Выездное совещание комитета по охране объектов культурного наследия и приглашенных экспертов состоялось на прошлой неделе. Все собрались около обнесенного забором от посторонних глаз двора церкви Николы со Усохи, чтобы обсудить будущее храма.
Храм поднимется ввысь
Как корреспонденту «МК в Пскове» пояснил председатель комитета по охране объектов культурного наследия Вадим Нэдик, в ближайшее время храм ожидает большая реставрация. Необходимость в ней уже очевидно назрела — взглянуть хотя бы на кровлю церкви.
Кроме того, на время реставрации Троицкого собора церкви Николы со Усохи предстоит взять на себя роль головного храма Пскова.
Но, согласно проекту, обновлением крыши дело не ограничится. Рабочим предстоит снять 1,6 метра грунта (который сейчас подходит почти под самые окна храма, и делает его объем визуально меньше). Кроме того, по проекту предполагается сделать несколько пристроек. Идею для оформления проекта позаимствовали у архитектора-реставратора Юрия Спегальского.
Юрий Спегальский составил серию рисунков, на которой изобразил, каким храм мог быть в разные периоды русской истории — с момента постройки в XV веке и до конца XIX века. Ему же принадлежат зарисовки фундаментов церковных притворов. При этом, тщательных археологических изысканий перед выполнением набросков Юрий Спегальский не проводил. Во многом они строятся на предположении архитектора.
«Спегальский пишет: целью реставратора было увидеть памятник в тот период, когда он имел наибольшую архитектурно-художественную ценность. Это далеко не совпадает с его первоначальным видом. Проект, который брали за основу мы — это изображение памятника на конец XIX века», - пояснил Вадим Нэдик.
В планах профильного комитета — сделать храм выше и масштабнее, чем то, как он выглядит сегодня. При этом, брать за основу чертежи Юрия Спегальского сотрудники комитета считают правильным. По словам Вадима Нэдика, все открытия, сделанные благодаря устроенным здесь шурфам, на 99% подтверждают эскизы реставратора из прошлого века.
Однако у псковского архитектора и искусствоведа, председателя реготделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Ирины Голубевой на этот счет иное мнение.
Сохранять, а не достраивать
Во-первых, Ирина Голубева подчеркнула, что сегодня на раскопах полностью открылись фундаменты с двух сторон храма. Теперь специалисты могут руководствоваться не обрывочными знаниями, полученными благодаря шурфам, а получить целостную картину расположения фундаментов. Это необходимо задокументировать и изучить, отметила председатель реготделения ВООПИиК.
Именно то, что храм был недостаточно изучен Юрием Спегальским, привело к конфликту псковского архитектора с руководством в Москве, после чего (еще в 1947 году) его отстранили от работы на церкви. Последующие реставраторы (и среди них — Борис Скобельцын) не шли по пути увеличения объемов памятника и изменения его внешнего вида. Они старались максимально сохранить то подлинное, что дошло до современников, напомнила Ирина Голубева.
«Проект реставрации еще раньше был рассмотрен на методическом совете. Тогда был принят вариант, при котором полностью воссоздаются и восстанавливаются южная и северная галереи храма. <...> Но ведь надо идти не только по пути докомпановок объекта, но и по пути его сохранения! Это требование международное, но оно есть и в составе российского законодательства», - подчеркнула председатель регионального отделения ВООПИиК.
И один из поводов так настойчиво бороться за сохранение памятника — опасение, что он (а заодно и 9 других храмов) может утратить статус наследия ЮНЕСКО. Это произойдет в случае радикального вторжения в композицию церкви, уверены специалисты.
Решение мирового масштаба
Ирина Голубева пояснила, что для ЮНЕСКО важны подлинность памятника, его целостность и целый ряд признаков выдающейся универсальной ценности (универсальной — важная для всех цивилизации человечества, а не только для Пскова или России).
«Храмы вошли в перечень в том виде, в котором сейчас существуют. Любые изменения на них должны быть согласованы с комиссией — сначала с национальной, а потом — еще и с международной. Объем церкви Николы со Усохи ценен в том виде, в котором он есть», - указала она.
Если начать реализовывать проект, и храм XV века приводить к внешнему виду века XIX, это может привести к конфликту с международным комитетом ЮНЕСКО и штаб-квартирой, расположенной в Париже.
По мнению Ирины Голубевой, проект реставрации церкви написан под заказчика — церковь. А заказчику помещения в притворах нужны под утилитарные нужды, убеждена эксперт.
«Как к стенам храма примыкали пристройки, мы не знаем. Какие окна были — тоже неизвестно. Спегальский их рисовал. Они [авторы современного проекта реставрации] их тоже нарисовали, причем в виде XVII века. Но если это первоначальный притвор XV века, почему в нем окна XVII? Я скажу, почему. Они дают больше света, и сами больше по объему. Это удобнее», - высказала свое мнение председатель реготделения ВООПИиК.
