Как в Псковской области испокон веков отмечали новогодние праздники

Жители Псковщины почитали Рождество в качестве большого праздника. Празднование продолжалось 2-3 дня в кругу семьи. Хозяйки готовили праздничный стол: варили мясной суп, жаркое, холодец, пекли пироги и лепешки с картошкой, творогом и грибами. На Рождество, а чаще на Новый Год, резали поросенка, который был символом плодородия, и готовили из него различные блюда. Обязательными угощениями были кутья, блины и маленькие булочки в виде овечек и коровок, которые раздавались всем членам семьи. Последний день Рождественского поста соблюдали особенно строго: от зари до вечерней звезды ничего не ели.

Период с вечера кануна Рождества до Крещения в народе называли святками или святыми вечерами. Отношение к этим дням и их продолжительность различались в пределах Псковщины. В одних местах люди не работали целых две недели, в других — трудились утром, а вечерами собирались на вечорки. В некоторых деревнях святки считались праздником для молодежи, и молодые люди веселились, в то время как взрослые продолжали работать.

Святочные традиции сочетали в себе как христианские, так и древние народные обычаи и обряды, связанные с началом новой жизни, магией плодородия и предсказанием судьбы.

Как в Псковской области испокон веков отмечали новогодние праздники
Фото: pxhere.com

Обход дворов. Славление Христа. Колядование.

В Псково-Печорском районе традиционно отмечали два праздника, связанных с Рождеством: христославцы и колядовщики обходили дворы накануне Рождества и в первый рождественский вечер. Накануне Рождества, который назывался Сочельником, христославцы подходили к дому со "звездой" — это мог быть соломенный фонарик или решето с иконой, зажженной свечой. Они спрашивали у хозяев: «Можно Христа прославить?» Если хозяева отвечали «Да», то пели тропарь «Рождество твое Христе Боже наш».

После исполнения песни они поздравляли хозяев с пожеланием «многая лета» и могли добавить просьбу: «Дедушка с бабушкой, сходите в сундучок, принесите житца карячок или денег пятачок!». На севере Псковщины христославцев угощали «ривиками» — лепешками из тертого картофеля с салом и ржаным хлебом.

На следующий день, в первый день Рождества, начинались колядования. Колядовщики пели поздравительные песни, называемые «виноградьями», в которых восхваляли хозяев и желали им хорошего урожая и приплода скота. В конце каждой песни они обращались к хозяевам с просьбой: «Наделяйте колядовщиков! Или с клети — решетом, или с печи — пирогом!». Они пели под окнами и плясали.

Одаривать колядовщиков было принято хлебом, пирогами, зерном и деньгами. Издавна сохранялся обычай дарить именно хлеб — это символизировало достаток и благополучие. Однако со временем эта традиция стала забываться, и обрядовый смысл хлеба утратился.

Иллюстрация сгенерирована с помощью нейросети Kandinsky 3.0

В северных районах Псковщины существовали две Коляды: Рождественская и Крещенская. В Плюсском районе в оба праздника обычно готовили кисель и звали: «Каляда! Каляда!», прося не замораживать урожай. На Крещенскую Коляду варили гороховую кутью и вспоминали родственников: «На вот — поешь горошку, Коляда Крещенска».

Значимые обряды также проходили накануне Нового года и Крещения. Колядовщики приходили в костюмах и их одаривали пирогами, пареным толокном, свининой, брюквой, деньгами, подносили рюмку. После обхода они собирались в одной избе, делили собранное и устраивали пиршество. В Плюсском районе колядовщикам приносили муку для выпечки блинов.

В памяти жителей Великолукского, Куньинского и Невельского районов сохранились обычаи «трех Коляд»: Рождественской, Новогодней и Крещенской. Все действия, совершаемые в эти дни, были направлены на обеспечение будущего урожая. На день перед Новым годом говорили «богатая Коляда», а накануне Крещения — «бедная» или «постная». В канун Рождества и Нового года могли наряжаться, а накануне Крещения соблюдали пост.

В этом регионе представляется интересным факт одаривания Коляды атрибутами женского костюма — в колядках упоминаются: платок, передник, чулки, кофта, рубашка, юбка, пальтишко, валенки. Как объясняют исполнители содержание поэтического текста — надо одеть Коляду: «Она ж голая, Коляда, пришла. Одна рубашонку дала, другая юбчонку дала, а третья кофтенку дала, четвертая — платок, пятая вот должна валеночки дать, а еще и чулочки. Вот она уже одета… Теперь уже дадут ей торбочку или мешочек — собирать-то. А последнее уже — саночки. На саночки положит и повезет. Вот эта собируха».

