Неустойчивый «Константин» и затонувшая «Клементина»: курьёзы судоходства на Псковщине

Первый пароход и первое крушение

Великая – пожалуй, главная река Пскова, самая протяжённая и широкая. Разумеется, ни в какое сравнение с Волгой или, например, Доном, она не идёт, а потому её название нередко вызывает насмешки у многочисленных туристов. Мол, какая же это Великая, ширина от силы 100 метров. Однако краеведы придерживаются совсем иного мнения – река эта, пусть и не очень широкая, для наших предков играла огромную роль, соединяла Псковщину с Европой.

Судоходной наша «водная артерия» была ещё с эпохи Средневековья. А в XIX веке по Великой пустили и первые пароходы. Пользовались ли они популярностью среди псковичей? Сколько стоила поездка? И где затонула первая паровая машина? Расскажем в нашем материале в рамках нашей постоянной рубрики «Неизвестный Псков».

Первый пароход и первое крушение
Первые пароходы по Великой пошли ещё в XIX веке. Здесь и далее иллюстрации из книги Н. Ф. Левина «Псков на старых открытках»

Историей судоходства в нашем регионе занимался знаменитый псковский краевед Натан Феликсович Левин. Именно он собрал богатую коллекцию открыток, иллюстрирующих жизнь псковичей, а также написал свыше 300 научных статей. Их материалы «МК в Пскове» удалось изучить. Они и станут основой сегодняшнего рассказа.

Великая была судоходной и в Средние века

Нужен пароход

Великая (может быть, поэтому её так и назвали), сыграла в развитии Пскова очень большую роль. Через неё, а затем через Псковское, Чудское озёра и Нарву ещё в допетровские времена ходили под парусами торговые суда из западной Европы. Благодаря своему удачному положению со временем Псков превратился в огромный средневековый город. И хотя со временем наш регион утратил своё торговое значение, купцы из соседних стран и в начале XIX века по-прежнему охотно привозили сюда на продажу рыбу и дрова.

Именно они и стали инициаторами развития пароходного сообщения по Великой. В декабре 1840 император Николай I разрешил купцу из Дерпта [ред. современный эстонский город Тарту] Фёдору Вегенеру в течении 7 лет заниматься пароходством в акватории Чудского и Псковского озёр, а также передвигаться по рекам, впадающим в них. Спустя два года своим высочайшим повелением император, не дожидаясь окончания первого срока, продлил «полномочия» европейского купца ещё на 8 лет. Но при этом поставил условие: Фёдору Вегенеру было необходимо очистить русло Нарвы от подводных камней, тем самым увеличив её судоходную часть.

По великой, а далее по Чудскому и Псковскому озёрам купцы перевозили свои товары в Европу и из неё

К пароходу, как на праздник

Первый пароход из Дерпта псковичи увидели весной 1843 года. Его прибытие несколько раз откладывалось – мешало половодье. В итоге «Псковские губернские ведомости» оповестили местных жителей: судно прибудет 27 мая, в субботу. По такому случаю на левом берегу Великой возвели новую пристань, пригласили оркестр; собралась и толпа любопытных псковичей. Все с нетерпением ждали пароход. Но произошла неприятность – на озере разыгралась буря с сильным встречным ветром. В назначенный час судно не появилось, разочарованные люди стали расходиться, музыкантов отпустили.

Тем временем, чтобы успеть добраться до Пскова до наступления сумерек, пароход бросил буксируемую грузовую баржу на подъезде к пристани. В итоге о том, что судно всё-таки прибывает, псковичей известил вестовой выстрел. Услышав его, публика хлынула обратно к реке. Наконец, увидев подходящую к пристани «Юлиану-Клементину» (Фёдор Вегенер назвал судно в честь своей жены), псковичи закричали «Ура!».

Первые пароходы у жителей Псковщины вызывали огромное любопытство

После первого плавания, а длилось оно целых 16 часов, на псковский берег сошли всего семь человек. Были среди них чиновники, купцы, учитель верховой езды, его студенты, редактор газеты и даже сам бургомистр. Утром прошёл благодарственный молебен, а затем раздалась «праздничная» пальба из корабельных орудий.

