Резонансные происшествия в Псковской области не редкость. Но шумихи подобной той, что разразилась после истории в Стругах Красных, припомнить трудно. По мотивам истории псковских подростков, Кати и Дениса, в 2018 году был снят клип исполнительницы Дианы Арбениной и группы «Ночные Снайперы». В 2021-м – в Тюмени создали спектакль. А в июне 2022-го в широкий прокат вышел фильм режиссёра Александра Ханта под названием «Межсезонье».
Практически спустя месяц, 22 июля, спецпоказ кинокартины, созданной на основе событий, случившихся недалеко от Пскова, наконец организовали в региональном центре. Пятничным вечером в кинотеатре «Мираж синема» собрались около трёх десятков псковичей. Некоторые пришли увидеть фильм во второй и даже в третий раз. Специальным гостем стала заслуженная артистка Карелии, актриса Ольга Саханова, которая в «Межсезонье» примерила на себя роль матери главного героя.
Бунт против взрослых
Фильм начался с трансляции роликов, на которых подростки со всей страны рассказывают о своих непростых отношениях с близкими родственниками. Как пояснила «МК в Пскове» актриса Ольга Саханова, все истории правдивы. По её словам, люди в кадре – простые юноши и девушки, которые откликнулись на просьбу режиссёра поделиться сокровенным.
Основной сюжет фильма на экране начинает разворачиваться через пару минут. Первая близость на вечеринке в загородном коттедже… Маменькин сынок, хороший мальчик Данечка, привязывается к своей однокласснице, оторве-Саше. Впрочем, девушка считает его «ссыклом» и отказывается продолжать общение.
Пытаясь завоевать девушку, Даня крадёт у матери дорогие серьги, а после предлагает Саше сбежать вместе, уверяя, что у него есть деньги на всё необходимое. В дешёвой забегаловке между подростками происходит разговор, который переворачивает их жизни:
- А если бы ты завтра умер, ты был бы доволен своей жизнью? Все боятся, а я не хочу бояться. Чтобы узнать жизнь, нужно её испытать. Я хочу. А ты готов? – спрашивает Саша.
- Готов, - без колебаний отвечает Даня.
- Сделай тогда то, что боишься. Закричи, - предлагает девушка.
И он кричит. Сначала тихо и робко, а после, не стесняясь, уже во всё горло. С этого «преодоления себя» начинается разгул безбашенности и карнавал вседозволенности. Саша и Даня устраивают бунт против взрослых и их порядков, проверяют на прочность окружающий мир – крадут еду, громят супермаркет, затевают хулиганский «перформанс» в магазине шуб, расписывают баннеры, попадают в полицию, избивают отчима Саши, который приехал за подростками, угоняют машину, стреляют из найденного в багажнике автомобиля оружия, угрожают расправой прохожему… Всё это время герои словно соревнуются, доказывают друг другу, что не боятся никого и ничего в этом мире.
В конце концов Даня из маменькиного сынка превращается в зверя. Да столь опасного, что Саша, которая когда-то сама «переключила в нём этот тумблер», пугается его поведения.
Не желая возвращаться из красочной реальности в серые школьные будни, подростки снимают за фальшивые деньги дом на краю деревни и проводят там лишь один безмятежный вечер. Их находит полиция, к дому приезжают плачущие матери, подтягивается ОМОН. Даня и Саша без разбора палят по переговорщикам и полицейским. Когда в дом входят силовики, на чердаке, где забаррикадировались школьники, раздаются два выстрела. После этого наступает звенящая тишина.
Фильм и реальность
Главных героев фильма Александра Ханта зовут не как псковских подростков. Они не Катя и Денис. Они Саша и Даня. И это, пожалуй, один из первых «звоночков» о том, что документализма и биографичности от кинокартины требовать не стоит. «Межсезонье» скорее иллюстрирует одну из сторон жизни современных подростков в целом, нежели ставит перед собой задачу пересказать в деталях трагедию расстрелявших полицейскую машину школьников.
Впрочем, сходство между фильмом и реальностью всё-таки есть. И герои, и их прототипы, учатся в одной школе. И те, и другие испытывают друг к другу симпатию. Все они устраивают бунт против взрослых и их порядков – подаются в бега, находят пристанище в загородном доме, отыскивают оружие, принадлежащее отчиму, отстреливаются от полиции и погибают.
