Брест, Япония, Нюрнберг: Псковичи изучают обновленную экспозицию «Поезда Победы»

«Поезд Победы» прибыл в Псков 11 февраля. Пригласительные на все три дня бесплатных экскурсий оказались полностью разобраны – настолько псковичи хотели увидеть обновленную экспозицию 9-вагонного поезда.

Что нового появилось в вагонах, и какие секреты рассказывает экскурсантам прошедшая войну молодая машинистка Лида – читайте в материале «МК в Пскове».

Брест, Япония, Нюрнберг: Псковичи изучают обновленную экспозицию «Поезда Победы»
"Поезд Победы" будет в Пскове с 11 по 13 февраля

Пассажиры «Поезда Победы» собираются на вокзале. В большом зале, чтобы скрасить ожидание экскурсантов, волонтеры развернули сразу несколько интерактивных площадок. Можно изучать документальную хронику о псковском крае в годы войны, можно потренироваться плести маскировочные сети или написать письмо солдату.

Небольшие группы отправляются к поезду быстро – каждые 5 минут. Поток желающих посетить экспозицию не иссякает: волонтеры курсируют между поездом и зданием вокзала постоянно.

Псковичи готовятся осматривать экспозицию

Стоящий в отдалении от оживленных путей «Поезд Победы» насчитывает 9 вагонов, в каждом – особая экспозиция, новая тема – бои под Москвой первых военных лет, Дорога смерти под Сталинградом и Дорога жизни до Ленинграда и даже Нюрнбергский процесс. Каждый эпизод истории Великой Отечественной войны показан через призму работников железных дорог.

«Не стоит думать, что железнодорожники – это работники тыла», – говорит в аудиогид-девушка Лида. Будучи машинисткой, она видела все ужасы и радости военных лет, работала на самых разных составах и следила за погружавшуюся в руины войну из окна поезда.

Об ужасах и тяготах войны: кадры иммерсивной инсталляции из «Поезда Победы»

Об ужасах и тяготах войны: кадры иммерсивной инсталляции из «Поезда Победы»

Смотрите фотогалерею по теме

***

В первом вагоне Лида рассказывает о предвоенных годах, своей семье железнодорожников и детстве в мерно качавшихся поездах. Здесь сидят военные моряки, радостные туристы и семьи с детьми. Люди самых разных профессий и национальностей радостно смеются и поют песни, любуются в окно на длинные зеленые пашни и живут своей обычной счастливой и спокойной жизни.

Лида называет вагоны предвоенных лет "веселыми"

«Это были жесткие, но радостные вагоны», – вспоминает Лида. И тем удивительнее было увидеть погрузившийся в войну Ленинград летом 1941 года, добавляет девушка.

Еще никто не знал о приближающейся войне

Да и не только Ленинград. Самые ожесточенные бои в 1941 году начались в пограничье, в Брестской крепости. Воспоминания Лиды о том, как зеленый Брест с яркими домиками и модницами на улицах ярко контрастируют с обстановкой внутри вагона. Суровые стены, напуганные и изможденные солдаты, а за окнами – хроника тех лет, убитые горем мужчины, женщины и дети.

Первыми войну встретили приграничные края

Солдат оставляет запись на стене: «Умираем, не срамя». Они верили, что победа придет. Но как долго придется ее ждать, пока никто не знал.

***

Лида работает на электричке, едущей по Подмосковью до линии фронта. Она намного ближе, чем кажется, ведь враг уже в 20 километрах от столицы. Раньше в электричках ездили дачники с удочками, теперь – военные с винтовками. Среди них много математиков, музыкантов, интеллигенции и госслужащих, вспоминает Лида. Все они даже в поезде продолжают заниматься любимым делом. Многие – в последний раз.

Курсанты едут в Подмосковье защищать столицу

Вот и брат Лиды оказался на поле сражения под Бородино. Писал воодушевленное письмо, а после – пропал без вести в страшных боях под Москвой в 1941 году.

1941 год - самый разгар ожесточенных боев

***

Следом переходим в «Вагон смерти» – в таком оказался отец Лиды по дороге в концлагерь.

Экспозиция показывает ужасы войны

Людей часто перевозили в товарных вагонах, как скот. Нередко приходилось неделями ехать стоя – так плотно забивались составы. Людей не кормили и не поили, в вагонах бушевали тиф и вши – до лагеря добирались лишь единицы.

Выйти живым из вагона смерти почти невозможно

Вот и здесь они сидят на нарах серые, сморщенные, живые трупы. Но были среди них и стойкие, моральным духом которых держались другие пленные. Таких, конечно, были единицы.

Людей везли прямиком в концлагеря

За окнами мелькают фотографии детей, сделанные в концлагерях. Страшно.