Тем же вечером, 28 мая, около ста псковичей прокатились на пароходе до самых Талабских островов. Водная прогулка продлилась аж 4 часа. Сохранились записи о том, что во время неё любопытные горожане не только любовались окрестностями, но и с особым усердием осматривали «начинку» судна – каюты, палубу, буфет.

К слову, задерживаться в городе пароход не стал. Уже в понедельник судно отплыло обратно в Дерпт, чтобы вновь вернуться к выходным.

Много зрителей, мало пассажиров

Для псковичей пароход «Юлиану-Клементина» оказался настоящей диковинкой. Каждую субботу у пристани собиралась встречать дерптское судно огромная толпа. Желающих прокатиться же раз от раза становилось всё меньше и меньше. На этом фоне, утверждает исследовавший тему Натан Левин, европейские купцы «переориентировали» пароход в основном на грузовые перевозки.

Встречали первый пароход в Пскове с оркестром

Кстати, Фёдор Вегенер, благодаря которому в Псков прибыл первый пароход, по повелению императора, провёл инженерные изыскания на Нарве и заявил, что расчистить ее русло не сможет. Из-за этого в 1848 году его «пароходная монополия» кончилась и с этого времени каждый предприниматель мог пустить своё судно по Великой. «Юлиану-Клементину» же продали, и с лета того же года она вновь стала еженедельно ходить по «водным артериям» региона. Совершались и «прогулочные рейсы по частному найму» - услугами этого судна жители Псковщины пользовались ещё пять летних сезонов.

В сентябре 1852-го «Юлиана-Клементина», направлявшаяся в сторону Чудского озера, чтобы выпустить в водоём молодую форель, потерпела крушение и затонула в устье Нарвы.

Из «Юлианны» в «Константина»

Затонувшему пароходу «Юлиана-Клементина», а точнее его частям, спустя 8 лет дали «вторую жизнь». Самые ценные части паровой машины были извлечены из-под толщи воды, сначала лежали без дела, а после были облачены в новый корпус – судно назвали «Константином». К слову, этот пароход оказался очень неустойчивым.

Фёдор Вегенер не смог очистить русло Нарвы от камней и потерял свою монополию

По воспоминаниям жителей Псковщины XIX века, как только несколько человек собирались у одного из бортов судна, чтобы полюбоваться видом, капитан нервничал и требовал разойтись по разным сторонам, заявляя, что иначе пароход может опрокинуться. В итоге второй псковский пароход стал буксирным.

На смену «Константину» спустя годы пришли суда под названием «Нарва», «Александр», колёсный пароход «Дорпат» (его доставили из столицы в разобранном виде и собрали прямо в Пскове); с лета 1865 деревянный буксирный пароходик «Пейпус», который развозил казённую и частную корреспонденцию.

Конкуренцию пароходам, перевозившим и грузы, и пассажиров, составили поезда. В конце XIX века началось движение на Псково-Рижской железной дороге, доходившей как раз до Дерпта. В итоге в следующем сезоне владельцы пароходов вынуждены были снизить цены на свои билеты и снять с линии несколько судов.

Судно «Со­фия» принадлежало Лифляндскому пароходству и использовалось большей частью для доставки грузов. Ходило оно, отмечают исследователи, нерегулярно

В XX веке появлялись в Пскове и другие пароходы. Самым большим среди них был «Император» - он брал на борт до 300 туристов. Примечательно, что даже летом 1918 года, когда Псков был оккупирован, суда по Великой ходили практически без остановок. Но только под немецким флагом. К концу столетия пароходы в Пскове стали не редкостью, своё судно появилось даже у промысловиков с Талабских островов. Дошло до того, что пароход «Талабск» за сезон приносил в кассу «Псковского пароходного общества» около десяти тысяч рублей (деньги, по тем временам, очень большие).

Расписание движения одного из псковских теплоходов, а также стоимость поездки на нём

В этом году исполняется 178 лет со дня прихода в Псков первого парохода. Пользуется популярностью речной транспорт и спустя более чем полтора века – в летние месяцы от набережной реки Великой у Ольгинского моста, отходят прогулочные суда и катера. Как и сто лет назад, они возят туристов к Талабским островам и живописному берегу у Снетогорского монастыря. К слову, ведь и будущее у истории с судоходством есть. Весной 2021-го псковский губернатор, например, заявил о том, что в городе появится собственный речной трамвай.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру