Углубляться в историю театров кукол, которые с давних времен развлекали народ на ярмарках, мы не будем. Скажем только, что в Пскове уже ставший привычным нам театр кукол с регулярными представлениями и своей труппой появился недавно. Еще 100 лет назад, в 1930-е годы журнал «Рабочий и театр» писал: кукольные представления в Пскове лишь изредка ставили заезжие актеры, они выступают на открытой эстраде в городском саду имени А. С. Пушкина.
Полноценное зарождение театрального искусства в Псковской области началось, как ни странно, в самое тяжелое время — в 1942 году, когда Псков находился под оккупацией немецко-фашистских захватчиков. По информации главного библиографа псковской Историко-краеведческой библиотеки им. И. И. Василёва Д. А. Земской, в сентябре местные артисты поставили первый спектакль — «Сказку о рыбаке и рыбке».
«Петрушка и Гитлер»
Спустя 4 месяца после освобождения города 10 участников студии кукольного искусства отправились в Ленинград на обучение к Евгению Деммини, создателю первого в России профессионального театра кукол. Вернувшись в Псков, они составили костяк труппы. С годами коллектив театра разрастался — в него входили свои композиторы и музыканты, актеры, скульпторы и даже художники по костюмам.
Артисты колесили по городам и районам возрождавшейся после войны Псковской области, выступали прямо на улицах, в землянках и сараях. В репертуаре были как знакомые многим «Красная шапочка», «Сказка о царе Салтане» и басни Ивана Крылова, так и очень необычные постановки.
Одной из таких экстравагантных звездочек стал спектакль «Петрушка и Гитлер». Однажды, когда его показывали в Стругокрасненском госпитале (а дело было в первые послевоенные годы), и на сцену вышел Гитлер, в зале началась настоящая стрельба. Кто-то из раненых стал кричать: «Беречь патроны! Костылями закидаем!». Кстати, постановка имела успех и за рубежом — ее показывали в Австрии и Болгарии.
Шедевр из макулатуры
Еще одним знаковым событием для псковского театра кукол стала постановка неизданной пьесы Сергея Довлатова «Человек, которого не было». Эту «пьесу для младших школьников с фокусами, но без обмана» заведующий литературной частью театра Алексей Маслов обнаружил, разбирая архивную макулатуру.
На титульном листе произведения из 32 страниц значилось: «С. Д. Довлатов. 1975 год, Ленинград, ул. Рубинштейна, д.22, кв.29 [домашний адрес писателя — ред.]». Был указан и домашний телефон. После, на протяжении двух лет, псковский театр добивался у вдовы Сергея Довлатова Елены разрешения на постановку…
И вот, 29 ноября 2003 года «Человек, которого не было» увидел свет на праздновании 40-летия театра. Кстати, почетной гостьей премьеры стала сама Елена Довлатова.
Когда-то здесь молились…
И театр жил дальше, покорял XXI век своим небольшим залом с колоннами, когда в 2020 году руководство области плотно занялось реконструкцией «Таблетки», что на Летнем саду и объявило: там же построят новое здание для театра.
Но для начала давайте разберемся, где базируется театр кукол на протяжении 60 лет на самом деле. Представьте себе, театр — это храм. Не только в значении «храм искусства», но и просто самая настоящая церковь.
Согласно «Спутнику по древнему Пскову» краеведа Окулич-Казарина, здесь еще в начале прошлого века располагалась моленная купцов-старообрядцев. Рядом до сих пор стоит (хоть и заброшенный) дом купца Петра Батова, который, как и другие псковские купцы, был старовером и обустроил такую придомовую церковку для своей семьи.
У построенной в 1906 году церкви были золотые купола и «богатейшее собрание икон», а во время богослужений в нее пускали и православных верующих.
К сожалению, купца Батова расстреляли в 1918 году, после того, как город заняла Красная армия. Тем не менее, несмотря на все запреты, старообрядцы продолжали собираться в моленной и в 1920-е годы. А купол церковь утратила лишь в 1930-е годы.
После того, как в здание в 1963 году въехал театр кукол, не одно поколение псковичей поднималось по крутой лестнице театра и стояло в очереди в гардеробе на мраморных полах. И вот, 3 года современные архитекторы решили выступить с проектами преобразования «Таблетки» и строительства здания, которое в народе получило гордое звание «домика для хоббитов».
Дискуссия вокруг проекта нового театра кукол развернулась на публичных слушаниях. Сообщество псковских архитекторов и реставраторов не оценило идею выстроить «Заячий холм», а на возражение вдохновленных «холмиками в округе» авторов проекта пояснили: эти «холмики» - петровские бастионы. Куски крепости.
Другой проект представлял собой открытую книгу из стекла, а третий предлагал поместить театр в замок. Небольшой. Средневековый.
Все концепции не прошли строгий отбор экспертов и были признаны «несовместимыми с Псковом».
После этого разговоры о строительстве нового театра затихли, и спектакли продолжили идти согласно афише в таком привычном здании на бывшей Старо-Рижской, а сегодня — Конной улице. 60-летие коллектив театра также отпразднует в родных стенах.
Что ни говори, театр кукол — явление удивительное. К сожалению, оно есть не во всяком городе, но оно действительно важно и необходимо. Именно здесь дети учатся вести себя во время представления, воспринимать и понимать искусство, сопереживать главным героям. Главное, что в последнее время здесь ставятся спектакли, которые могут заинтересовать и взрослых — тот же «Фауст» или гастрольная постановка о жизни Фаины Раневской.
И мы от всей души поздравляем коллектив театра с уже 60 по счету днем рождения и желаем покорять новые творческие вершины, зажигая огоньки в сотнях глаз маленьких зрителей!