***

За «Вагоном смерти» – санитарный. В них перевозили раненых, в тыл от линии фронта. Да не только перевозили, врачи прямо на ходу проводили операции, а медсестры не переставали ухаживать за искалеченными бойцами.

Санитарный вагон - прямо в нем лечили и оперировали

Всюду слышались стоны и даже крики – людям было нелегко смириться со своей судьбой. Вот 20-летний парень, лишился и рук, и ног. Не понимает, кому он теперь будет такой нужен. «Таких, бывало, на полном ходу с поезда сбрасывали, особенно – на мостах», – вспоминает Лида, как пассажиры поезда пытались облегчить ужас инвалидов.

От былой молодости остались лишь воспоминания

Гораздо меньше надломленных судеб стало к концу войны, после того, как Зинаида Ермольева выяснила, как получать пенициллин из отечественного сырья. Это позволило избежать и заражений крови, и гангрен.

***

Идем дальше – попадаем в банно-прачечный состав. Здесь Лида рассказывает, как того самого Паулюса отмывали в бане по приказу Константина Рокоссовского. Плененный немецкий командир потребовал туалетного мыла в душ и долго ждал, пока из одежды вытравят всех вшей.

«А вот Константин Константиныч не брезговал солдатским мылом!» – вспоминает Лида. И тут же взгляд падает на тазики с мочалом и какими-то темными квадратными брикетами. Вот оно, то самое солдатское мыло.

***

Из следующего вагона мы узнаем о двух военных дорогах – Дороге смерти и Дороге жизни. Первая пролегала под Сталинградом и везла бойцов на передовую. Вторая проходила по льду Ладожского озера.

Дорога жизни спасла многих ленинградцев

Кстати, чтобы рассчитать скорость, с которой нужно двигаться по льду (в зависимости от его толщины) наши солдаты научились рассчитывать с помощью прогибографа – уникального советского изобретения.

Однажды по Дороге жизни в Ленинград везли особый груз – целую машину живых кошек для борьбы с расплодившимися крысами. Тех кошек, что жили в городе с довоенных времен, жители съели вместе с собаками в тяжелые блокадные годы.

Кошки - чудо послевоенного города

***

К имени Константина Рокоссовского мы снова возвращаемся при переходе в бронепоезд. Генерала (который, кстати, родился на псковской земле, в Великих Луках) обожали все девушки, собирали вырезки из газет, где рассказывалось о его подвигах. Именно Рокоссовский нашел «ключ к победе» в родных для машинистки Лиды гомельских болотах и снабдил солдат мокроступами (на них тоже можно посмотреть здесь же).

«Бронепоезда были особенно прочные и тяжелые, они даже ходили по особым рельсам. Водить их допускали только самых подготовленных, ведь зимой в таком поезде очень холодно, а летом – слишком жарко, ну а во время обстрела, когда поезд попадает под обстрел... Что уж говорить», – вспоминает машинистка Лида, а после рассказывает о страшной получасовой перестрелке между советскими и немецким бронепоездами.

***

Но не только с Германией шли жестокие и кровопролитные бои. Не только немецкие палачи известны своими зверствами. Одновременно с Великой Отечественной войной шла война на Дальнем Востоке. Здесь японские националисты ставили эксперименты над китайцами, корейцами и русскими, испытывали на них газы и яды, а также заражали смертельными болезнями.

Японские националисты были страшнее немецких

По словам Лиды, они хотели создать бомбу с чумными блохами внутри. И, более того, в некоторых частях японские солдаты постоянно питались человечиной – это подтвердилось на судах в Токио и Хабаровске, вспомнила девушка.

***

Суд ждал и гитлеровских генералов. Все они собрались за судебной перегородкой в следующем вагоне, чтобы услышать приговор. Их портреты запечатлели художники-кукрыниксы, которые открыли миру истинное уродливое лицо фашизма, рассказывает Лида.

С войны люди возвращались с трофеями

А в это время по всей стране ехали изможденные последними боями в городах Европы люди. Им предстояла трудная послевоенная жизнь и восстановление страны. А поезд жизни все шел и шел. Его пассажиры показывали друг другу медали и трофеи, строили планы и радовались наступившему миру.

Предстояло трудное время восстановления страны

«Война пыталась отнять нашу молодость, но мы ее не отдали», – говорит Лида, вспоминая, как ее прошедший лагеря отец уже в 45 лет оказался изможденным стариком, а из 12 одноклассников до победы дожили лишь трое.

"Поезд Победы" показывает ужасы войны

«Поезд Победы» – удивительный передвижной музей. За яркими декорациями и правдоподобной экспозицией, за кадрами хроники кроется не показной и бравый патриотизм, а истинная горечь и боль тяжких и мрачных военных лет. Однажды эту экспозицию стоит увидеть каждому.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру