовясь к схватке Ланселота с Драконом. Но… не зря же нам ещё в первой сцене спектакля дали понять, что этот гусь – товарищ свинье.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Поэтому, «официант, дичь!» – Гульназ Балпеисова тут же прикрутила фитилёк и зачем-то устроила на сцене «петросян-шоу» с кривляющимися Герцогом и сундуками, которые виляют Барону невидимыми хвостиками, наподобие болонок,

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

а также тянут к его дряблой шее свои сверкающие стразами шаловливые ручонки.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

И снова за окном сцены нарисовалась беспросветная промозглая осень, украшенная дешёвой мишурой и подсвеченная извлечёнными откуда-то из старых запасников голубыми огоньками.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Так что эти «Маленькие трагедии» чем-то напоминают американские горки. Местами кажется, что нахлобученный на бюст Пушкина в боковой нише дрампуша тряпичный цилиндр так же лихо заломлен за ухо, как берет у Воланда.

Фото автора

А присмотришься получше – не по Саньке шапка: и по размеру не подходит, и сидит криво.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Вот так и с попурри из разных произведений Александра Сергеевича, которыми режиссёр-постановщик щедро умастила его «Маленькие трагедии».

Например, когда Дона Анна вдруг начинает цитировать письмо Татьяны Евгению Онегину, хочется залезть под стул.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Ну да, у Дона Гуана с Евгением много общего, мы уже поняли, не на-а-адо намазывать этот бутерброд маслом так густо, ааа, пощадите…

Если б не хрустальный голос актрисы Натальи Петровой, её изящная ножка и роскошные волосы, я бы, пожалуй, была не против, чтобы её героиню в этой сцене кто-нибудь тоже незамедлительно пристрелил из дуэльного пистолета.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Что по-настоящему прекрасного в «Маленьких трагедиях» Гульназ Балпеисовой на псковской сцене – так это живая музыка. Это были три часа музыкального оргазма, создаваемого Ярославом Погодиным, Борисом Федотовым, Иваном Фёдоровым и Катей Руч по партитуре Олега Синкина из театра Елены Камбуровой.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Музыка прерывалась, кажется, только один раз для того, чтобы зрители в кромешной тишине сами сыграли у себя в голове реквием по Пушкину-Моцарту, убитому Пушкиным-Сальери.

Ещё мне понравилась декорация Александра Стройло.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Маяковский, если помните, предлагал сбросить Пушкина с парохода современности. А нынче этот мир Пушкина (здание в стиле ампир) уже и сам наполовину затонул, наподобие Титаника.

На его торчащем носу стоит «каменным гостем» превратившийся в соляной столб Максим Плеханов в образе памятника на Тверском бульваре. И стреляет в самого себя семнадцатилетнего, только что сочинившего оду «Вольность».

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Словом, если вы готовы три часа наблюдать, как псковские артисты лезут из кожи вон, чтобы прочесть хрестоматийные строки с новыми интонациями, то, возможно, и вам откроются какие-нибудь новые смыслы.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Но до чего же скучно смотреть, как инфернальный Денис Кугай в роскошном чёрном воротнике фасона «мельничный жернов» ожидаемо изображает Мефистофеля вместо того, чтобы сыграть, например, Дона Гуана.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

А прекрасная Ксения Чехова в голом красном платье с неподражаемой грацией танцует на столе сексапильную Лауру, в то время как актёр Андрей Кузин в сутане дежурно хватает её за сиськи.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

На мой вкус этот спектакль проигрывает даже студенческой постановке Псковского колледжа искусств. Минувшей весной тогда ещё преподаватель колледжа, а теперь режиссёр Псковского театра драмы Александр Суховский замутил там такие мощные тоже трёхчасовые «Маленькие трагедии» (это был дипломный спектакль третьего курса), что лично мне, да судя по всему, и другим зрителям тоже, действительно, маловато было.

Ух какая там была Лаура и как интересно она играла со своими с поклонниками! А какой там был Моцарт!

Да, я понимаю, что Алексей Ухов выкладывается на все 146%, изображая диссоциативное расстройство идентичности, называемое также «раздвоением личности», когда играет в «Маленьких трагедиях» Гульназ Балпеисовой одновременно и Моцарта, и Сальери.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Но такое впечатление, что в какой-то момент это наскучило даже самой Гульназ, которая вдруг начала множить сущности и наплодила столько этих сальери, что в глазах зарябило.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Соответственно, меня нисколько не удивило, что одного только яда режиссёру показалось мало.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Понадобился ещё и контрольный выстрел (хотя и это не помогло: Пушкин продолжал шевелить членами, превратившись, по-видимому, в зомби-Пушкина).

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Удивили разве что три заводные крысы, которые бегали вокруг отравленного и вдобавок застреленного Пушкиным Пушкина в финале представления.

Фото Вадима Боченкова, drampush.ru

Почему три? (ведь «в целом мире лишь одна я – вот такая заводная…»)

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Трагедии оверсайз: псковские крысы Сальери не боятся

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру