Приходящие на открытие выставки монет гости будто и сами оказываются закрытыми внутри огромного сундука — уличный свет сквозь толстые стены палат купца Поганкина не проникает, а мобильная связь здесь не ловит.
Сегодня (и ближайшие два года) здесь можно увидеть экспонаты из самых желанных для археологов находок — кладов. В это верится с трудом, но металлические коробки с деньгами зарывали в землю не только пираты в приключенческих романах. Это делали и вполне обычные горожане, псковичи, наши предки. Многие из них жили буквально 100 лет назад.
Как отметила генеральный директор музея-заповедника Светлана Мельникова, наиболее яркие находки кладов в Пскове были сделаны трижды, с 2000 по 2016 год. Самый крупный из них — тот, что обнаружили в 2016 году. Он насчитывал 5640 предметов. Тот факт, что на экспозиции посетители могут увидеть всего лишь 7% из них позволяет представить, насколько богат и разнообразен был полный состав драгоценностей.
«Как правило, клады отражают совершенно особые периоды нашей истории, и очень часто это бывают трагические периоды... У нас есть основания утверждать, что эти клады были спрятаны в 1917-1919 годах. В это время Псков несколько раз переходил от одной власти к другой. Совершенно ясно, что для простых обывателей, для горожан и тем более — для членов Псковского археологического общества это было время страшных испытаний. Боялись погромов, грабежей, конфискаций. Естественной реакцией для людей было — спрятать», - рассказала об истории появления кладов в Пскове Светлана Мельникова.
Ее слова подтвердила и старший научный сотрудник музея-заповедника Татьяна Ершова. Она лично обнаружила клады в подвалах домов, бывших на территории Двора Подзноева. Люди, жившие в стоящих по соседству в Музейном переулке домах, часто укрывали свои драгоценности, чтобы после революции вернуться за ними. Часто им подкидывал такой совет хозяин дома, господин Черехинский. Однако за это и он, и снимавшие у него комнаты люди поплатились жизнями в пересыльной тюрьме НКВД.
Сегодня серебряный ковш XVII века, монеты, выпущенные благодаря нововведениям известного финансиста Тито Бураттини (звучащее имя, не правда ли?), инсталляция раскопа, ювелирные украшения, чеканные деньги и маленькие золотые монетки для карточных игр нашли свое место на витринах музея.
А в 2016 году первой находкой из всего этого разнообразия стали... бутылки с самогонкой и мадерой [крепленым вином]. Их и сегодня можно увидеть на инсталляции раскопа в одном зале со сверкающими сокровищами. Подлинные сосуды с подлинным содержимым внутри.
«Мы провели экспертизу и выяснили, что это за напитки. Сами, конечно же не пробовали. Существует легенда, по которой над зарытым кладом закапывали бутылку с отравленным алкоголем, чтобы похититель клада выпил его и умер», - рассказала Татьяна Ершова.
Точно так же, по всем заветам предков, чуть больше 100 лет назад, в 1919 году, братья-близнецы Александр и Семен Хвоинские закапывали драгоценные жестяные банки из-под печенья в историческом центре города.
Видные члены Псковского археологического общества, спортсмены и музыканты Хвоинские мигрировали в Эстонию с белыми войсками, и далее их след затерялся. Даже фотографий мужчин не сохранилось. Однако буквально в четверг на прошлой неделе псковские историки получили сенсационное известие из эстонского архива.
Как рассказал начальник исторического отдела Псковского музея-заповедника Максим Колпаков, оказалось, что в 1935 году Александр и Семеон Хвоинские подавали документы на получение эстонского гражданства (которое и было им предоставлено в 1936 году). Теперь в Псковском музее-заповеднике появится фотография из документов прежнего владельца сокровищ, любезно предоставленная эстонским архивом.
Самое печальное в этой истории – неизвестная далее судьба братьев Хвоинских. После прихода советской власти в Прибалтику в 1940 году их след вновь теряется. И за кладом своим они больше не вернулись.
Интересно и то, откуда у Хвоинских взялось такое огромное состояние монет и реликвий самых различных эпох (от XV до начала XX века). Как выяснили научные сотрудники Псковского музея-заповедника, позволить приобрести такую обширную коллекцию за счет жалования мужчины вряд ли могли. Сведений о Хвоинском как о нумизмате в архивах Псковского археологического общества не содержатся. Поэтому весьма возможно, что клад Хвоинских – это собрание ценностей сразу от нескольких владельцев коллекций.
Среди экспонатов есть и те, что сохранились в России в единичных экземплярах. Так, клад подарил музею первые рубли Алексея Михайловича, перечеканенные из европейских таллеров (предшественников доллара) и полушку Петра Первого – пробную монету, от которых в Российской империи достаточно быстро отказались.
Здесь можно увидеть монеты, отчеканенные во время правления Ивана Антоновича – императора-младенца, который продержался у власти несколько месяцев в эпоху дворцовых переворотов и был заключен в тюрьму. Также в экспозицию вошел и уникальный «бородовой знак», которых до сих пор был только в Эрмитаже. Выпущенная в 1699 году монетка служила своеобразной квитанцией об оплате налога на бороду, предписанного каждому русскому бородачу до решения Петра Первого сделать лица подданных более европейскими.
Поистине уникальную экспозицию, которая стала результатом многолетнего кропотливого труда псковских исследователей, можно будет посетить уже начиная с 26 октября. Рекомендуем взять экскурсионное сопровождение и воспользоваться Пушкинской картой – так удовольствие от просмотра сокровищ совместится с экономией собственных богатств!