Иллюстрация сгенерирована с помощью нейросети Kandinsky 3.0

Ряженье

Ряженье — один из самых ярких и интересных обрядов святочного периода на Псковщине. В разных уголках региона ряженых называли по-разному: «окрутники», «укрутники», «самокрутки», «наряжохи». Например, в Палкинском районе говорили «камедить» или «цыганить», а в деревне Медли Печорского района ряженых называли «беси». В Крутце Порховского района они были известны как «страшные». На Ловати говорили «шутки водили», а в Невельском районе — «наряжоники ходили».

Персонажи, которые появлялись во время ряженья, были самыми разнообразными. Это мог быть «Дед» или «Сивый дед», «Старик с бородой изо льна и шерсти» и «Старик с горбом». Также встречались «Бабы», включая «Бабу брюхатую» и «Бабу Ягу», которой рисовали морщины на лице. «Высокие старухи» — подушка подвязывалась на голову, высокая, так что в дом не войти.

«Покойник», «Смерть», «Хахало», «Мертвяк», «Мертвуха». Для маски зубы вырезали из картофеля и в них вставляли тлеющий уголь, надевали белый балахон. В других случаях лицо мазали сажей или мукой. Покойника могли приносить в гробу. Он пугал, над ним голосили, шуточно отпевали, заставляли девушек целовать «покойника».

«Побирухи» — «Нищие» с торбой, побирались, гадали на судьбу. «Поп» с кадилом — заставлял покаяться, помазывал чернилами, и с ним могла быть «матушка» или пара — «Поп и дьячок». «Чучело», «Хохлатый», «Урод», «Черт», «Чудо», «Страшный» — делалась маска из бумаги и тряпок, атрибутами часто были черная одежда, красный язык и рога. «Двуличный» — маски с двух сторон.

Зооморфные персонажи: «Конь» — самый распространенный, могли изображать два парня, а если конь со всадником, то и три. «Медведь» — надевали две вывернутые мехом наружу шубы — на руки и на ноги. «Лягуха», «Курица», «Куран» (индюк) — надевали шубу, засовывали ноги и руки в рукава, закрывали лицо — «куран» прыгал как «лягуха». «Козел», «Журавль», «Гусь». Менее распространенные — «Лось», «Утка», «Волк», «Корова», «Лебедь». Использовали настоящие рога лося, оленя, или это мог быть ухват, бутафорский петушиный хвост. Ряженые в вывернутую шубу изображали кошку, собаку, волка, медведя. В Великолукском районе среди ряженых упомянуты «Пчелы».

Ряженье «килосом» (так называли собранные в стойку снопы ржи). Человека обвешивали маленькими ржаными снопиками, сноп же надевался на голову.

Чужие (для крестьян): «Офицер», «Матрос», «Солдат», «Цыган», «Цыганка» — ходили гадать, «Клоун», «Врач» (спрашивал «Чем болеешь?» и всех лечил, в качестве лекарства подносил рюмочку, раздавал детям лепешки).

Частым обрядом ряженья было переодевание в одежду противоположного пола. Ряженый старался скрыть лицо или маской, или гримом — обмазывался сажей, свеклой, приклеивал усы, привязывал бороду, изменял голос, брал в рот пуговку или копейку, чтобы шепелявить. Распространено было использование старой рваной одежды, или ее надевали наизнанку, мехом навыворот, ноги в рукава и подвязывали полотенцем.

По отношению к окружающим ряженые вели себя весьма активно, трепали малышей, так что некоторые очень боялись их прихода и прятались на печи; активно требовали у хозяев угощения, всех пугали и мазали сажей или мукой, валяли в снегу, били свернутыми как кнут полотенцами («парили девок по гужам»).

Иллюстрация сгенерирована с помощью нейросети Kandinsky 3.0

Ряженье включалось в обрядово-игровые сцены: «Мельница», «Свадьба», «Прощание с Покойником» — «Отпевание», «Холст меряли», «Рыбу удили», «Лося били и сапоги шили», «Блины пекли», «Молотили горох».

В Локнянском районе молодежь и женатые пары устроили для смеха «Свадебный поезд ряженых». Мужик оделся «невестой», женщины оделись мужчинами, мужчины — женщинами, лица закрасили, приделали горбы, парами расселись в сани (10 лошадей), вместо ковров сзади привязали веники и лапти, на дугу вместо бубенчиков тоже лапти. Такой «свадьбой» объехали все близлежащие деревни. «Как свадьба катается» народ выбегал смотреть — все хохотали.

Атрибуты ряженья и нормативы поведения ряженых связаны с образом «мира наизнанку». Они с одной стороны, нацелены на вызывание смеха (рядились «кто смешнее») и одновременно часто провоцировали страх.