Правда, есть несколько нюансов. Реальные Катя и Денис подались в посёлок Струги Красные, за 80 километров от Пскова. А героев фильма снимали в Екатеринбурге и Свердловской области. Катя и Денис вели трансляцию всего происходящего в соцсетях, герои фильма – нет. Псковские подростки скрывались на даче одного из родственников, актёры нашли пристанище в построенном специально для съёмок домике. К слову, ночевать в этот период, по словам режиссёра Александра Ханта, всей команде приходилось недалеко съёмочной площадки, в старых холодных квартирах с крысами.
Дурной пример заразителен?
За просмотром фильма последовало обсуждение кинокартины. На вопросы псковичей отвечала присутствовавшая в зале Ольга Саханова (в фильме – мама Дани) и по видеосвязи – режиссёр Александр Хант. Дискуссия оказалась бурной. Зрители буквально засыпали гостей вопросами. Псковичей, среди которых были как молодые, так и зрелые люди, интересовали философские и психологические вопросы, тема взаимоотношений отцов и детей, проблемы подрастающего поколения, а также связь фильма с реальными событиями в Стругах Красных и истории подростков, которые также легли в основу сценария.
«Я столкнулся, как и многие из нас, с историей Кати и Дениса тогда, когда она произошла, в ноябре 2016-го. Запись трансляции была доступна в интернете. И это стало отправной точкой для фильма. Но когда я начал разбираться с историей, я принял такое решение: если рассказывать историю Кати и Дениса, то нужно делать документальный фильм. Я отказался от этой идеи. Что меня поразило в этой истории… Когда я смотрел трансляцию, я не видел самоубийц, я видел типичных подростков, которые переживают не самый простой период в своей жизни. Отчасти протестуют, отчасти бунтуют, отчасти сами себя провоцируют. Но это всё укладывается в этот возраст. “Межсезонье” – это как раз название, которое указывает на этот переходный период», - объяснил режиссёр фильма Александр Хант.
Отвечая на вопросы псковичей, он вспомнил, что работа над фильмом началась не с написания сценария, а с беседы с подростками и с кастинга и общения с подростками. Тогда и пришло осознание: «Важно и нужно рассказать историю про подростков вообще». «Это не история Кати и Дениса, это история, которую мы по сути придумали. Такая собирательная вещь», - подчеркнул режиссёр.
В разгар обсуждения прозвучал вопрос, волновавший, судя по обсуждению в соцсетях, многих псковичей. Его автор поинтересовался: не подтолкнёт ли столь дурной и неоднозначный поступок героев к повторению.
«Такого не может быть, - ответил режиссёр. – Разве можно представить ситуацию: вот живёт молодой человек, у него всё хорошо и всё в порядке. И вдруг он включает фильм “Межсезонье” и тут все сразу раскрывается и от отправляется совершать радикальные вещи. Тем более, я считаю, что наши герои совершенно не хотели оказаться в этом доме и с этим оружием. Они не хотели, чтобы ситуация дошла до такой критической точки. Наш фильм, я считаю, только позволяет такие ситуации предотвратить, если они существуют».
Привёл Александр Хант и пример. По его словам, на один из спецпоказов фильма пришла девочка. Благодаря кинокартине она впервые рассказала о своих проблемах.
«То, что произошло здесь недалеко, произошло до этого фильма. И никакого фильма не было нужно. Для меня большая беда и трагедия, что случилось именно так», - добавила актриса фильма «Межсезонье» Ольга Саханова.
Фильм Александра Ханта «Межсезонье» сейчас можно найти в Сети. Возрастной ценз на него – 18+ В этой кинокартине, как в настоящей криминальной мелодраме, есть кровь, насилие, любовь, убийство… И всё-таки, зачем снимать фильм по мотивам столь неприятной истории? Зачем заставлять вспоминать, «пиарить», привлекать внимание?
Сам режиссёр Александр Хант на этот вопрос отвечает так: «Тема проблем подростков всегда актуальна. Были такие подростки и в 80-х, и в 90-х годах. Нет фильма или книги, которая могла бы эти проблемы решить. Но отсутствие фильмов и вообще дискуссии по проблеме, безусловно, проблему множит. Сложности есть. И самое главное, на что мы надеемся нашим фильмом – что он вызовет дискуссию и спор».