Добившись пристройки дополнительных галерей на этом храме, церковь может захотеть восстанавливать некогда существовавшие пределы и на других церквях (у храма Георгия со Взвоза, например). Тогда это будет грозить видоизменением памятников псковской архитектурной школы, подчеркнула Ирина Голубева.
В связи с этим, председатель реготделения ВООПИиИк Ирина Голубева, а также руководитель псковского реготделения НК ИКОМОС Елена Яковлева направили письмо в министерство культуры с просьбой рассмотреть вопрос реставрации псковского храма на заседании научно-методического совета, который состоит из ведущих специалистов России.
«Это нужно рассмотреть на высшем уровне. Пятью головами в Пскове мы не можем решать судьбу такого памятника, так же как и остальных объектов», - добавила Ирина Голубева.
А что же наши законы?
Председатель комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Вадим Нэдик не видит необходимости в откладывании реставрационных работ, ведь проект реставрации прошел две государственных экспертизы, подчеркнул он.
«Первоначальный проект получил положительное заключение троих экспертов. Мы его рассмотрели на рабочей группе при комитете и выявили недостатки. После допроектирования документация прошла экспертизу еще раз. В общей сложности над утверждением проекта реставрации на XIX век работали 6 аттестованных Минкультом экспертов!» - рассказал Вадим Нэдик.
Комитет получил от Ирины Голубевой и Елены Яковлевой письмо с просьбой повторно рассмотреть проект с привлечением эксперта ИКОМОСА.
«Однако у нас нигде в ФЗ-73, который говорит об организации работ на объекте, не предусмотрено и не прописано то, что предлагают общественники. Проект федеральный, на него средства выделены, и он реализуется. Всё было согласовано в установленном законом порядке!» - подчеркнул Вадим Нэдик.
Он заметил, что согласования проекта в минкульте не требуется, поскольку псковские храмы не входят в перечень особо ценных объектов, составленных правительством РФ. У профильного комитета в Псковской области есть постановление минкульта, которое позволяет выдавать разрешения, согласовыать проекты и проводить прочие виды работ.
«Я бы был рад, чтобы это было на ответственности Минкульта, пусть начальство в Москве решает. Но формально с точки зрения нормативных документов, которые сейчас есть, полномочия у нас, у регионального органа охраны. <> А то, что мы должны направлять в Париж доккментацию на согласование, это нигде не прописано, и к нашему федеральному законодательству отношения не имеет», - заключил Вадим Нэдик.
Работы уже начались
Противодействие со стороны защитников архитектуры руководитель профильного комитета назвал запоздалым. Он напомнил, что экспертизы были в открытом доступе на протяжении 15 рабочих дней, когда все заинтересованные лица могли высказать замечания. Тем не менее, общественники проявили активность уже после выдачи разрешения на проведения работ на церкви.
Сейчас же работы уже начались, и в ходе них продолжается комплексное исследование фундаментов. В частности, во время выездного совещания Ирина Голубева порекомендовала установить зондажи [снять со стены слой штукатурки, чтобы изучить кладку — ред.] на северном и юном притворах. Комитет взял на заметку эти предложения.
Зондажи позволят узнать больше о церкви не только с точки зрения расположения ее частей, но и о том, как примыкали друг к другу части архитектурного сооружения. Также это даст ответ на вопрос, какими были окна и где они находились, а также были ли в церкви потайные двери и подземные ходы.
«Сейчас нужно посмотреть, насколько проект отличается от действительности — что доказуемо, а что оказалось лишь предположением архитектора (и на чем оно базируется)?» - объяснила важность дальнейшего исследования Ирина Голубева.
Передать памятник в надежные руки
В любом случае, Министерство культуры не останется в стороне от решения проблемы. К нему уже обращались Ирина Голубева и Елена Яковлева. Ему напишет отчет о прошедшем собрании Вадим Нэдик. Также председатель комитета обещал задать вопрос федеральному руководству о необходимости привлечения специалистов из ИКОМОСА или вовсе приглашения парижского гостя.
Обе стороны настроены на отстаивание своих позиций.
Ну а если искать позитив в ситуации, то стоит заметить, что реставрацию храма доверят псковской организации — АНО «Возрождение». Она уже известна многим жителям региона по бережному восстановлению памятников в Печорах, псковской колокольни и ряда других крупных храмов региона.
Привлечение местных (а не иногородних) организаций к работе на псковских объектах — это однозначно позитивное веяние, на котором сходятся и Ирина Голубева, и Вадим Нэдик.
Именно так — командной работой грамотных реставраторов, руководящего комитета и бдительных общественников и удастся отреставрировать нуждающиеся в этом храмы, не нанеся ущерба культурному наследию страны и мира.