По многим рассказам, важнейшей составляющей смехового действа, разыгрываемого ряжеными, была пляска под гармонь, балалайку или «под язык». Под пляску пели озорные похабные припевки.

Мотив выпрашивания даров и различные способы их получения можно рассматривать как центральный смысловой элемент ритуала ряженья.

В Порховском районе говорили: «в святки обязательно начудить надо».

Замораживали замок в доме, оттаскивали крыльцо от дома, закладывали печные трубы, подпирали дверь поленом.

Крали дрова, утаскивали сани от дома, затаскивали бороны, плуги, дровни на крышу. Катались с гор на украденных санках, собирали из нескольких санок целый возок.

Разрушали забор, поленицу, выпускали скотину. Привязывали колотушку к окну, соломенное чучело затаскивали на крышу; пугали «светящейся головой» — внутрь пустой тыквы вставляли зажженную свечку.

Святки

По обычаю в Святки запрещалось работать, особенно женщинам прясть. В некоторых домах на это время даже прялки убирали на чердак, чтобы у женщины рука по привычке не тянулась к веретену и прялке.

Повсеместно молодежь собиралась на «вечерины». Вечеринки — это праздничное собрание с угощением вскладчину, музыкой, танцами, играми. На Святках такие вечорки могли устраиваться ежедневно в течение двух недель. В некоторых местах они назывались «Свят-вечер»: особенно распространено это название в Палкинском и Островском районах или «Игрища» в Новосокольническом районе.

Фото: pxhere.com

В Палкинском районе гуляли по возрастам, три гулянки было — маленькая, средняя и большая. Маленькая — это ребятишки 10-12 лет, средняя — 15-16 лет, а взрослая — 19-20 лет. На таких гуляньях парни присматривали себе невест и после Святок начинался период свадеб.

В Новоржевском районе собирались все в одну избу: старики и молодежь, мужчины и женщины. На таких вечерах рассказывали сказки. Вспоминают о сказках смешных и страшных. Нередко под сказками подразумеваются истории о жизни, рассказы о войне. В Пушкиногорском районе вспоминают о соревновании мастеров: бились об заклад, «кто кого переговорит», «кто больше соврет».

На Святочные гуляния устраивали катания с гор, парни катали девушек на санках. Устраивали и катание по деревне на лошадях, а могли и сами впрягаться в сани.

На Новый год и Рождество зажигали костры, во избежание пожара собирались в стороне от деревни, приносили дрова и у костра пели, танцевали. В деревне Чернево Гдовского района костер делали только из березовых дров, складывали «клеточкой» — так он получался высокий, такой, что в соседних деревнях было видно, что в Чернево Рождество празднуют. Веселились, танцевали, играли. Неожиданно тихо подкравшись из темноты к костру, ряженые пугали собравшихся. Особенно было страшно, если такая зловещая маска подходила на ходулях. Тогда все разбегались, костер затаптывали и уходили продолжать праздник в заранее откупленную избу. Там веселье продолжалось «до первых петухов».

Закликание Мороза

К кануну Рождества было приурочено закликание Мороза. В разных вариантах было распространено по всей территории Псковской земли. Суть обычая заключалась в «угощении Мороза».

Хозяйки варили кутью и выходили на крыльцо, вызывая Мороза: «Мороз, Мороз, приходи кутью есть, зимой приходи, а летом не ходи, гряды не топчи!».

Вечером на Коляду пекли блины и также звали Мороза. Первый блин прикладывали к стеклу — он примерзал и оставался на окне все Святки. В это время звучали слова: «Мороз, Мороз-красный нос, приходи к нам на Коляду, причеши бороду, приходи к нам блины есть!»

Бытовые обычаи

Для жителей Псковской области важными событиями были три основных святочных праздника: Рождество, Новый год и Крещение.

В центральных районах Псковщины и в Порховском районе на Рождество в домах стелили яровую или ржаную солому. «Христос родился в соломе и яслях». Считалось, что это принесет хороший урожай. Дети и взрослые спали на соломе, чтобы скотина «велась» хорошо. Когда убирали солому, смотрели, сколько зерен осталось на полу: если много, значит, будет хороший урожай.

На Рождество варили пиво, в основном из ячменя. Считалось, что в этот день нельзя приходить в гости с пустыми руками — обязательно нужно принести угощение, чтобы в доме был достаток. В Пустошкинском районе существовал запрет на употребление гороха в период Святок, иначе руки могли покрыться бородавками.

Существовал обряд «закармливания домового», когда после ужина семья оставляла остатки еды на столе для домового. Говорили: «Домовой придет — поест».

Бывало совершали магические ритуалы — женщины объезжали избу на метле или украшенной кочерге, к богатой жизни. Могли таскать по деревне лодку или борону. Назывался этот обряд «приманивание чужаков». В деревне Кошнево Локнянского района существовал обряд, совершаемый в Новогоднюю Коляду: одна из девушек верхом на метле проезжала из края в край деревни — «девушек выметала», чтобы замуж выходили.

На Новый год ходили на кладбище, ставили елочку на могилу.

Фото: pxhere.com

Святочные гадания

Накануне Рождества девушки традиционно гадали на будущее замужество. Они хотели узнать, выйдут ли замуж в наступающем году, где живет избранник, какой он по характеру и каковы его родные.

Девушки бегали слушать на перекрестки, с какой стороны раздастся звон колокольчиков, туда и замуж выходить, или слушали под окнами: если в разговоре услышат «иди», значит замуж выходить, если «сиди» — останешься «в девках» в этом году.

В Новоржевском и Локнянском районах, возвращаясь из бани, девушки касались мокрым веником снега: если он покрывался инеем, это означало, что они выйдут замуж за богатого человека. В Плюсском районе практиковали гадание с блинами: девушки пекли их, брали в рот и выходили на улицу, чтобы встретить парня, который назовет имя — оно и должно было стать именем будущего мужа.

Повсеместно известно гадание в бане со свечами и зеркалом, в котором должен показаться суженый. Или в стакан наливали воду, опускали обручальное кольцо и смотрели при свечах — должна была привидеться судьба.

Загадывали на характере будущих мужа, свекрови, свекра. Зажмурившись, брали три горячих камешка с каменки и бросали в пруд или прорубь. Если зашипит — будет свекровь злая, муж сердитый.

Чет-нечет. Воровали дрова или обнимали забор широко раскинув руки и считали сколько захватили. Четное число — выйдешь замуж, нечетное — нет.

Гадать могла мать девушки, положив себе под подушку сковороду, чтобы увидеть во сне, какому зятю будет блины печь. Загадывание на сон считалось самым надежным и верным способом узнать свою судьбу.

Мололи иголку в жерновах, слушали какое имя «выстукивает» иголка.

«Валенок кидали» через крышу бани, амбара. Если перекинешь — скоро выйдешь замуж. Куда валенок «носком ляжет», туда и замуж выходить. Если валенок застрянет на крыше — девушка долго не выйдет замуж.

Бытовала также ворожба на судьбу. Она связана с желанием предсказать события будущего года. Раскладывали на полу кольцо, хлеб, соль. Приносили курицу и смотрели, что клюнет: хлеб — к богатству, соль — к плохому, кольцо — к замужеству.

«Олово лили», «бумагу жгли» — смотрели на тень, что выйдет, что привидится.

Крещение

Святочные гулянья завершались накануне Крещения, которое во многих уголках Псковской губернии считалось постным днем. В некоторых местах в этот день даже не ели до освящения воды; трапеза начиналась только после того, как освященная вода приносилась домой.

В некоторых деревнях гулянья в канун Крещения были под строгим запретом. Одна жительница Порховского района вспоминала: «Гулял кто-то на Крещенье, так вся изба под землю ушла.»

В Порховском районе в день Крещения или накануне закрещивали двери и окна дома и различных хозяйственных построек, рисуя мелом небольшие крестики. Кроме того, делали крестики из соломинок или веточек крушины, украшали их цветными тряпочками или бумажками. Чаще всего такие крестики ставили на колодцах. Их могли также класть в сено, чтобы оно было «споркое» (сытное), в подполье, где хранился зимой картофель и другие овощи.

На Крещение повсеместно проходили молебны с освящением воды в реках. Люди делали «Иордань» — прорубь в форме креста, где освящали воду.

В Палкинском и Порховском районах этот обряд называли «Водокша». Вода, взятая из Иордани, колодца или привезенная из церкви, считалась «крещенской» и была святой. Ею окропляли скотину в праздничные дни и использовали в народной медицине.

На Крещение проходили ярмарки, на которых «высматривали невест». По описаниям из Порховского района, в Крещение «крали» невест, увозя их прямо с ярмарочного гулянья в новый дом.

Несмотря на то, что многие святочные традиции были забыты, обычаи закрещивать дом, омываться крещенской водой и хранить ее по-прежнему сохраняются.

Таким образом, новогодние праздники в Псковской области испокон веков были временем радости, единства и сохранения древних традиций.

Ранее "МК в Пскове" писал о том, где жителям Псковской области лучше покупать новогодние подарки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру